Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория 3.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование включает в себя целый  арсенал средств воздействия  на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.

Финансовое  регулирование включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно – денежную политику. Объектом является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.

Государственное регулирование в  сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений.

Выделяется 8 наиболее существенных экономических функций государства в условиях преобладания рыночной экономики:

  1. Создание и регулирование правовой базы функционирования экономики: государство осуществляет данную функцию в лице своих парламентских и правительственных структур. Экономические законы утверждаются ГД.
  2. Антимонопольное регулирование экономики
  3. Проведение политики макроэкономической стабилизации: определяется Правительством и должна быть направлена на обеспечение экономического роста в стране, полной занятости и стабильного уровня цен. Главным инструментом в решении этих проблем является фискальная политика, т.е. политика в области правительственных расходов и налогов и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации необходимо увеличить государственные расходы и сокращать налоги для стимулирования частного сектора. Может быть второй вариант: сокращение государственных расходов при повышении налогов.
  4. Воздействие на размещение природных ресурсов, с целью получения природной ренты: в качестве воздействия могут быть использованы правовые нормы, дотации, налоги, государственное регулирование.
  5. Деятельность государства в сфере размещения доходов: перераспределение доходов связано с принятием программ социальной защиты населения (пособия по безработице, медицинское страхование).
  6. Определение приоритетов макроэкономического развития: необходимо особое внимание уделять сфере производства, где строятся общественный продукт, который затем перераспределяется.
  7. Функция арбитра в экономических спорах
  8. Государство должно применять силу, т.е. должно содержать МВД, суд, прокуратуру, армию.

Существует  несколько направлений государственного регулирования:

  • Регулирование капитальных вложений: таким способом государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя финансовый и кредитно-денежный механизм. Капитальные вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, так и за счет местных частных инвесторов.
  • Регулирование сбыта товаров: система сбыта регулируется через государственные закупки, через потребительский кредит, который широко развит в развитых странах – это покупка жилья в кредит.
  • Регулирование рынка рабочей силы: осуществляется по ряду направлений: установление продолжительности рабочей недели, установление минимальной зарплаты, установление порядка взносов на нужды социального страхования, подготовка и переподготовка кадров.
  • Стимулирование НИОКР

Инструментами государственного регулирования являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика и внешнеэкономическая политика. 

44.Механизмы  гос регулирования:  кредитно-денежные, финансовые, антициклические,  социальные, административные.В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления государственных социальных и экономических программ.

  - Социальное регулирование со  стороны государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных  или слабо защищенных слоев  населения, создание социальных  гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;

  - Денежно-кредитное регулирование  состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

  -Финансовое: это регулирование гос бюджета,  его дефицита или профицита,  а также гос долга(антиинфляционная  стратегия, банковская система  в регулировании денежного обращения)

  -Административное: этим занимиется ЦБ. У ЦБ есть целый набор административных мер в отношении сделок на рынке капиталов и денежном рынке, например ЦБ может утанавливать относительно минимальную величину первоначального взноса при покупке акций, товаров в кредит или может ужесточить, либо ослабить сроки продаж в рассрочку или погашения ссуд, взятых на условиях закладных. Т.о. ЦБ воздействует на денежный рынок, на движение капитала.

  -Антициклическое:  суть его заключается в принятии  своевременных мер самого различного  характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубоко падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, а то и продолжительной депрессии (борьба с монополизмом, антиинфляционная политика, денежно-кредитное регулирование, повышение процентных ставок) 

45.Меркантилисты  и физиократы и  их вклад в становление  политической экономии  как науки.

        Вместе с развитием человечества  возникает экономика. Истоки экономики  лежат ещё в древности –  в учениях Древнего Мира –  в основном на востоке, 3-4 вв. до  н.э. Уже тогда ученые отмечали, что существует разделение труда, различие между физическим и умственным трудом, право частной собственности на землю. В дальнейшем экономические взгляды получили свое развитие у мыслителей Древнего Рима. Следующим этапом было христианство – оно привело к коренным изменениям во взглядах на хозяйственную деятельность, т.к. объявило самый простой труд необходимым святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ест». Были затронуты проблемы богатства и равенства, проблема собственности, социальная оценка труда, говорили о справедливой цене. Но все эти взгляды были разрозненными и не стабилизировали как самостоятельную науку.

