Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Экономика".
Основными видами дискуссии считают такие: «круглый стол», «судебное заседание», «межгрупповое обсуждение», «форум», «техника аквариума». «Техника аквариума» заключается в постановке проблемы преподавателем; создание подгрупп для обсуждения; обозначения времени обсуждения и того, кто будет презентовать ее решения и их обсуждения.
Преподаватель должен владеть умением выбирать тему дискуссии и ее цель; решать проблемы, которые обсуждаются, и осуществлять анализ и оценку эффективности ее проведения для студентов.
В экономической подготовке важно развивать у будущих экономистов навыки критического анализа альтернативных вариантов решения и толерантности к восприятию точки зрения другого человека.
Дискуссия позволяет достигать таких эффектов:
•дает полное представление о проблеме, освещает ее с разных сторон, потому что дает возможность выразить разнообразные мысли, в том числе альтернативные;
•уменьшает противодействие восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает коррекцию собственных позиций;
•смягчает скрытые конфликты, потому что открытость суждений снимает эмоции в оценке чужих идей;
•предоставляет групповому решению статус групповой нормы;
•коллективное принятие решений повышает сплоченность группы и является предпосылкой для активизации участников в процессе реализации принятых решений как собственных;
•в дискуссии появляются дополнительные возможности подтверждения или повышения собственного статуса.
Специалисты считают, что важнейшими условиями проведения дискуссии как тематически направленного спора могут быть такие:
•все участники дискуссии должны быть готовыми к ней;
•каждый участник дискуссии должен иметь четкие сжатые тезисы своего выступления;
•можно практиковать «разминку» для активизации дискуссии;
•дискуссия должна быть направлена на выяснение истины, а не на словесное соревнование ее участников.
Как правило дискуссию проводят, когда имеются полярные взгляды на какой-то предмет и только обоснованное обсуждение этих взглядов может привести к оптимальному решению. В других случаях можно ограничиться простым обсуждением проблемы.
14. Методические требования к подготовке и проведению практических и семинарских занятий по экономическим дисциплинам.
Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь материал. Целью практических занятий является выработка умений и навыков в определенной сфере будущей деятельности. При проведении учебных занятий и их подготовке преподавателю необходимо обеспечить максимальную доступность материала студентам.
Для проведения практического занятия требуется методическое обеспечение, информация ( в виде лекционного материала или реальных моделей, ситуаций), средства оргтехники (калькулятор, компьютер) и наглядного отображения материала (фильмоскоп, диаскоп, телевидение), прикладные программы. Практическое занятие должно формироваться в соответствии со следующей структурой: цель, условие, методические указания, ход решения или алгоритм, задание для самостоятельной работы (по аналогии с рассмотренным в ходе решения), контрольные вопросы для закрепления материала.
В структуре занятия самостоятельная работа доминирует, преподаватель участвует на стадии постановки задачи, разработке методических указаний по ее выполнению и контроля. Контроль может быть с помощью компьютеров при выполнении задач на оптимизацию и с использованием специализированных прикладных программ, определяющих рейтинг знаний.
Практическое занятие может проводиться в виде: расчетной работы, деловой игры, аналитической работы, работы с документами, самостоятельной работы, коллоквиума, программного опроса, дискуссии, контрольной работы.
Семинарское занятие является одной из основных форм учебно-воспитательной работы, развивают творческое мышление, самостоятельность и укрепляют интерес студентов к научным исследованиям. Назначение семинарского занятия состоит в следующем:
- углубить и систематизировать знания, полученные студентами на лекциях, путем самостоятельной работы
- обсудить сложные вопросы темы, подискутировать спорные проблемы;
- рассмотреть не материалах данной темы механизм и пути активного использования того или иного экономического закона в практике;
- привить к студентам навыки самостоятельной работы.
Специфика семинарских занятий заключается в следующем:
- на семинарских занятиях по экономике отводиться 1/3 всего учебного времени, отведенной на изучение данной дисциплины;
- семинары непрерывно связаны с лекциями;
- из всех форм учебной работы семинары представляют наибольшие возможности студентам в углубленном изучении дисциплины;
- семинары является проявлением текущего контроля, отражающего полноту и качество самостоятельной работы студентов;
- успех семинара зависит не только от уровня подготовки преподавателя, но и от степени готовности студентов к семинару.
