Система взаимоотношений государства и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Поэтому цель моей работы – анализ специфики взаимоотношений бизнеса и государства как главного фактора развития в условиях монополистической конкуренции.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы рынка монополистической конкуренции
определить роль государства в экономической сфере деятельности
выявить и проанализировать влияние государства на негативные процессы монополистической конкуренции.

Содержание

Введение
Теоретические основы рынка монополистической конкуренции
Сущность понятия «монополистическая конкуренция». Характеристика отрасли
Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды)
Государственное регулирование бизнеса в условиях монополистической конкуренции
Роль государства в сфере регулирования экономики
Регулирование недогрузки производственных мощностей и безработицы.
Регулирование рекламной деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра экономической  теории 
и отраслевых рынков

СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА 
(в условиях монополистической конкуренции)

Пермь 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Теоретические основы рынка монополистической конкуренции
    1. Сущность понятия «монополистическая конкуренция». Характеристика отрасли
    2. Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды)
  2. Государственное регулирование бизнеса в условиях монополистической конкуренции
    1. Роль государства в сфере регулирования экономики
    2. Регулирование недогрузки производственных мощностей и безработицы.
    3. Регулирование рекламной деятельности

Заключение

Библиографический список

Приложения

стр. 3

стр. 5

 

стр. 5

 

стр. 14

 

стр. 20

 

стр. 20

стр. 24

 

стр. 27

стр. 36

стр. 39

стр. 41


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная неоклассическая  школа рассматривает конкуренцию и монополию как взаимоисключающие признаки. И то, и другое бывает чрезвычайно редко. Для реальной жизни промежуточной и гораздо более реалистичной структурой является синтез этих начал – монополистическая конкуренция. Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия. Большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию.

Роль бизнеса в современном  обществе многогранна и многолика. Бизнес выступает главным связующим  звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. В научной литературе, в средствах массовой информации довольно часто поднимаются вопросы взаимодействия бизнеса и власти. В результате чего возникает вопрос «должно ли государство активно вмешиваться в экономическую жизнь или лишь создавать условия для развития бизнеса?»1.

Поэтому цель моей работы – анализ специфики взаимоотношений бизнеса и государства как главного фактора развития в условиях монополистической конкуренции.

Объектом данного исследования является система взаимоотношений между фирмами и государством. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования для реализации поставленной цели:

      1. рассмотреть теоретические основы рынка монополистической конкуренции
      2. определить роль государства в экономической сфере деятельности
      3. выявить и проанализировать влияние государства на негативные процессы монополистической конкуренции.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что взаимоотношения власти и бизнеса отличаются предельной динамичностью и зависят от конкретного состояния структур общественного механизма. Особенно трудно выявить реальное соотношение этих важнейших составляющих общественной жизни. В результате чего необходимо рассматривать современную экономику, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    1. Сущность понятия «монополистическая конкуренция». Характеристика отрасли

Модель монополистической конкуренции предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число продавцов товара, независимость фирм друг от друга, свободный доступ в сферу индустрии) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они согласны платить повышенную цену). Как же образуется такая структура?

Предприниматель, чтобы  захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать  продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Если первоначально все производили, скажем, шоколад одного вкуса и вида, то со временем положение на рынке меняется. Конкуренция заставляет фирмы для привлечения покупателей менять упаковку, вкус, цвет, использовать какие-либо добавки и т.д. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, поскольку производителей различных сортов шоколада много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами.

Очевидно своеобразное сочетание монополии и конкуренции: монополия связана с контролем над дифференцированным продуктом, конкуренция же – с наличием субститутов, заменителей.2 Такова, по Чемберлину, суть хозяйственного феномена монополистической конкуренции.

С помощью концепции  монополистической конкуренции  Чемберлин дает объяснение нового механизма  ценообразования. В условиях производства и продажи однородного продукта при множестве продавцов и  покупателей равновесная цена определяется пересечением графика издержек производства (цена предложения) и кривой совокупного (валового) дохода (цена спроса).

В масштабах всего  общества переход к состоянию  монополистической конкуренции  ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.

Можно ли в этом случае сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за кризисное состояние хозяйства? Американский экономист отвечает главным образом отрицательно: предприниматели повинны лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контролю за рекламой3. Но в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики. Стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.

