Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:22, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по "Экономической теории"
Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.
7. Характеристика рыночной экономики и современная регулируемая рыночная экономика, условия существования рыночного хозяйства. Роль государства в экономике.
Рыночная экономика – это социальная система, основанная на принципе разделения труда, в то время, как средства производства находятся в частной собственности. В этой системе каждый изначально работает сам на себя, но усилия людей в первую очередь направлены на удовлетворение нужд других людей, равно, как и на удовлетворение собственных нужд. Каждый, в итоге служит другим людям. С другой стороны все остальные так же служат отдельному человеку. Каждый одновременно средство производства и конечная цель любого производства; человек одновременно и смысл всей его деятельности, и инструмент для достижения целей других людей. Вся система управляется рынком. Рынок направляет усилия каждого индивидуума в то русло, где они окажутся наиболее полезными для удовлетворения нужд других людей. При этом, рынок управляет, не прибегая ни к насилию, ни к принуждению. Государство и аппарат социального принуждения не мешают рынку и деятельности людей, продиктованной рынком. Эта сила применяется для подчинения людей только в случае, если их деятельность обретает деструктивный характер, и угрожает слаженной работе механизма рыночной экономики, или самому его существованию. Эта сила является гарантом человеческой жизни, здоровья, частной собственности, для их защиты от агрессии и мошенничества, как от местных преступных группировок, так и от внешнего врага. Таким образом, государство создаёт среду, в которой рыночная экономика способна нормально функционировать.
Рынок – это не место, не вещь, или коллективная собственность. Рынок – это процесс, обязанный своим существованием действием индивидуумов, объединяемых единым процессом разделения труда.
Условия существования рынка: 1) наличие частной собственности 2) свобода предпринимательства 3) наличие личных интересов 4) конкуренции 5) свободное ценообразование
Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
8. Деньги: сущность, происхождение, функции.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентомстоимости других товаров или услуг.Через посредство денег осуществляются экономические, хозяйственные связи людей, гос., фирм. Деньги играют большую роль и в бизнесе и в личном благополучии. Деньги возникли в результате обмена и преодоления его противоречий. 1) ступень бартер. Один товр непосредственно обменивается на другой. 2) ступень обмена 1 овца =5 коз=3 гр золота. Здесь возникают трудности, т. к. владелец одного товара не может обменять свой товар, т. к. в данный момент он никому не нужен. 3) ступень всеобщий эквивалент. Из общей массы товара выделяется один наиболее ходовой товар. У разных народов эквивалент разный. Когда начинается торговля между ними возникает противоречие между местными эквивалентами. 4) ступень рель всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами. Высокая стоимость при малом объеме, хорошая сохроняемость, легко перемещать, хорошая делимость, великолепный внешний вид. Деньги никто не изобретал и не придумывал. Сам процесс развития общества сформировал деньги. Деньги особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Они воплощение стоимости и богатства. Они есть результат общественно необходимого труда, который затрачен на добычу этих денег. Основные функции денег: Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров. Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолеваютвременны́е и пространственные ограничения при обмене. Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели. Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
9. Товар и его свойства.
Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.
Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.
Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).
Свойства, проявляющиеся при использовании товара, удовлетворяющие те
или иные потребности и обусловливающие потребительную стоимость, называются
потребительскими.
Потребительские свойства подразделяются на: Социальные; Функциональные; Эргономические; Надежности; Эстетические; Безопасности
10. Рынок: содержание, функции, структура. Основные субъекты рыночного хозяйства.
Рынок-место,где осущ-ся обмен товарами и услугами,их купле-продажа;-совокупность всех разнообразных сделок,связанных с купле-продажей товаров и услуг;-сфера взаимодействия покупателей и продавцов,т.е. спроса и предложения; - товарно-денежные отношения между продавцами и покупателями.Функции рынка: 1)посредническая(рынок объединяет продавца и покупателя);2)
11. Спрос и его характеристика. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эффект дохода и эффект замещения.
Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение и предъявляет спрос.
Желания индивида в условиях рыночной экономики трансформируются в понятие спроса. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность.
Спрос – это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА — количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос.
Факторы влияющие на спрос:1. Цена (Закон спроса) 2.Тип товара 3.Доходы покупателей 4.Численность покупателей 5.Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др. 6.Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния. 7.Полезность товара и его качество. 8.Реклама. 9.Сезонность.
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект дохода Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих. Эффект замещения Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
12. Предложение и его характеристика. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
Предложение – это количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Закон предложения - повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.
Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации. 6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка
13. Эластичность спроса и эластичность предложения. Основные виды эластичности.
Эластичность спроса (Еd) - показатель, который характеризует, в какой степени спрос реагирует на изменение какого либо фактора: цены, цены на др. товар, доходы получателей (изменение).
Прямая эластичность спроса по цене (EdP) - показатель который характеризует, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении цены товара на 1%.
1. Точечная эластичность.
;
2. Дуговая эластичность.
1) | EdP | = 1 единичная эластичность
2) | EdP | >0 - относительно эластичный спрос.
3) | EdP | <0 - относительно неэластичный спрос.
4) | EdP | = ∞ - абсолютно эластичный спрос.
5) | EdP | = 0 - абсолютно неэластичный спрос.
Перекрестная эластичность спроса по цене - на сколько процентов изменится величина спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
Эластичность спроса по доходам - показатель, который характеризует, на сколько процентов измениться величина спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.
Эластичность предложения - на сколько процентов измениться величина предложения при изменении цены товара на 1%.
14. Теория предельной полезности.
Теория предельной полезности - теория, определяющая закономерности поведения потребителей на рынке, формирование спроса и вид кривой спроса. Теория предельной полезности устанавливает взаимосвязь между полезностью и издержками между спросом и предложением, определяя общий закон ценообразования.
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.
15. Теория потребительского выбора.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги).
Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.
Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).
Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги). Различают полезность общую и предельную.
Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).
Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).
Правило (принцип) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравнения