Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Экономика".
Технология обучения - научно обоснованная, организационно оформленная, комплексная программа взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения, в основе которой лежит методическая система, которая определяется целью обучения и гарантирует достижение запланированных результатов учебной деятельности.
В структуре реального учебного процесса функционирует много различных связей и отношений, которые обуславливают его многогранность и разнохарактерность, а значит и разнообразие моделей форм и методов, которые реализуют различную его эффективность. Главной является потребность в разработке методических систем, которые могут быть эффективными при условии массового обучения и одновременно обеспечивать успех деятельности каждого вкладчика. Одним из направлений таких поисков является исследование в сфере педагогических технологий.
Педагогическая технология - система обеспечения и отображения позитивных последствий педагогической деятельности, организация всего процесса преподавания и освоение знаний с учетом технических и людских ресурсов в их взаимосвязи, что ставит своим заданием оптимизацию форм образования.
На протяжении многих лет значительное внимание оказывали проблеме освоения будущими учителями педагогической технологии в нашей стране и за рубежом.
Изучение вопросов педагогической технологии осуществляют по нескольким направлениям: 1)анализ ролей, что их исполняет преподаватель; 2)анализ педагогических умений; 3) анализ функции преподавания; 4) анализ типов поведения преподавателя.
Во время изучения этой темы целесообразно сосредоточиться на таких направлениях познавательной деятельности:
- характеризовать явные модели организации экономического образования в различных учебных заведениях;
- предложить собственную модель технологии обучения по экономики и обосновать ее целесообразность;
- анализировать направления исследований в области педагогической технологии
19. Модульная система организации обучения и рейтинговый контроль знаний.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную -по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает: в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%. Что такое “рейтинг”? Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников. Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия: Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен; По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах; В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Школьники, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов (экзамена)Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
23.Концепция экономического образования в Украине. Экономика как учебная дисциплина - это широкий комплекс разноплановой информации, который имеет свой понятийный аппарат, свои категории, законы, собственную систему алгоритмов решения самых разнообразных задач.
Изучение экономики должно способствовать достижению таких целей: 1)обеспечение ученикам и студентам социально необходимого минимума систематизированных экономических знаний как базы формирования современной экономической культуры личности; 2)содействие ученикам и студентам в приобретении стойких навыков самостоятельного анализа и оценки самых распространенных экономических явлений, связей, принципов эффективного ведения хозяйства; 3)формирование и развитие социально зрелой творческой личности, способной к сознательному общественному выбору, и обогащению на этой основе экономического потенциала Украины.
В экономическом образовании школьников очень важно различать два направления: а)стандартное экономическое образование для каждого; б)дополнительная экономическая подготовка для тех, кто желает в будущем заняться предпринимательской деятельностью.
Каждое направление нуждается совсем в разных методических приемах в учебе, хотя содержание первого должно быть базой для второго. В свою очередь, база второго направления будет использоваться в последующей учебе в высшем учебном заведении, после его окончания - в научной деятельности и так далее. Это и является ступенчатым (или непрерывным) принципом экономического образования.
Для повышения эффективности преподавания экономических дисциплин, как и любого другого учебного предмета, необходимо:
•составить учебную программу курсов;
•распределить учебный материал по уровням учебы (школа, лицей, высшее учебное заведение);
•выбрать соответствующую методику учебы.
В конечном итоге это очень важно - каким будет не только объем, но и последовательность преподавания учебного материала, средства представления отдельных экономических понятий и концепций, какими примерами эти понятия будут подкреплены и т.д.
Одни и те же понятия в разных учебных программах могут быть поданы с разной степенью сложности и глубины, в разной последовательности, потому что концепция экономического образования предусматривает системное направление и форму экономического образования, а учебная программа начерчивает лишь ее общие направления.
Реализация концепции экономического образования связана с выбором средств и способов учебы, то есть методики преподавания. Преподаватель должен быть относительно свободным в выборе способов распределения учебного материала и способов преподавания, то есть комплекса методических проблем и средств учебы (ситуации, задачи, игры и тому подобное), поскольку львиная доля педагогического успеха зависит именно от методики преподавания.
