Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа
Чрезвычайно полезным и гибким инструментом маркетинговой политики фирмы является система скидок с цен. Родившись из традиционного для любого базара обычая снижения запрашиваемой цены для покупателя, который берет больше товара, ныне практика установления скидок стала чрезвычайно изощренной, а набор топов скидок весьма разнообразным.
В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные закупки, многие компании готовы изменять свои исходные цены. Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок (discount). Встречаются и русскоязычные варианты термина - удержание с цены и дисконт.
Рисунок 2.1. Уровень цен и товарооборот
Уровень снижения цен (%) |
Требуемое увеличение товарооборота (%) |
5 |
18 |
10 |
50 |
15 |
112 |
20 |
300 |
Рисунок 2.2 Два варианта возможного восприятия стимулирования продаж
Неблагоприятное |
Благоприятное |
товар невысокого качества, поскольку он не может быть продан сам по себе;
товар нуждается в приложении, чтобы придать ему ценность;
если производитель идет на стимулирование продаж, это значит, что он мог бы снизить продажную цену. |
товар вполне современный, значит и предприятие-производитель также.
Товар внушает симпатию, его приобретение приносит дополнительную выгоду
Производитель идет на жертвы и сокращает свои прибыли к выгоде потребителя. |
Существует три способа
Скидка в процентах. На упаковке
указывают минус 10 или 20 процентов.
Преимущество не влечет за собой никаких
изменений в организации
Скидка с указанием ее размеров в денежном выражении.
Указание новой цены без указания скидки.
Указывается причина новой цены:
новый выпуск продукта;
годовщина;
сезонное событие или праздник.
3.3 Натуральное стимулирование.
В этом случае вместо снижения цены мы
предлагаем получить бесплатно какой-либо
подарок. Задействуется сильный стимул
получить что-то задаром.
При натуральном стимулировании премия,
или бонус, предлагается покупателю в
натуральном выражении. Например, он покупает
товар по обычной цене и на кассе получает
небольшой подарок. Возможен и другой
вариант: посетитель покупает товар, заполняет
купон, а подарок получает позже.
Что можно подарить:
*бонус для детей: часто представляет собой
головоломки, наклейки, игрушки и нередко
увязывается с каким- либо событием (чемпионат
мира по футболу) или ассоциируется с популярным
персонажами мультфильмов. Дети - главный,
но вовсе не единственный объект применения
прямых премий;
*полезный бонус: адресован взрослым покупателям
и призван убедить их в практичности того
или иного товара. Полезный бонус дополняет
купленный
Товар (например, крем для обуви при покупке
новой пары ботинок);
*бонус, доставляющий удовольствие: обращен
ко всем категориям потребителей и выражает
стремление доставить радость любимому
покупателю. К примеру, покупатель может
сам выбрать себе подарок, вид которого
зависит от потраченной суммы.
Сюда же относиться дегустация и раздача
образцов. Эти виды натурального стимулирования
эффективны для продвижения продуктов
питания, средств ухода за собой и иных
товаров, качество которых сложно оценить
на первый взгляд . Практика показывает,
что покупатели с удовольствием пробуют
(а впоследствии покупают) товары, даже
не обладающие исключительными характеристиками.
При продаже одежды, а также электроники
и бытовой техники важна возможность опробовать
товар в действии. Платье обязательно
нужно примерить, а плеер включить и оценить
качество звука.
3.4. Игровое стимулирование.
Игровое
стимулирование, или социальные игры,
в которые с удовольствием
включаются покупатели с потребностью
в общении и признании своих
заслуг перед окружающими.
Прежде всего- это конкурсы, которые требуют
от потребителя наблюдательности или
смекалки.
Самым простым с точки зрения проведения
являются конкурсы для детей (например,
на лучший рисунок). Дети всегда с охотой
в них участвуют, равно как и их родители.
Понятно, что призом в таком конкурсе будет
детская игрушка. Подобные конкурсы хороши
еще тем, что могут дать родителям время
спокойно совершить покупки, пока дети
под руководством опытного человека (воспитателя,
психолога) будут увлечены соревнованием.
Важно задать тему, подходящую к специфике
вашего магазина. Например, «Как я провел
лето в обуви….» или «Я и моя семья идем
за покупками в супермаркет…».
Интересны семейные конкурсы, рассчитанные
на привлечение внимания домохозяек, их
мужей и детей (поскольку предполагается
участие всей семьи). Принцип проведения
таких конкурсов прост: следует поставить
несложные вопросы и попросить доказательства
покупки, предложив достаточно привлекательные
для всех членов семьи призы.
Часто магазины прибегают к творческим
конкурсам, предполагая, с одной стороны,
стимулировать интерес покупателей, а
с другой стороны - принести непосредственную
пользу магазину. Примером может служить
конкурс на лучшее стихотворение или лучший
рекламный слоган.
Лотереи и игры, которые полностью или
частично основаны на игре случая, также
относятся к игровому стимулированию.
Интересный ход: на кассовой ленте с оборотной
стороны напечатаны названия книг из ассортимента
магазина. Если покупатель, оплатив покупку,
увидит на чеке название произведения,
которое он только что приобрел, он получает
приз.
Незаслуженно мало внимания уделяют магазины
такому действенному средству из арсенала
игрового стимулирования, как ситуативный
промоушн, т.е. организации праздников
в торговом зале в увязке с общенародными
праздниками или событиями, бывающими
в жизни каждого человека. Подобрав определенный
товар и продумав сценарий его продвижения,
вы предлагаете покупателю необычный
путь к совершению покупки. Не стоит ограничиваться
тематическими выкладками по принципу
«бритвы здесь». Растяните акцию во времени:
«Лучший подарок мужчине на 23 февраля
- бритва, а лучший подарок любимому мужчине
на 23 февраля - купон на скидку на мелкую
бытовую технику для женщин в период с
6 по 8 марта, который вы получаете вместе
с бритвой»
3.5. Услужливое стимулирование.