        Экономическая теория сложилась  в конце 17 начале 18 вв. В развитии  экономической теории как науки можно выделить политэкономию и экономию. Политэкономия связана со становлением капиталистических производственных отношений. Это наука о государственном хозяйстве. Одной из первых книг по политэкономии был «Трактат политэкономия» 1615г. французского дворянина А. Монкретьена. В своем развитии политэкономия прошла несколько школ и направлений.  Первой школой был ранний и поздний меркантилизм (середина 15в.). Просуществовал 3 века. В основе этого учения лежит представление, что богатство – обладание деньгами. Отсюда меркантилисты делали вывод: «Чем больше золота в стране, тем она будет богаче». Главная отрасль – внешняя торговля. Согласно их взглядам, государство должно как можно больше товаров продавать и как можно меньше покупать. Позже меркантилисты рекомендуют развивать экспортное производство, чтобы увеличить вывоз из страны и получать больше денег. Меркантилисты проповедовали культ денег, но рождаемых внешней торговлей. Таким образом, ранний меркантилизм пропагандировал денежное богатство и внешнюю торговлю, а поздний меркантилизм  – замену идеи денежного баланса торговым балансом, т.е. происходило смещение акцента с функции денег как средства накопления на функцию денег как средство обращения. Они говорили о взаимосвязи количества денег, цен и предложения товаров. Ошибочность этой теории: меркантилисты считали, что богатство возникает только благодаря торговли, только благодаря обмену денег на товар. Но от этого богатство не возрастает. Если будет неэквивалентный обмен, то богатство будет перераспределяться, т.к. сумма цен товаров равна сумме стоимостей товара, а если эквивалентный обмен, то никто не обогатится. Представителями этой школы были Томас Манн, Лоу, Локк, Юм. К числу поздних меркантилистов относится Джеймс Стюарт. Он выработал общую систему буржуазной экономии, но она была создана на основе меркантилизма. 

Термин "меркантилизм" используется в двух значениях: как  тип экономической политики (направленной на привлечение в страну драгоценных  металлов) и как экономическая  теория, оправдывающаая это привлечение.

Как политика меркантилизм существовал с очень  незапамятных времен. Указания о мерах, запрещающих вывоз драгоцнных металлов из страны, можно обнаружить и в  раннем средневековье, и в Древней  Руси.

Как теченеие экономической мысли меркантилизм представляет собой довольно искусственное объединение в одну группу нескольких мыслителей XV-XVII вв., имевших сходные взгляды на проблемы хозяйства. При этом все они никогда не были друг другом знакомы и не являлись одной школой экономической мысли в буквальном смысле.

Как правило, теоретики меркантилизма были людьми практики: либо это были торговцы, либо государственные деятели. Да и само слово меркантилизм происходит от английского merchant - торговец.

      Для всех мерканатилистов были характерные следующие общие убеждения:

  1. богатство нации заключается в золоте и серебре

2) увеличить  количества золота или серебра  в стране можно только за  счет внешней торговли.  

        Первое убеждение меркантилистов  всегда вызывало наибольшие споры.  Начиная со времен Адама Смита экономисты стали считать, что настоящее богатство нации заключается в количестве благ, которые она может потребить, а не в количестве денег, и взгляды меркантилистов стали считаться глубоко ошибочными. Вот некоторые высказывания представителей меркантилизма: "Деньги - богатство королевства", "В настоящее время деньги стали общепринятым мерилом для всех людей, поэтому нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче".

Характерным для меркантилистов является убеждение  в том, что единственным источником увеличения богатства любой страны является внешний мир. Отсюда - существует только три способа увеличения богатства в стране: война, колонии и внешняя торговля. "От того, что потребляется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает. Но все, что вывозится за границу, есть очевидная и верная прибыль."

Обычно выделяют два этапа в развитии меркантилизма как политики:

  1. политика активного денежного баланса
  2. политика активного торгового баланса.

      Оба этапа были направлены на то, чтобы увеличить количество денег в стране, но использовали несколько различные методы. Рассмотрим их сходства и различия.

Политика активного  денежного баланса подразумевала  непосредственное регулирование движения денег через границу. В страну разрешался ввоз денег, а из страны вывозить деньги было строго запрещено. Если иностранный купец привозил на продажу товар, то вырученные деньги увезти на родину он не имел права. Все, что он мог сделать, это купить и вывезти какой-либо товар (например, в Англии существовал специальный "Статут об истрачении"). Поскольку проследить за выполнением этих правил было нелегко, вводился жесткий полицейский досмотр всех отходящих судов, была широко распространена слежка тайной полиции за выполнением этих предприсаний и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории