Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория 3.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

Классификация налогов:

  1. По объектам налогообложения:
  • Налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары)
  • Налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома)
  • Налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (например, при покупке вина, водки, сигарет)
  1. По способам взимания:
  • Прямые – налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи), либо с владельцев имущества (налог на собственность). Такие налоги могут смягчать неравенство между людьми, имеющими разные доходы и собственность. Однако такие налоги угнетают трудовую активность: больше платит тот, кто лучше работает. А так же растущие налоги на собственность тормозят ее накопление.
  • Косвенные – налоги, которые включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Здесь выделяют 2 позиции:
  • Акцизы – налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают 2 вариантов: индивидуальные акцизы (фискальные монопольные налоги)  – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак). Производство и сбыт облагаемых этими налогами товаров часто является монополией государства. Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (НДС, налог с продаж).
  • Таможенные пошлины – налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу.

 С одной стороны  косвенные налоги дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление вредных продуктов. С другой, - они означают рост цен, что может вызвать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию.

 Кроме того, по способу взимания налогов  они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

  • Кадастровый способ взимания:   характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Величина налога не зависит от доходности объекта (например, налог на транспортное средство без учета того, используется оно или простаивает).
  • Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. Уплата налога производится после получения дохода. (налог на прибыль).
  • Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет (подоходный налог с физических лиц).
  1. По способу определения размера налога:

Налоговая ставка – величина налога – взимаемая с единицы объекта налогообложения. Дифференциация ставки должна проводиться по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков. Выбор динамики процентной ставки определяет принцип построения налогообложения.

  • Пропорциональные – налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества.
  • Прогрессивные налоги – у таких налогов ставка по мере роста, например доходов растет.
  • Регрессивный налог – ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Такой налог стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов и их дальнейший открытый рост, что увеличивает поступление денежных средств в казну.
  1. По уровню бюджета:
  • Общенациональные (в России – федеральные)
  • Региональные
  • Местные
  1. По порядку использования:
  • Общие налоги поступают в единую кассу страны
  • Целевые (специальные), имеющие своё конкретное назначение (сборы с владельцев собак, платежи за парковку).

 Уровень налоговых ставок значительно влияет и на доходную часть бюджета. Постепенное  повышение налоговых ставок способствует налоговым поступлениям, но тех пор, пока налоговое бремя не станет избыточным. Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана американским экономистом А. Лаффером. Согласно положению Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий существенно снижает у предприятий стимулы к капиталовложениям, снижает их доходы, тормозит НТП, замедляет экономический рост и тормозит рост ВВП и ВНП. Это, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Кривая Лаффера: 

 На  оси абсцисс – поступления  в госбюджет. По оси ординат –  налоговые ставки. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальные поступления Y1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогооболожения доход государства равен 0, потому что никто не захозет работать бесплатно. 

 36.Бюджетный  дефицит и профицит. Виды бюджетного  дефицита и их  влияние на развитие  экономики.

 Бюджетный дефицит – та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Это сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам. Он возможен, когда государство осуществляет закупки или оформляет заказ в долг, а оплату надеется осуществить из последующих налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, образуется бюджетный дефицит и непогашенный государственный долг. Обычно бюджетный дефицит сопутствует состоянию рецессии, ибо при спаде производства падают налоговые поступления. Но причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть и просчеты правительства.

Превышение  доходной части государственного бюджета  над его расходной частью называется бюджетным профицитом. По природе своего происхождения необходимо различать:

  • Циклический дефицит: это результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды.
  • Структурный дефицит: это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В зависимости  от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

  • Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
  • Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
 

37.Источники  покрытия бюджетного  дефицита и регулирование  государственного  бюджета.

Можно назвать 4 главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета.

  • Наиболее рациональный из них сокращение расходов бюджета: этот способ не всегда выполним, т.к. он может усилить спад в экономике и спровоцировать социальную напряженность.
  • Увеличение доходов бюджета: оно возможно за счет повышения налогов и их собираемости, а также за счет более продуманного и гибкого налогообложения (снижение ставок). Опасно уменьшением инвестиций и потребления.
  • Денежная эмиссия: это наиболее легкий, но и самый порочный способ. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовется взвинчиванием инфляции.
  • Госзаймы: возможны у населения и предприятий – выпуск государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами;  у иностранных государств и международных организаций.

Подразделяются  на:

    • краткосрочные (до 1 года, иногда до 3 лет)
    • среднесрочные (3-5 лет)
    • долгосрочные (свыше 5 лет)

К настоящему времени определились 3 основных подхода к регулированию государственного бюджета:

  1. связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета. В условиях депрессии, длительной безработицы и как следствие сокращение доходов и уменьшение налоговых поступлений, сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетанием обоих положений. При профиците бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличит государственные расходы, либо и то и другое одновременно.
  2. Сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. Допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, и используется фискальная политика одновременно как инструмент антициклического регулирования и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.
  3. Базируется на идее функциональных финансовых, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства.
 

38.Государственный  долг: виды, последствия  и управление им.

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний  долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.

Внешний долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики:

  1. Поиски источников погашения долга приводят к необходимости повышения налогов.
  2. Отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.
  3. Возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.
  4. Происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг
  5. Происходит подрыв финансово-кредитной системы.

Управление  государственным  долгом – совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов. Управление государственным долгом включает следующие меры:

а) эффективное  использование средств заимствования

б) поиск средств  для выплаты долга

в) нейтрализация  негативных последствий государственного долга.

  • Конверсия предполагает изменение первоначальных условий государственных займов (процента, срока). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной – кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
  • Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.
  • Рефинансирование – процесс погашения старого государственного долга путем выпуска новых займов. Поэтому консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории