Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Экономика".
Экономическое мышление - познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышление экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов.
Длительное время потребность в формировании экономического мышления отсутствовала, поскольку при условиях административно командной экономики ничего не нужно было решать самому, поскольку человек не являлся участником экономических отношений, ему не нужно было влиять на ход экономических событий, осуществлять выбор своего места в экономической системе, проявлению творческой активности препятствовала существующая на то время система стимулирования.
Наблюдения, которые осуществляются за экономическими процессами в Украине, свидетельствуют, что в современном украинском обществе существуют определенные недостатки в отрасли экономического мировосприятия. Немецкий ученый Фридрих Фостер в послевоенной Германии считал: «Для того, чтобы справиться с нашими сегодняшними экономическими, экологическими и социальными проблемами, нам необходимо изменить способ мышления и в этой связи - изменить свои подходы к учебе». Это в полной мере может быть отнесено к современной Украине.
Взаимосвязь экономического мышления и поведения человека. Мышление формирует мотивацию поведения и деятельности человека. Экономическое мышление как форма субъективного отражения экономической действительности определяет поведение человека в экономическом пространстве. Экономическое поведение человека выражается в принятии экономического решения. Характерными особенностями экономического поведения человека, как результата сформировавшегося экономического мышления и характера человека, являются:
- достижение основной цели экономического поведения – получение максимальной прибыли;
- зависимость экономического поведения от моральных норм и социально-экономической среды (уровень развития и совершенство законодательной базы).
В узком смысле под экономическим поведением понимается реализация профессиональных качеств экономистов или предпринимателей. Среди качеств предпринимателя различают основные: порядочность, профессиональность, трудолюбие.
13.Методические пути развития креативности и инновацийности экономического мышления и поведения.
Креативнисть - это умение творчески мыслить, генерировать новые идеи, а инновацийность - это способность понять это новое и воплотить его в практику. Активно изучая экономические категории, инструменты и закономирности, не нужно забывать, что экономика - не только в сфере принятия экономических решений, но и отрасль сложных психологических реакций и явлений, которые связаны с мышлением и поведением людей.
Для эффективного развития мышления в учебе необходимо, чтобы задания, курсовые работы и проекты имели элементы исследовательского, проблемного характера. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам решает свои проблемы; ищет и находит собственный путь их решения. Умение и навыки творческого мышления студентов формируются в три этапа:
I - репродуктивный (формирование начальных навыков на практических занятиях;
II - продуктивний (закрепление навыков при выполнении индивидуальных заданий комплексного характера)
III этап - участие в креатив-проектах.
10. Источники экономической информации и их особенности. Методы работы с экономическими источниками.
Изучение экономических дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками экономической информации являются:
1) газеты, журналы, книги – печатные средства экономической информации;
2) лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;
3) радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.
4) интернет.
По содержанию среди источников информации можно выделить:
ü Персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники необходимо учитывать особенности периода написания работы).
ü Справочники, дающие базовые понятия экономических категорий.
ü Статистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы.
ü Учебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины
ü Экономическая периодика – газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации.
ü Законодательные акты.
Успех в работе может принести только использование источников во всем их объеме и разнообразии.
Особенности видов экономической информации можно рассматривать с точки зрения фактической, оценивающей и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией для размышления и дискуссий. Оценивающая экономическая информация – анализ новых научных идей, взглядов и концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных экономических решений и достижением конкретных результатов экономической деятельности.
Цифровая информация – важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7 цифр.
Методика работы с экономическими источниками. Методическая компетентность преподавателя экономики выявляется в применении эффективных средств подачи экономической информации. Экономическая информация, используемая в учебном процессе должна быть систематизирована и структурирована посредством распределения информации на информационный, расширенный, проблемный, синтезирующий и контрольный блоки. В информационном блоке подаются базовая информация, ключевые понятия, принципы, формулы, цифровой материал. В расширенном блоке преподаватель раскрывает информацию для полемики и направления будущих исследований. В проблемно-синтезирующем блоке приводятся задачи и задания проблемного характера на основе изученного материала или на основе синтеза материалов нескольких тем. Контрольный блок включает все виды тестов, вопросов, заданий для проверки усвоения учебной информации студентами.
При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.
17.Основные виды средств наглядности при изучении экономических дисциплин
Одна из важных проблем в методике преподавания экономических дисциплин – проблема использования наглядных пособий. Для восприятия информации и запоминания материала следует включать в познавательный процесс несколько органов чувств. Исследования показывают, что с помощью зрения человек воспринимает 83 % информации, слуха – 11 %, запаха – 3,5 %, прикосновения – 1,5 %.
Необходимость активного применения наглядных пособий вызвано следующими обстоятельствами:
1.на основании живого созерцания формируются чувственные образы и понятия;
2.обеспечивается связь абстрактных положений с жизнью. Изучение экономического материала осуществляется путем восхождения от конкретных образов к абстрактному мышлению, так и движением мысли от абстрактного к конкретному;
3.активизируются мыслительные процессы. Сочетание живого слова с образами эмоционально влияет на обучаемых, привлекает к обсуждаемому вопросу, что способствует прочности запоминания.
Наглядное обучение – это обучение на конкретных образах.
Внутренняя наглядность предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.
Внешняя наглядность – это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. В свою очередь средства внешней наглядности делятся на натуральные, словесно-образные и изобразительные.
Натуральные средства представляют собой предметы, изделия, которые используются в естественном виде.
Словеснообразная наглядность – это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию слушателей.
Изобразительная наглядность означает применение искусственно созданных средств обучения. По технике исполнения и способу воспроизведения изобразительные средства классифицируют:
1) образные (портреты, фотографии, картины);
2) условные (схемы, рисунки, диаграммы, графики);
3) технические средства обучения (кинопроектор, графопроектор, электронный проектор, магнитофон, телевизор).
11. Критерии отбора учебных материалов и вспомогательных средств при изучении экономики.
Изучение экономических дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками экономической информации являются:
-газеты, журналы, книги – печатные средства экономической информации;
-лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;
- радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.
- интернет.
По содержанию среди источников информации можно выделить:
-Персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники необходимо учитывать особенности периода написания работы).
-Справочники, дающие базовые понятия экономических категорий.
- Статистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы.
- Учебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины
- Экономическая периодика – газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации.
- Законодательные акты.
Успех в работе может принести только использование источников во всем их объеме и разнообразии.
Особенности видов экономической информации можно рассматривать с точки зрения фактической, оценивающей и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией для размышления и дискуссий. Оценивающая экономическая информация – анализ новых научных идей, взглядов и концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных экономических решений и достижением конкретных результатов экономической деятельности.
Цифровая информация – важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7 цифр. Методическая компетентность преподавателя экономики выявляется в применении эффективных средств подачи экономической информации. Экономическая информация, используемая в учебном процессе должна быть систематизирована и структурирована посредством распределения информации на информационный, расширенный, проблемный, синтезирующий и контрольный блоки. В информационном блоке подаются базовая информация, ключевые понятия, принципы, формулы, цифровой материал. В расширенном блоке преподаватель раскрывает информацию для полемики и направления будущих исследований. В проблемно-синтезирующем блоке приводятся задачи и задания проблемного характера на основе изученного материала или на основе синтеза материалов нескольких тем. Контрольный блок включает все виды тестов, вопросов, заданий для проверки усвоения учебной информации студентами. При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.
22.Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем.
Дискуссия - это одна из самых давних форм организации учебы. Как форма учебы она нуждается в определенной методической подготовке. Учитель экономики, как и каждый образованный человек, должен владеть методикой ведения дискуссии.
Дискуссия - слово латинского происхождения, что в переводе означает рассмотрение, исследование. Современное понимание дискуссии связано с политикой и научными исследованиями.