Частота применения разных форм учебной деятельности зависит от возраста учеников, уровня их подготовленности, сложности темы и методологического этапа изучения материала.
25.Методика преподавания экономических дисциплин в вузах.
Психологические и возрастные особенности восприятия экономической информации студентами разных курсов проходят через 3 этапа:
I этап: моральный компонент в учебной деятельности студентов, а главным в профессиональной мотивации является интерес.
II этап: перерастание начального познавательного интереса в профессиональный интерес к конкретному виду деятельности. Формирование профессионального сознания.
III этап: практическое привлечение студентов к профессиональной деятельности. Активно формируются профессиональные умения; моделируются основные реальные условия практической деятельности, которая требует проявления самостоятельности, инициативности, творческого подхода и тому подобное.
Основное отличие учебы в высшем учебном заведении от школьного заключается в том, что чем старше человек, тем большей должна быть в его образовании частица самоподготовки и самообразования. Целью учебы в высшем учебном заведении можно считать появление профессионального мировоззрения. Центром учебного процесса является модель профессиональной деятельности, которая определяет последовательность и содержание изучения отдельных дисциплин, уровень профессиональных знаний и умений (культуры), которыми нужно овладеть будущему специалисту.
Понятие активизации учебы как обеспечение усиленной деятельности тех, кто учит и учится, предусматривает расширение применения методов и форм активного обучения, которые основаны на развитии познавательной активности студентов, их творческих способностей и опыта социального общения, сближении процесса учебы с решением практических хозяйственных заданий и привитии навыков научно-исследовательского подхода к их решению. Это - логическое синтезирование учебного материала в форме конспектов-схем, проблемного изложения на лекциях, разбора производственных ситуаций, учебных игр, творческих студенческих групп и тому подобное.
Следует отметить, что активизация познавательной деятельности достигается при любой форме занятий, хотя форма значительной мерой определяет уровень познавательной активности студентов. Чем ближе учебный процесс к исследовательскому, тем большей является заинтересованность и активность студентов.
Необходимо, чтобы учебная информация была актуальной, значимой, научно достоверной и аргументированной, ее следует давать в дидактично оптимальных вариантах, чтобы студенты максимально поняли и усвоили ее. Нецелесообразно перегружать студентов второстепенными знанятиями во вред пониманию сути дисциплины. Центр веса учебного процесса необходимо перенести на формирование творческого, продуктивного мышления.
Формированию нетрадиционного, то есть творческого мышления способствует такой методический прием, как депрофесионализация, то есть требование раскрыть взаимосвязь между какими-то социально-экономическими понятиями или явлениями в форме ассоциаций, аналогий, рисунков-схем и тому подобное.
18.Использование проблемных ситуаций для активизации изучения экономики.
Развитие у учеников умения анализировать ситуацию, работать с информацией, выкладывать и отстаивать свои взгляды поможет им ориентироваться в конкретных экономических условиях. Работа экономиста - это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций - необходимое задание, направленное на активизацию и сближение учебы с производством. Под производственной ситуацией в наиболее общем виде имеется в виду сочетание организационных, технических, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему. В методической литературе достаточно обстоятельно описаны разные виды производственных ситуаций и организация соответствующих учебных заданий (упражнений): анализ конкретных социально-экономических ситуаций, ролевые игры, рассмотрение инцидентов, анализ корреспонденции и тому подобное. В процессе анализа и решения производственных ситуаций закладываются основы экономического стиля мышления. Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблема - это разница между существующим и идеальным состоянием системы, ее решение - это приближение имеющегося состояния к идеальному. По характеру проблемы можно распределить на три основных типа: аналитические, или причинные (с постановкой вопроса «почему?»);синтетические, или принимаемые меры: (с постановкой вопроса «что делать для решения проблемы?»).выбор (из предложенных мер выбирается самое оптимальное). Такие проблемы лучше всего решать методом «мозгового штурма».