Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание

Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда…….4
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе………………………………………………………….16
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………….27
3.1 Перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения……………………………………………………………………………27
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………....…51

Работа состоит из  1 файл

рынок труда.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1 331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь – сентябрь) составил 7,5 %8.

Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения  субъектов РФ оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.

Программа антикризисных  мер Правительства РФ в сфере  труда и занятости населения, экстренная. Она принималась для  того, чтобы прежде всего сохранить  трудовой потенциал предприятий; второе - не допустить скачка численности  безработных как общей, так и  регистрируемой, и третье - не допустить социальной напряженности в тех или иных территориальных образованиях. Правительству РФ удалось через эту программу сохранить стабильность во всех субъектах Российской Федерации.

Ещё одной важной программой в сфере  занятости, которая стала особенно активно реализоваться в период финансово-экономического кризиса, стала программа содействия самозанятости для безработных. Сейчас программа позволяет оказать безработным материальную помощь на открытие собственного бизнеса, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 тысяч 800 рублей. И люди этим воспользовались.

В рамках этой программы  граждане получают необходимые консультации, готовят бизнес-план для своей  дальнейшей работы в качестве предпринимателя. После утверждения бизнес-плана комиссией кандидат получает помощь от государства на открытие собственного дела.

Но в регионах есть еще программа, которая финансируется  за счет муниципальных, региональных и  федеральных средств. Чтобы создать  мощный бизнес, надо свой проект составить так, чтобы можно было привлечь средства и из других источников. А источники эти сейчас есть. По линии Министерства экономического развития для развития малого бизнеса деньги выделяются всем субъектам РФ. Эти программы активно реализуются в следующих субъектах РФ: Пензенская, Вологодская, Кировская, Саратовская, Свердловская области. Если смотреть по федеральным округам, то лидером в этом вопросе является Приволжский.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Численность экономически активного населения, занятых и безработных дана в таблице 1.

 

Таблица 1 - ЧИСЛЕННОСТЬ  ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ (тысяч человек)9

 

1992

1995

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически 
активное  
население - всего

75060

70740

72770

73432

75159

75757

75658

75440

75752

в том числе:

                 

занятые в  
экономике

71171

64055

65070

68169

70570

70965

69285

69804

70732

безработные

3889

6684

7700

5263

4588

4791

6373

5636

5020

Мужчины

39197

37338

37631

37273

38103

38680

38527

38575

38716

в том числе:

                 

занятые в  
экономике

37161

33726

33574

34549

35650

36139

35059

35500

35989

безработные

2036

3613

4057

2725

2453

2542

3468

3075

2727

Женщины

35863

33401

35139

36158

37056

37076

37131

36865

37036

в том числе:

                 

занятые в  
экономике

34010

30330

31496

33620

34920

34826

34226

34304

34742

безработные

1853

3072

3643

2538

2136

2250

2905

2562

2294


 

1) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости. 2) По данным Роструда.

 

В 2010 г. Правительство РФ сохранило  полностью все программы, которые  работали в 2009 году. Более того, они были несколько расширены и ориентированы в большей степени уже не на поддержание занятости на предприятиях для граждан, которые находятся под риском увольнения, а на создание новых рабочих мест. И в этом смысле общественные работы, которые занимали львиную долю в 2009 году, в 2010 году уменьшились практически в три раза, количество предполагаемых занятых. Но зато увеличились такие направления, как переобучение и самозанятость, там, где речь идёт о создании собственного дела.

Там, где речь идёт о создании собственного дела, численность граждан увеличилась  на 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Точно так же увеличилась численность тех, кто будет проходить опережающее обучение, переподготовку и стажировку. И, соответственно, Правительством РФ были смягчены условия для всех этих направлений.

К февралю 2010 г. Правительством РФ были одобрены все региональные программы  содействия занятости, Правительство  РФ подписало соглашения с регионами  Российской Федерации по этим программам.

На реализацию этих программ из федерального бюджета было выделено 33,3 миллиарда рублей, которые ушли в регионы.

За счет совместных действий повышена конкурентоспособность предполагаемых к высвобождению граждан: опережающее  обучение прошли 137,9 тыс. человек, в общественных и временных работах приняли участие 1,5 млн человек. В этот период была оказана материальная поддержка тем, кто потерял работу, в размере от 30% до 60% от ранее получаемой зарплаты. Более 70 тысяч выпускников учебных заведений прошли стажировку под руководством 44 тысяч наставников.

За 2009—2010 годы служба занятости населения  подготовила и профинансировала более 326 тысяч человек, которые получили материальную поддержку на открытие собственного дела. Эта поддержка  была равна двенадцатикратному размеру максимального пособия по безработице — 58 800 рублей. Гражданин, который изъявил желание открыть собственное дело, должен был сформировать бизнес-план, защитить его, и после принятия бизнес-плана он получал финансовую поддержку на открытие собственного дела.

75% тех, кто открыл  собственное дело в 2010 году, —  это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее  большинство начинающих предпринимателей  открыли собственное дело именно  в селе и в регионах10. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2010 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения11.

В 2009-2010 годах большинство  программ было нацелено на сохранение социальной стабильности. Многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и Минздравсоцразвития РФ готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей. Эта мера оказалась крайне эффективной. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили. И этот механизм будет работать и дальше.

Хорошо проявили себя и общественные работы. Реально они помогли остаться на плаву за 2009-2010 годы практически  четырем миллионам человек, находившихся под угрозой увольнения12.

