Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание

Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда…….4
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе………………………………………………………….16
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………….27
3.1 Перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения……………………………………………………………………………27
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………....…51

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

В то же время проблемы моногородов носят системный  характер. И стратегическое решение  состоит в диверсификации городской экономики, в уходе от чрезмерной зависимости от единственного градообразующего предприятия.

Правительство РФ намерено и в дальнейшем помогать моногородам. Но решающая роль, конечно, в таких  случаях принадлежит региональным и местным властям. Там, где они проявляют инициативу, проблемы решаются, появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития17.

Можно констатировать, что  на сегодняшний день наработан реальный опыт управления процессами занятости  в условиях глобального экономического кризиса. Были созданы кадры, укреплены службы занятости, у них появились квалифицированные люди. Службы занятости в значительной мере научились работать с теми, кто потерял работу, испробовали различные средства реакции на кризис на рынке труда, начиная от общественных работ и заканчивая индивидуальным пакетом, допустим, для создания собственного дела, что является высшей формой борьбы с безработицей, когда человека из безработного превращают в предпринимателя. Это самый продвинутый механизм содействия занятости населения, хотя он и не для всех пригоден.

Таким образом, сегодня  ведётся работа по обеспечению реализации в антикризисных мер в сфере  труда и сфере занятости населения. С этой целью был запущен ряд  программ. Усилия органов службы занятости  обеспечили стабилизацию численности зарегистрированных безработных и коэффициента напряженности на рынке труда.

В 2011 году была продолжена активная политика на рынке труда. Правительство РФ усилили работу по решению стратегических задач развития рынка труда.

 

 

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

3.1 Перспективы регулирования  занятости населения и снижения 

безработицы в РФ

 

Ситуация на рынке  труда в России в целом стабилизировалась, однако по-прежнему требует постоянного  контроля. Кроме того, нужно повышать информированность людей о реализуемых в настоящее время программах занятости.

В рамках работы, которую  ведёт Правительство РФ, органы государственной  власти намерены перейти от антикризисных  мер на рынке труда, которые предпринимались в период конца 2008 года, 2009-го и 2010 года, уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы. Набор вариантов мер по содействию занятости должен развиваться от простых мер, которые использовались на рынке труда в пик безработицы (имеются в виду общественные работы), к более продвинутым вариантам помощи гражданам, прежде всего это индивидуальный пакет для создания собственного дела.

В 2011 году была продолжена активная политика на рынке труда. На программу занятости из федерального бюджета было выделено почти 28 млрд. рублей. В том числе занималось выстраиванием эффективной политики в сфере внешней трудовой миграции, стимулировать внутреннюю мобильность трудовых ресурсов.

Зарегистрированная безработица  сократилась на миллион человек за год. Это очень хороший темп сокращения безработицы. И, по сути, экономика восстанавливается достаточно быстрыми темпами - это главная предпосылка того, что восстановится и рынок труда. Но есть еще одна составляющая этой проблемы. Нет никакой необходимости воспроизводить малоэффективные

 

рабочие места и предприятия  вчерашнего дня. Нужно восстанавливать  современный рынок труда, с тем  чтобы появлялись новые, высокотехнологичные  и высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом направлении намерено в ближайшей перспективе действовать Правительство РФ.

Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой  спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Правительством РФ в  первом полугодии 2011 года была разработана госпрограмма содействия занятости населения. И все меры реализации мероприятий активной политики в области обеспечения занятости, повышения трудовой мобильности населения, совершенствования социальной поддержки безработных будут включены в эту госпрограмму.

Рационализация использования  имеющихся трудовых ресурсов требует  изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда  и профессиональным образованием, опережающее  обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.

Проблема нашей образовательной системы заключается в том, что, к сожалению, большое количество специалистов готовится само, без учёта потребностей рынка труда. В связи с этим Премьер-министр РФ В.В.Путин отметил: «Наша задача - задача государства, прежде всего, заключается в том, чтобы две эти составляющие совместить. И здесь существует несколько путей решения этой проблемы. Один из них - это ранние стажировки на тех предприятиях, которые заинтересованы в получении тех или иных специалистов. Такая практика сейчас расширяется, она все шире и шире становится».

Гибкий эффективно функционирующий  рынок труда является важнейшей  составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной  от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной  экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению  сложившейся структуры занятости  населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию  на рынке квалифицированной рабочей  силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств - участников СНГ, в том числе из Российской Федерации.

В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

В долгосрочной перспективе  эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения  на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007 - 2020 годы более чем на 10 процентов), что тем не менее в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7 процента в год в 2011 - 2015 годах и на 7,5 процента в 2016 - 2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга  и прогнозирования ситуации на рынке  труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

В то же время инновационная  экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, для соблюдения которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя из тенденций  развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность18.

Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством  решения следующих задач.

Первая задача - повышение  гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, в том числе:

совершенствование нормативной  правовой базы в сфере труда и  занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе  гибкие формы, не требующие постоянного  присутствия на рабочем месте;

обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и  услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности  производимой продукции;

снижение уровня нелегальной занятости;

повышение эффективности  использования трудовых ресурсов в  бюджетной сфере за счет более  тесной увязки заработной платы с  эффективностью работы и качеством  предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;

создание условий для  продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования  трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

расширение практики стажировок в организациях молодых  специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее  место;

стимулирование занятости  женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

создание условий для  интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

обеспечение соблюдения установленных норм и правил в  сфере регулирования рынка труда  и трудовых отношений, повышение  эффективности контроля и надзора  за их исполнением;

развитие социального партнерства.

Вторая задача - улучшение  качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального  образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального  образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:

развитие внутрипроизводственного  обучения работников организаций, а  также опережающего профессионального  обучения работников, подлежащих высвобождению;

развитие профессиональной мобильности на основе повышения  квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность  на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;

совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе  адекватных запросам рынка труда  квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда19.

Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости  и эффективности использования  труда, в том числе за счет повышения  территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:

повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости  населения на основе развития государственной  службы занятости населения и  частных агентств занятости, их взаимодействия;

создание конкурентного  рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

Информация о работе Рынок труда