Когда нам
облегчают процесс покупки или
предлагают бесплатные дополнительные
услуги.
В супермаркетах дополнительными услугами
являются, например, возможность заплатить
за услуги сотовой связи, наличие часовых
дел мастера и т. п. Такие услуги не связаны
со спецификой магазина, но покупатели
воспринимают их, как фактор заботливого
отношения магазина к своим покупателям.
Дополнительные услуги могут облегчать
процесс покупки: например, сотрудники,
помогающие упаковывать вещи на кассе
и донести их до машины; или электронные
табло с необходимой информацией по расположению
отделов и наличию товаров.
Многие магазины предлагают своим покупателям
возможность заказать товары, не выходя
из дома.
Большой популярностью пользуется услуга
продажи подарочных сертификатов, т. е.
возможность оплатить покупку, а выбор
предоставить тому, для кого этот подарок
предназначен.
К услужливому стимулированию также относится
профессиональная работа продавцов- консультантов,
мотивация которых завязана на качественное
обслуживание покупателей.
Выбор метода стимулирования продаж
зависит от специфики магазина и
продаваемого товара. Чтобы акция
по стимулированию продаж удалась, необходимо
тщательно ее спланировать и задать
себе следующие вопросы:
Каков наш товар- если он уникален, дисконтные
программы использовать нецелесообразно,
т.к. товар сам по себе привлекает внимание.
Если выбор невелик, лучше увеличить ассортимент,
чем давать скидки на имеющийся.
Где расположен магазин - например, скидка
в одной из множества торговых точек-близнецов
торгового центра не окажется привлекательной,
если по соседству можно купить такую
же сумку дешевле без всяких скидок. Если
магазин находится далеко , будет ли являться
размер скидки существенным для покупателя?
Что происходит у конкурентов - зачастую
отсутствие разницы между магазинами,
товарами и ценами превращает акцию по
стимулированию в демпинг. Программа будет
иметь успех, если конкурент не предлагает
ничего похожего.
Какое средство стимулирования продаж
мы будем использовать и зачем - не похожа
ли программа на просьбу «Купите, пожалуйста,
мы очень вас просим?» Что надо делать
для получения дисконтной карты, каким
образом вы будете собирать информацию
о покупателях, ее получивших? Как вы будете
работать с базой данных в дальнейшем?
Интересно ли наше предложение покупателям
- например, при открытии магазина оригинальных
дорогих колготок при покупке трех пар
покупательнице предлагали четвертую
в подарок. Редкой женщине необходимо
иметь в гардеробе четыре пары колготок
в сеточку со стразами.
Каковы будут условия получения скидки
или бонуса - за любую покупку или за покупку
на определенную сумму. Очень маленькая
скидка в 2-3% не привлечет покупателей,
слишком большая наводит на мысль об изначально
завышенных ценах.
4. Виды скидок
Скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю, при
выполнении им определенных условий. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями.
Публикуемые в печати цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок.
Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В практике, особенно в международной торговле, используется , более 20 различных видов скидок.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены составляет 20 – 30 %, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности на стандартное. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2 -3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующем на денежном рынке.
iСкидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота.
Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.
iДилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15 –20% розничной цены.
iСкидки, связанные с каталогизацией. Это наиболее часто используемый прием стимулирования продаж. Эта скидка применяется на всех этапах сбыта и предоставляется крупным торговым посредникам, оптовикам, розничным торговцам. Размеры скидки зависят от размера заказа и колеблются в пределах 5-20%. Она очень проста в применении, а также в том, что касается контроля; кроме того, ее эффективность может быть определена уже при получении следующего заказа.
Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.
Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют на покупателей внутреннего
рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
Купонаж. Этот прием, прежде всего обращен к независимым розничным торговцам и традиционной торговле и позволяет в какой-то мере восстановить утраченное равенство между крупными торговыми центрами и мелкими коммерсантами. Существуют две формы купонажа:
Чек, дающий право на скидку.
Розничный торговец, покупая в
мелкооптовом магазине
Карточка постоянного клиента. На каждой упаковке находится ярлык, который нужно наклеить на карточку постоянного клиента, выдаваемую розничным торговцам. Заполненная карточка позволяет ему получить наличными возмещение стоимости одной упаковки данного товара или какую-то заранее установленную сумму. Подробнее о купонаже будет рассмотрено ниже.
Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставление бесплатных образцов.
Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования и др. Очень привлекательно для потребителя, так как он избавляется от старого товара плюс получает скидку.
Скидки при продаже поддержанного оборудования составляют иногда до 50% первоначальной стоимости товара.
Функциональные скидки – скидки в сфере торговли за предоставление услуг при продаже товаров, их хранению, ведению учета и т.д.
Сезонные скидки – уменьшение цены для потребителей, производящих несезонные закупки товаров, что позволяет поддерживать стабильный уровень производства на протяжении всего года.
Зачеты – товарообменный (уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого) или скидки для награждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержки сбыта.
Конфиденциальные скидки – не фиксируемые в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности.
Скидка за платеж наличными – уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета наличными средствами. Покупатель, расплатившийся в течение 10 дней, получает, трехпроцентное снижение от суммы платежа. Эта скидка может применяться и частично, например, только для процента от всей суммы, полученной в пределах 30 дней.
Информация о работе Система скидок, как инструмент стимулирования продаж