Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Поэтому цель моей работы – анализ специфики взаимоотношений бизнеса и государства как главного фактора развития в условиях монополистической конкуренции.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы рынка монополистической конкуренции
определить роль государства в экономической сфере деятельности
выявить и проанализировать влияние государства на негативные процессы монополистической конкуренции.
Введение
Теоретические основы рынка монополистической конкуренции
Сущность понятия «монополистическая конкуренция». Характеристика отрасли
Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды)
Государственное регулирование бизнеса в условиях монополистической конкуренции
Роль государства в сфере регулирования экономики
Регулирование недогрузки производственных мощностей и безработицы.
Регулирование рекламной деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Кафедра экономической
теории
и отраслевых рынков
СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
(в условиях монополистической конкуренции)
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение Библиографический список Приложения |
стр. 3 стр. 5
стр. 5
стр. 14
стр. 20
стр. 20 стр. 24
стр. 27 стр. 36 стр. 39 стр. 41 |
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная неоклассическая школа рассматривает конкуренцию и монополию как взаимоисключающие признаки. И то, и другое бывает чрезвычайно редко. Для реальной жизни промежуточной и гораздо более реалистичной структурой является синтез этих начал – монополистическая конкуренция. Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия. Большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию.
Роль бизнеса в современном обществе многогранна и многолика. Бизнес выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. В научной литературе, в средствах массовой информации довольно часто поднимаются вопросы взаимодействия бизнеса и власти. В результате чего возникает вопрос «должно ли государство активно вмешиваться в экономическую жизнь или лишь создавать условия для развития бизнеса?»1.
Поэтому цель моей работы – анализ специфики взаимоотношений бизнеса и государства как главного фактора развития в условиях монополистической конкуренции.
Объектом данного исследования является система взаимоотношений между фирмами и государством. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования для реализации поставленной цели:
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что взаимоотношения власти и бизнеса отличаются предельной динамичностью и зависят от конкретного состояния структур общественного механизма. Особенно трудно выявить реальное соотношение этих важнейших составляющих общественной жизни. В результате чего необходимо рассматривать современную экономику, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
Модель монополистической конкуренции предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число продавцов товара, независимость фирм друг от друга, свободный доступ в сферу индустрии) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они согласны платить повышенную цену). Как же образуется такая структура?
Предприниматель, чтобы захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Если первоначально все производили, скажем, шоколад одного вкуса и вида, то со временем положение на рынке меняется. Конкуренция заставляет фирмы для привлечения покупателей менять упаковку, вкус, цвет, использовать какие-либо добавки и т.д. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, поскольку производителей различных сортов шоколада много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами.
Очевидно своеобразное сочетание монополии и конкуренции: монополия связана с контролем над дифференцированным продуктом, конкуренция же – с наличием субститутов, заменителей.2 Такова, по Чемберлину, суть хозяйственного феномена монополистической конкуренции.
С помощью концепции монополистической конкуренции Чемберлин дает объяснение нового механизма ценообразования. В условиях производства и продажи однородного продукта при множестве продавцов и покупателей равновесная цена определяется пересечением графика издержек производства (цена предложения) и кривой совокупного (валового) дохода (цена спроса).
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.
Можно ли в этом случае сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за кризисное состояние хозяйства? Американский экономист отвечает главным образом отрицательно: предприниматели повинны лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контролю за рекламой3. Но в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики. Стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.
Таким образом, монополистическая конкуренция имеет место в том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производящих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-конкурентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может снизить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой марки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента-потребителя. Для рынка монополистической конкуренцией, как правило, характерно наличие следующих принципов:
Во-вторых, монополистически конкурирующие фирмы являются в основном небольшими предприятиями. Это, как известно, имеет свои положительные черты: быстрота реагирования при изменении рыночной ситуации, а также отрицательные свойства: неустойчивость бизнеса, отсутствие финансовых возможностей для крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и т.п.
В-третьих, исключается возможность образования картелей, нет необходимости в стратегическом взаимодействии между фирмами при определении объема производства и цены. Таким образом, фирмы могут вести себя относительно независимо.
Нередко различают действительную
и искусственную
Более того, совершенно однородные продукты могут оказаться неоднородными с точки зрения местоположения источника продажи (канала сбыта), т.е. могут существовать различия в размещении и доступности товара для покупателя, и (или) услуг, связанных с продажей и послепродажным обслуживанием.
Дифференциация продукта активизирует неценовую конкуренцию. Фирма получает возможность расширить объем продаж не только снижением цены, но и за счет выделения своего товара из массы родственных товаров. Это можно осуществить двумя путями: а) приспосабливать под запросы потребителей свойства товара, изменяя и улучшая его качественные характеристики; б) формировать спрос на данный товар, используя, например, рекламу. Итак, монополистически конкурирующая фирма использует несколько стратегий конкуренции (Приложение 1, схема 1).
Фирма может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:
Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой – большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.
Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производителей. Поэтому правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок – к монополистической конкуренции.
Таким образом, задача максимизации прибыли для такой фирмы состоит в поиске оптимальной комбинации цены, качества продукции и объемов расходов на стимулирование сбыта.
Информация о работе Система взаимоотношений государства и бизнеса