Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание

Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда…….4
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе………………………………………………………….16
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………….27
3.1 Перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения……………………………………………………………………………27
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………....…51

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

реформирование системы  государственной социальной поддержки  безработных граждан с целью  стимулирования их к активному поиску работы;

использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

создание механизма  информирования населения о возможностях трудоустройства в различных  регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;

разработка новых направлений  активной политики занятости населения;

предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);

формирование механизмов, стимулирующих органы государственной  власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;

осуществление комплекса  мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование  системы предоставления государственной  поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости  населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных  и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;

использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.

Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить  трудоспособность работающего населения  на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

разработка и реализация мер по улучшению условий и  охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с  участием сторон социального партнерства;

развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных  производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

переход от выплаты компенсаций  за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями  труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной  рабочей силы с учетом перспективных  потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, в том числе:

обеспечение дифференцированного  подхода к привлечению иностранной  рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование  механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных  категорий иностранных граждан;

организация за рубежом  центров содействия иммиграции в  Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных  работников, а также изучению ими  русского языка, российской культуры и  российского законодательства;

реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Ключевые этапы и  показатели реализации поставленных задач  в течение 2008 - 2020 годов следующие:

снижение уровня нелегальной  занятости с 35 до 5 - 10 процентов;

повышение уровня легальной  занятости мигрантов с 26 до 70 - 80 процентов;

снижение уровня общей  безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.

Кроме того, будут охвачены внутрипроизводственным обучением (с периодичностью обучения не более 5 лет) 80 процентов работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением - 40 - 50 процентов работников, подлежащих высвобождению.

Долгосрочная политика занятости будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости – созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы20. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

 

3.2 Пути повышения эффективности  регулирования рынка труда в РФ

 

Переход к инновационной экономике приведёт к трансформации рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация. Таким образом, в конечном счёте произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом контексте задача бизнеса, регионов, Правительства России - создавать именно такие высокотехнологичные и современные рабочие места и планомерно двигаться к современной структуре занятости. В этом заинтересованы все: в этом заинтересован бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; в этом заинтересовано государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормальные деньги зарабатывать.

Государственная политика в области занятости должна стать  более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Поэтому следует обратить особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.

Особое место среди  инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные  программы по снижению напряжённости  на рынке труда. Сегодня очень важно повысить их эффективность и адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах

Сегодня в России очень  популярно поощрение малого бизнеса. Но этого недостаточно. Нужны радикальные  меры. Например, если требуется повысить мобильность рабочей силы, нужно, чтобы людей обеспечивали жильем. От практики низких и «серых» зарплат тоже нужно отказаться. Всем этим должно заниматься государство21.

Направления совершенствования  системы организации содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан, сбора вакансий и сотрудничества с работодателями будут определяться конкретной ситуацией на рынке труда и составом зарегистрированных в поиске работы граждан. Организуемая работа по оказанию содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу.

Ввиду вышеизложенного, приоритетами реализации политики в  сфере занятости и снижения безработицы  должны выступать:

- внедрение в практику  работы крупных центров занятости  профессионально-отраслевого принципа. Это позволит специализировать работников, занимающихся вопросами трудоустройства, на оказании услуг безработным по определенным секторам экономики и профессиям, что обеспечило более высокую эффективность и необходимое качество их работы, Большие преимущества профессионально-отраслевого принципа организации работы специалистов по трудоустройству проявляются и сегодня при углублении деятельности службы занятости по дальнейшему расширению контактов с работодателями, в частности, в малом и среднем бизнесе в целях поиска дополнительных вакансий для трудоустройства безработных и особенно женщин;

- интенсивные методы  подбора работы с использованием  перечней предприятий, планов  поиска работы, групповые перерегистрации  отдельных категорий безработных  и другие. В результате должна быть обеспечена достаточно высокая степень эффективности реализации программ оказания содействия в трудоустройстве.

Для содействия предпринимательской  инициативе безработных в муниципальных  образованиях могут быть организованы муниципальные бизнес-инкубаторы — коллективные офисы для начинающих предпринимателей. В рамках их деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.

В активных программах содействия занятости службе занятости населения следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.

Профилирование безработных  является процедурой, при которой  на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги содействия в трудоустройстве. С этой целью применяются такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.

В существующих методиках  профилирования безработных на основе численного значения оценивается вероятность  перехода вновь зарегистрированных безработных в разряд долгосрочных безработных. Профилирование предполагает предоставление безработным интенсивных программ содействия занятости на ранней стадии безработицы, а не после наступления длительной безработицы.

Служба занятости в  результате профилирования должна осуществить  индивидуальную оценку безработных. Для  улучшения предсказательной точности моделей профилирования мы предлагаем использовать такие факторы, как коммуникабельность безработного, транспортная доступность жилья, обычное время проезда от дома до работы и др.

Внедрение современных  технологий позволит повысить эффективность и результативность мероприятий на рынке труда.

Важное направление  диверсификации предложения рабочей  силы и приспособления профессионального  образования к потребностям рынка  труда - многопрофильные образовательные  программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям (штукатур-облицовщик-плиточник-маляр, тракторист-машинист-ремонтник, секретарь-офис-менеджер-инспектор отдела кадров, бухгалтер-кассир-пользователь ЭВМ и др.).

Существенную позитивную роль способны сыграть превентивные меры противодействия безработице прежде всего в отношении групп граждан, находящихся в зоне наибольшего риска стать безработными (работающие на предприятиях, близких к банкротству, низкоквалифицированные работники, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и др.).

В политике занятости  необходимо практически перейти  к активным мерам по сохранению рабочих  мест в перспективных отраслях и  секторах экономики и их увеличению. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Учитывая эффективность  в переходный период малого бизнеса  в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающейся в ходе структурных реформ рабочей силы.

Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где  при службах занятости учреждены  коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости  безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетинг), бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование начинающих.

Информация о работе Рынок труда