Функции семинарского занятия:
- учебно-познавательная - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы;
- обучающая - школа публичного выступления, развитие навыков и умений, отбора и систематизации, полученной информации;
- побудительная - побуждение на основе анализа уровня подготовки и степени участия в семинаре к более эффективной самостоятельной работы;
- воспитывающая - формирование мировоззрения и убеждений воспитания самостоятельности;
- контролирующая - определение уровня знаний и качества самостоятельной работы студентов.
Методы, используемые на семинарских занятиях:
- развернутая беседа - этот метод наиболее полно отражает не только общегрупповой уровень готовности к семинару, но и подготовку
отдельных студентов;
- обсуждение рефератов;
- фронтальный опрос;
- пресс-конференция, диспут;
- обработка тестов.
Подготовка преподавателя отражается в рабочем плане проведения семинара. Рабочий план преподавателя включа-ет: а)наименование темы и
основных вопросов семинара; б) расчет времени; в) список литературы; г) рабочие под вопросы по каждой проблеме семинара; д) темы докладов;
е) дополнительные задания для письменной контрольной работы; ж) вступительное слово преподавателя.
Функции преподавателя во время проведения семинара:1) во вступительном слове разъясняется место, значение, план и замысел
семинара;2) руководит ходом семинара, внося при необходимости коррективы в план семинара;3) в заключительном слове подводит итоги;4)
определяет общую и персональные оценки;5) проводит разбор всех выступлений.
Различают следущие виды семинара: контрольно-обучающий, обучающий, творческий.
Различают следующие виды семинаров: а) семинары вопросов и ответов; б) семинар комментированных тем; в) семинар решения проблемных
ситуаций; г) семинар-занятие на производстве; д) семинар "мозговой штурм".
15. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УРОКА по основам экономических знаний. Урок – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в школе. Прошло более 300 лет с того момента, когда благодаря Яну Амосу Коменскому, в школах учителя стали проводить уроки. Хороший урок – это как живой организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: организационный момент; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений учащихся; постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия новой информации; первичная проверка понимания; организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу; творческое применение и добывание знаний; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ Дидактические: четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока; прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся. Психологические: Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
СТИЛЬ УРОКА 1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления; определение объема деятельности учащихся; планирование усвоения знаний; учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, и т.п.). 2. Особенности самоорганизации учителя: подготовленность к уроку; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе; педагогический такт; психологический климат на уроке.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; использование установок в форме убеждения, внушения; планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; использование различных форм работы (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся; опора на психологические закономерности формирования представлений; планирование приемов и форм работы; использование различных видов творческих работ учащихся 3. Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ: планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к ученикам.ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок должен быть эмоциональным; темп и ритм урока должны быть оптимальными; полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся; атмосфера доброжелательности; следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА: Разработка системы уроков по теме или разделу. Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний. Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). Проверка оборудования и технических средств обучения. Планирование записей и зарисовок на доске. Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний. Определение содержания, объема и форм домашнего задания. Планирование форм подведения итогов урока. Планирование внеклассной работы по данной теме. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями
16. современные технологии обучения в системе экономического образования.
Перспективные проблемы рыночных трансформаций в Украине требуют подготовки качественно новой генерации специалистов-экономистов, способных оперативно адаптировать свою деятельность к содержанию социально-экономических реалий и требований рынка труда. Это базируется не только на простой традиционной модернизации, a инновационной трансформации учебного процесса на основе использования современных технологий обучения. Широкое внедрение таких технологий должно быть направлено на решение таких основных задач:
- стереть имеющие традиционные противоречия, в первую очередь, между двумя тенденциями развития фундаментализации высшего образования и профессионализации;
- обеспечить возможность моделировать в ходе учебного процесса условия, максимально приближенные к реальной будущей профессиональной деятельности.