 

2.2 Результаты антикризисных  мер Правительства РФ в сфере 

занятости

 

Как отмечают в Росстате, почти 70% безработных граждан ищут вакансии самостоятельно, не прибегая к услугам служб занятости. Поэтому  официальные данные Минздравсоцразвития  и Росстата существенно отличаются. Так, по данным Минздравсоцразвития, сейчас в службах занятости зарегистрирован 1 миллион 641 тысяча человек13.

Предпринимаемые Правительством РФ и региональными органами власти меры позволили достичь серьёзного эффекта. Ситуацию в сфере занятости  характеризуют следующие цифры.

  • К декабрю 2010 года уровень безработицы снизился до показателей двухлетней давности. По состоянию на 1 декабря 2010 года численность зарегистрированных безработных составила 1 533,6 человек (декабрь 2008 года – 1 521,8 млн).
  • В 2010 году на основные меры по содействию занятости россиян, выплату пособий по безработице было предусмотрено 88,7 млрд. рублей, что на 12,8% больше, чем в 2009 году.
  • На программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на региональных рынках труда из федерального бюджета выделено 39,5 млрд рублей. Всего на 1 декабря в дополнительных мероприятиях, призванных стабилизировать ситуацию на региональных рынках труда, приняли участие 1,85 млн россиян; расходы составили 32,6 млрд рублей. По данным на 1 декабря:
  1. Открыли собственное дело на субсидию в 58,8 тыс рублей по программе самозанятости 173,0 тыс. безработных. Они создали 58,2 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных (48,0 тыс. мест создано открывшими бизнес в 2010 году, 10,2 тыс. – в 2009 году. Из них в малом бизнесе в 2010 г. было создано 40,819 рабочих мест, в 2009 г. – 9,216) (диаграмма 2). Фактические расходы по данному направлению составили 13,5 млрд. рублей.
  1. Участниками другого направления – общественные работы и временное трудоустройство – стали 1,4 млн. человек. На выплаты направлено 13,8 млрд. рублей (Рис. 2).
  2. На поддержку трудоустройства молодежи – выпускников школ, вузов, которые не смоги после окончания обучения найти работу – потрачено 1,3 млрд. рублей. Стажерами были около 70,8 тыс. молодых людей с привлечением 42,8 тыс. наставников.
  3. 131,2 тыс. человек, находящихся под угрозой увольнения, смогли получить новую специальность или повысить квалификацию по направлению «Опережающее профессиональное обучение». На эти цели израсходовано 968,5 млн. рублей.
  4. 6,2 тыс. инвалидов приняты в штат организаций, которые воспользовались госсубсидией в 30 тыс. рублей на оснащение одного рабочего места для инвалида. В следующем году субсидия составит 50 тыс. рублей. По данному направлению потрачено 132,1 млн. руб.
  5. В другую местность с целью трудоустройства переехали 8,9 тыс. человек. Общий объем затраченных средств составил 329,8 млн. рублей14.

С помощью федеральных  средств регионам выделяются гранты для малого бизнеса. И если регион выделяет средства на открытие малого бизнеса, к этому потом присоединяется более большой грант – федеральный. Вложения, которые были предусмотрены по этому направлению в рамках антикризисной программы, принесли свой результат, люди поверили.

В рамках 2011 года акцент сделан уже не на общественные работы, которые дали свой эффект в период массовых увольнений. Сегодня уже речь идёт о переподготовке в большей степени, стажировке и самозанятости. А остальное – это целевые направления.

За исключением моногородов, где Правительство РФ оставило общественные работы и все другие меры, на региональных рынках труда, где позитивные сдвиги наметились, переподготовка больше ориентирована на новые рабочие места, которые создаются уже на предприятиях, которые работают в рамках модернизационного пакета и в рамках инновационных направлений15.

Президент РФ Д.А. Медведев поставил задачу службе занятости переходить на долгосрочные программы. В 2011 году стартовали две такие программы. Первая – это опережающее обучение и стажировка женщин, находящихся в тяжелых и вредных условиях труда, с целью вывода их с производства. И вторая программа в поддержку женщин – это профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации молодых мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком и планируют выход на работу.

 

Диаграмма 2 - Дополнительно созданные места в малом бизнесе

 

В рамках рассматриваемой  темы следует затронуть проблему функционирования сферы занятости  в моногородах. Как известно, в  период кризиса многие из них оказались  в тяжёлой ситуации. Проблемы на градообразующих предприятиях обернулись ростом безработицы и снижением доходов граждан, сократились поступления в местные бюджеты. Сейчас уже можно подвести первые итоги реализации государственной программы поддержки моногородов. В рамках антикризисных мер Правительство РФ использовало специальные инструменты помощи моногородам: заложено на эти цели 27 млрд рублей. Большая часть этих средств распределена. Уже согласовано 50 ключевых инвестиционных проектов, в рамках которых до 2015 года в моногородах будет создано не менее 200 тыс. новых эффективных рабочих мест. С другой стороны, в 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы. Однако нужно понимать, что в 2010 году была лишь снята острота имеющихся проблем, оказана помощь потерявшим работу, несколько улучшилось положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В 2010 году только за счет региональных программ по снижению напряженности  на рынке труда в 335 наиболее проблемных моногородах удалось трудоустроить 425 тысяч человек. Из них 333 тысячи человек были задействованы на общественных и временных работах. Почти 40 тысяч прошли опережающее профессиональное обучение. Более 33 тысяч получили поддержку в открытии собственного бизнеса, 20 тысяч безработных прошли стажировку. Безработица практически во всех моногородах сократилась. Однако еще во многих населенных пунктах уровень безработицы остается гораздо выше, чем в среднем по России16.

Информация о работе Рынок труда