Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по мпэ.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)


1.Роль и значение методики преподавания экономики в современных условиях.

Методика преподавания - это современный механизм реализации заданий модернизации и активизации изучения экономических дисциплин в условиях создания инновационной информационной образовательной среды, движущая сила повышения качества экономического образования в Украине. Основными задачами МПЭ являются:

1)Овладение как общими закономерностями обучения и воспитания, так и их спецификой для экономических учебных курсов;

2)Изучение путей и средств обучения экономическим дисциплинам на высоком уровне;

3)Освоение современных методик подготовки и проведения учебных занятий;

4)Углубление навыков преподавателя по руководству самостоятельной работой студентов;

5)Обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе. Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников, не должна выступать на первый план. Ученики не любят, когда им бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание.

Роль и значение методики преподавания экономики в современных условиях возрастает. Это поясняется рядом факторов:

-Любой специалист выступает не только исполнителем, но и творцом, следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег.

-Экономическое, идеологическое, политическое настолько переплелись, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи.

-Экономическая практика нуждается в теоретическом обосновании и теоретически подкованных специалистах.

-Право преподавать должно, подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой.

 

2.Принципы обучения экономическим дисциплинам.

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Система принципов следующая:

-принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;

-принцип практической направленности – учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

-принцип систематичности и последовательности изложения материала;

-принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;

- принцип наглядности;

-принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых (успевающих и отстающих).

 

3.Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.

Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) – фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.

Основная проблема МПЭ – каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.

4.Методические особенности преподавания экономических дисциплин.

Цели обучения успешно и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.

Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях. Различают методы обучения по:

-источнику передачи знаний (словесные, наглядные, практические);

-степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала (академический, активный, интерактивный);

-способу передачи информации в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование, совместное).

Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

-Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

-Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

-В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются  следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).

5.Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике.

Уровни обучения экономике с учетом возрастных особенностей учеников и студентов, обсуждаются в Концепции экономического образования. Обучение на каждом уровне направлено на изучение экономики, но отличается заданиями, содержанием базы знаний, методикой преподавания.

Система образования в Украине – комплекс учебных заведений, научных, научно-методических предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправления в области самообразования.

В Украине установлены следующие образовательные уровни

o                Полная общеобразовательная школа –  дает основы экономических знаний (среднее образование);

o                Учебные заведения 1го и 2го уровня аккредитации – училища, техникумы, колледжи – выпуск младших специалистов (прфессионально-техническое образование);

o                Учебные заведения 3го и 4го уровня аккредитации – колледжи, институты, университеты – выпуск бакалавров, магистров (высшее образование);

o                Аспирантура – подготовка кандидатов экономических наук; Докторантура – доктор экономических наук.

 

6. Особенности методики подготовки и проведения учебных занятий с учетом возрастных осо6енностей разных групп о6учения.

Требования к проведению учебного занятия. Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

1. Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.

2. Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

3. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.

4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.

5. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Предполагаемые формы проведения учебных занятий.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, целей и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы.

Для обучающихся младшего школьного возраста: -беседа с игровыми элементами; -сказка; -сюжетно-ролевая игра; -игра-путешествие; -игра-имитация; -соревнования (состязания) и др.

Для обучающихся среднего школьного возраста: -лекция; -учебная игра; -творческий проект; -конкурс (КВН); -заочная экскурсия; -тематические задания по подгруппам.

Для обучающихся старшего школьного возраста: -проблемная лекция; -пресс-конференция; -практическое занятие (лабораторная работа); -семинар; -тематическая дискуссия; -групповая консультация; защита творческой работы; -деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки, персональной выставки и т.п.).

 

12 .Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.

Базовые экономические знания – те инструменты экономического мышления, которыми мы пользуемся в процессе анализа и разрешения экономических проблем, закономерностей. Некоторые экономические понятия достаточно просто можно объяснить на любой стадии обучения, другие можно давать лишь в комплексе понятий.

Уровень экономических знаний в различных типах предпринимательской деятельности условно рассматривается на уровне:

§                             обывателя (70% населения);

§                             представителя малого бизнеса (20%);

§                             среднего предпринимателя (8%);

§                             менеджер-стратег (2%).

Стандарты базовых экономических знаний должны разрабатываться в рабочей программе экономического курса. Такие стандарты необходимы для определения основных понятий, входящих в содержание курса на разных уровнях обучения в системе непрерывного экономического образования. Базовые экономические знания, развивающиеся на каждом последующем этапе обучения в совокупности формируют экономическое мышление от обыденного до научного.

 

9.Влияние экономической культуры на воспитание и образование.

Экономическая культура складывается из экономического мышления и поведения. Объединение этики и экономики в экономической культуре позволяет рассматривать эти категории во взаимосвязи.

Формирование экономического мышления, требования к экономическому поведению человека порождают необходимость в улучшении экономического образования, совершенствования законодательной базы в области экономики, повышении роли воспитательной работы в процессе обучения. Интеллектуализация труда как составная экономической культуры повышает спрос на высокий уровень образования как специального, так и общего.

Под влиянием растущего значения экономики в жизни отдельного человека и общества в целом наблюдается изменение в поведении индивидов, выражающееся в стремлении достичь финансовой стабильности, социального статуса не всегда посредством допустимых с точки зрения этики и морали средств. В этой связи возрастает значение нравственного воспитания человека как в семье, так и в учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Экономическое мышление как цель экономического образования.

Экономика меняется с изменением нашего мышления. (А.Энштейн.)

Все граждане обладают определенным экономическим мышлением, т.е. совокупностью взглядов на экономику, ибо каждый человек прямо или косвенно связан с хозяйственной деятельностью и ее результатами. Экономическое мышление подразделяется на два основных типа – 1) обыденное мышление, формирующееся на основе жизненных наблюдений человека; 2) научное – предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.

Экономическое мышление формирует экономическое мировоззрение и отношение как положительное, так и отрицательное к процессам происходящим в экономике, что влияет на поведение человека.

Как известно, рыночная экономика нуждается в людях с новым способом экономического мышления. Если смотреть на экономическое мышление как на цель экономического образования, то следует отметить, что система образования включает в себя набор знаний и навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения. На основе развития экономически развитой личности, выявляется ее способность к саморазвитию, самообразованию, умению получать новые знания и использовать их в социально-экономических условиях, которые постоянно изменяются. Поэтому экономическое мышление - не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это - формирование модели экономического поведения.

Украинское общество испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах в области экономики, поэтому экономическое образование нацелено на подготовку специалистов, способных анализировать экономическую информацию, разрешать проблемные экономические ситуации, разрабатывать экономические концепции и использовать экономические знания на практике.

 

8.Формирование экономического мышления. Взаимосвязь экономического мышления и поведения человека.

Анализ эволюции проблем, которые возникают в современной экономике, их непредсказуемость свидетельствуют, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более глубоком понимании экономического мышления и поведения людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"