Таким образом, монополистическая  конкуренция имеет место в  том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производящих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-конкурентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может снизить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой марки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента-потребителя. Для рынка монополистической конкуренцией, как правило, характерно наличие следующих принципов:

  1. Малые размеры фирм и их многочисленность. Это обусловливает следующие обстоятельства. Во-первых, каждая фирма производит небольшую долю отраслевого выпуска, что сужает возможность воздействия на цену товара и получения монопольной прибыли.

Во-вторых, монополистически конкурирующие  фирмы являются в основном небольшими предприятиями. Это, как известно, имеет свои положительные черты: быстрота реагирования при изменении рыночной ситуации, а также отрицательные свойства: неустойчивость бизнеса, отсутствие финансовых возможностей для крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и т.п.

В-третьих, исключается возможность  образования картелей, нет необходимости в стратегическом взаимодействии между фирмами при определении объема производства и цены. Таким образом, фирмы могут вести себя относительно независимо.

  1. Дифференциация продукта. Производители производят и реализуют на рынке, по сути, одинаковый товар, который имеет определенное назначение. Но такая продукция может отличаться именно производственными, технологическими или качественными характеристиками. Например, на рынке колбасных изделий конкурируют несколько известных фирм: «Микоян», «Останкинская», «Кунгурский Мясокомбинат» и пр. Вышеназванные фирмы производят одноименный продукт в ассортименте, но используют при этом разные технологии, первичное сырье, специи и приправы. В результате продукция приобретает специфический вкус. Благодаря этому продукция одной из фирм является несовершенным заменителем продукции, реализуемой другими. Как следствие, потребительский спрос зависит, прежде всего, от вкусов, предпочтений и желаний потребителя, а не от стоимости единицы продукции. Иными словами, покупатель всегда платит любую цену, если продукт полностью удовлетворяет его потребности. Таким образом, получается, что производитель даже может повысить цены, но при этом сохранит своего покупателя.

Нередко различают действительную и искусственную дифференциацию, или неоднородность, продукта.4 Действительная дифференциация предполагает различия в его физических характеристиках. Продукты, реализуемые на рынке, могут отличаться по функциональным качествам, дизайну, материалам, надежности работы и т.п. Так, например, различается химический состав различных моющих средств, разных видов пасты для чистки зубов или кремов для бритья и т.п. Искусственная дифференциация предполагает различия в упаковке товара, престиже торговой марки, ее имидже, торговом знаке, имидже производителя, и т.п., говоря другими словами, результате рекламной деятельности.

Более того, совершенно однородные продукты могут оказаться неоднородными  с точки зрения местоположения источника продажи (канала сбыта), т.е. могут существовать различия в размещении и доступности товара для покупателя, и (или) услуг, связанных с продажей и послепродажным обслуживанием.

Дифференциация продукта активизирует неценовую конкуренцию. Фирма получает возможность расширить объем продаж не только снижением цены, но и за счет выделения своего товара из массы родственных товаров. Это можно осуществить двумя путями: а) приспосабливать под запросы потребителей свойства товара, изменяя и улучшая его качественные характеристики; б) формировать спрос на данный товар, используя, например, рекламу. Итак, монополистически конкурирующая фирма использует несколько стратегий конкуренции (Приложение 1, схема 1).

Фирма может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

  • изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);
  • производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);
  • пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся  к неценовым формам конкуренции  и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая  конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой – большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции  наиболее реалистична в отношении  рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или  юристов, парикмахерские и косметические  услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производителей. Поэтому правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок – к монополистической конкуренции.

Таким образом, задача максимизации прибыли  для такой фирмы состоит в  поиске оптимальной комбинации цены, качества продукции и объемов  расходов на стимулирование сбыта.

  1. На рынке монополистической конкуренции не существует особенных препятствий или блоков как на входе, так и на выходе. Получается, что практически любая фирма, которая решает попасть на данный рынок, имеет все возможности для этого. Конечно, монополистическую конкуренцию нельзя сравнивать с совершенной, поскольку фирма с самого начала работы сталкивается с серьезными конкурентами, которые функционируют на данном рынке, может быть, уже не один год, поэтому высока степень риска для новичков. Продукт только что появившейся фирмы не может соперничать с товарами, которые приобрели уже немалую известность в кругах покупателей и, несомненно, имеют потребительские преимущества. В связи с этим, новая фирма должна обладать: 1. способностью производить продукцию чем-либо отличающуюся от тех, что уже имеются на рынке; 2. умением привлечь покупателей действующих фирм; 3. способностью постоянно изменять свою продукцию.

Информация о работе Система взаимоотношений государства и бизнеса