Роль лидера в процессе анализа проблемной ситуации может выполнять преподаватель. Проведение занятий с применением метода анализа конкретных ситуаций отличается от обычных учебных занятий тем, что в основе такой ситуации лежит реальная проблема, которая может не иметь однозначного решения. Рекомендуется такая последовательность анализа ситуации: формулирование ситуации, ее изучение, дискуссия относительно решения, вывод. Анализируя производственные ситуации и проблемы, ученики формируют экономическое мышление и моделируют основные этапы своей будущей профессиональной деятельности. В процессе коллективного анализа производственных ситуаций часто возникает дискуссия - сложная форма активизации мышления учеников. Недопустимо поручать проведение анализа ситуаций (не говоря уже об играх) неподготовленным специалистам. Анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемной учебы, потому что в нем наиболее полно реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь подготовки в высших учебных заведениях образования с хозяйственной практикой. В решении любых проблемных ситуаций наилучших результатов достигает тот, кто умеет отыскать возможности, которых не замечают другие. Это качество просто необходимо будущим экономистам. Кейс (от англ. саsе - случай, обстоятельство, состояние дел; доказательства, аргументы) - достаточно распространенная форма проведения экономических занятий и осуществления контроля знаний студентов и взрослых по отдельной теме конкретного курса, а также для разрабатывания междисциплинарных заданий и занятий на профессиональную компетентность. Опираясь на зарубежный опыт, приведем классический вариант модели ситуационной учебы:1 этап - индивидуальное изучение студентами текста ситуации (как правило - позааудиторно);2 этап - постановка преподавателем основных вопросов по кейсу, вступительное слово преподавателя;3 этап - распределение студентов по малым группам (не больше 4-6 лиц в группе);4этап - работа студентов в малых группах;5этап - презентация «решений» каждой малой группы;6этап - общая дискуссия, вопрос, выступления с места;7этап-выступление преподавателя, его анализ ситуации. Резюме. Метод конкретных ситуаций (МКС) - признанный в мире метод активизации менеджерской подготовки. Как считают специалисты, в подготовке экономистов и менеджеров этому методу можно отводить до 25 % учебного времени. Он учит умению принимать решения в условиях альтернативного выбора.
20. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении экономики. Активные методы учебы сориентированы на личность самого студента, на его сознательное участие в развитии собственных знаний, персональных и профессиональных навыков, в том числе навыков коллективной работы и творческого решения конкретных проблем. Интерактивные методы обучения подразумевают получение учебного знания посредством совместной работы участников познавательного процесса: преподавателя и студента. Методические приемы учебы эффективны только тогда, когда они обоснованы психологически, то есть когда они продиктованы не только содержанием учебного материала, но и психологическими закономерностями учебы. Коротко характеризуя специфику усвоения знаний, можно отметить такие ее моменты. 1.Учеба является необходимым и непременным условием формирования и развития мышления. Как считают психологи, необходимо уменьшить (где это возможно) объем конкретной усваиваемой информации и больше внимания уделять выяснению фундаментальных научных принципов, основополагающих идей, развития творческого мышления студентов. 2. Знания, добытые как вывод из научных идей и принципов, постоянно учат аналитической деятельности, вырабатывают способность к обобщению. 3. Процесс усвоения является эффективнее, когда знания закономерно связаны между собой, является частью определенной системы, это позволяет снизить препятствие для усвоения материала при большом объеме информации. 4. Основа процесса формирования навыков - систематические упражнения. 5. Распределение студентов на группы в соответствии с их подготовкой и интересами. Для этого можно использовать принцип соревнования, помня, что поощрение всегда является эффективнее, чем наказание. Активность учеников должна быть связана с решением умственных заданий, самостоятельным прорабатыванием материала, самостоятельным поиском ответов.
24.Организация изучения экономики в средней школе.
Экономика в школе как учебная дисциплина входит к гуманитарному блоку базовых дисциплин.
В экономическом образовании школьников различают два направления:
а)стандартное экономическое образование для каждого;
б)дополнительная экономическая подготовка для тех, кто желает в будущем заняться предпринимательской деятельностью.
При обучении младших школьников начальным (базовым) экономическим понятиям, учителю необходимо в первую очередь ответить на такие вопросы:
- Чему именно мы бы хотели научить детей? - Что они способны усвоить? - Какие вопросы могут возникнуть у младших школьников?- Чем мы можем помочь ученикам?- В какой форме лучше давать знание?