Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:30, курсовая работа
Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда…….4
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе………………………………………………………….16
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………….27
3.1 Перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения……………………………………………………………………………27
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………....…51
Важную роль в числе мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).
Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы (Калининградская, Сахалинская области, Хабаровский край, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан). В тех отраслях, где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы (промышленность, строительство, наука) и в регионах с аналогичной ситуацией (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области) более целесообразна реализация программ ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям22.
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры: транспортной, жилищной, информационной, образовательной. Формирование единого экономического пространства, развитие конкуренции, научно-технического прогресса, рост эффективности общественного производства и реальных доходов населения, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработицы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потребность в ней значительно выше.
Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
Представляется, что в современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные (федеральные) и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства, направляемые на осуществление политики занятости. Где, как не в регионах определять на основе анализа местного рынка труда, куда направить каждый рубль выделенных средств с наибольшей отдачей в виде роста занятости.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим
методам регулирования
— общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;
— создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
— обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Но чтобы знать подобные
потребности, делать прогнозы численности
безработных граждан и
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Сегодня в центре внимания должны находиться отрасли обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, определяющее возможности использования современного оборудования и новейших технологий в экономике страны23.
Таким образом, в долгосрочной перспективе Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.
Государственное регулирование занятости должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.
Заключение
Основными направлениями государственного регулирования занятости являются:
Механизм государственного
регулирования занятости и
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие:
- программно-целевой метод
- нормативный метод
- балансовый метод
- социальная партнёрство.
Политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Работа по оказанию содействия в трудоустройстве ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. В активных программах содействия занятости службе занятости следует использовать технологию профилирования безработных. Важное направление - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
Список использованных источников
Нормативные документы
Монографии, учебные пособия