Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Поэтому цель моей работы – анализ специфики взаимоотношений бизнеса и государства как главного фактора развития в условиях монополистической конкуренции.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы рынка монополистической конкуренции
определить роль государства в экономической сфере деятельности
выявить и проанализировать влияние государства на негативные процессы монополистической конкуренции.
Введение
Теоретические основы рынка монополистической конкуренции
Сущность понятия «монополистическая конкуренция». Характеристика отрасли
Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды)
Государственное регулирование бизнеса в условиях монополистической конкуренции
Роль государства в сфере регулирования экономики
Регулирование недогрузки производственных мощностей и безработицы.
Регулирование рекламной деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложения
Разумеется, в данной главе обрисована упрощенная модель рыночной ситуации в условиях монополистической конкуренции. В действительности отдельные фирмы могут и в длительном периоде получать прибыль или нести убытки. Так, некоторые фирмы могут выпускать такую продукцию или оказывать такие услуги, которые позволяют им оставаться монополистами. Например, закусочная на вокзале или бензозаправочная станция на оживленном перекрестке, вероятно, всегда будет получать прибыль. Наоборот, врач, живущий в небольшом населенном пункте и по каким-либо соображениям не желающий менять места жительства, может смириться с тем, что он из-за отсутствия достаточной клиентуры постоянно несет убытки, имеет меньшие доходы, чем его коллеги, практикующие в другом месте. Но напомним, что в данных случаях речь идет об экономической прибыли. Бухгалтерскую прибыль получает любой хозяйствующий субъект, иначе он не сможет осуществлять свою деятельность.
Подводя итог данному разделу, следует упомянуть, что экономическое равновесие на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде наносит ущерб, как потребителю, так и экономике в целом. Главной проблемой данного типа рыночной структуры является неполное и нерациональное использование факторов производства в долгосрочном периоде. Что приводит к застою капитала в отдельных отраслях.
Вопрос о том, какую роль в современной российской экономике должно играть государство, продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных сюжетов последних лет. Весьма распространена точка зрения, что прямое участие государства в экономических процессах должно быть минимальным. Это утверждение базируется на следующих постулатах8:
1. Участие государства нарушает
принципы свободной
2. Взаимодействие с органами
государственной власти
3. Государство в качестве
4. Рост затрат государства на
инвестиции требует увеличения
налогообложения корпораций и
частных лиц, что ухудшает
Однако с такими либеральными взглядами на развитие отношений между государством и бизнесом в условиях монополистической конкуренции согласны далеко не все. Государственное регулирование социальных и экономических процессов вытекает из самой сущности государства. Государство с самого своего возникновения в силу своего предназначения как института, призванного выражать и реализовывать всеобщую волю всего населения и его интересы, наряду с комплексом множества других функций выполняет также ряд сугубо социальных и экономических функций. Оно, «являясь формой политической самоорганизации людей на определенной четко очерченной территории, имеет особенность, заключающуюся в отличии государства от других социальных организаций в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества»9.
При этом установленные государствам «правила игры» должны не только в должной мере учитывать интересы личности и общества в целом, но и стимулировать предпринимательскую деятельность, а также способствовать охране окружающей среды. Немецкие ученые образно определили эти принципиальные подходы к формированию «правил игры» как магический треугольник.
В рамках этого магического треугольника государство осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью и, опираясь на законодательство, выполняет роль арбитра при разрешении проблем, возникающих между различными субъектами этой деятельности. В случаях нарушения законодательства государство, естественно, вправе применить соответствующие санкции в отношении нечестных агентов рыночных отношений.
Выполняя этот контроль, государство вводит стандарты измерения веса и качества продукта, контролирует их соблюдение, запрещает реализацию фальсифицированных пищевых продуктов и лекарств, добивается обязательной фиксации на упаковке чистого веса и состава продукта, осуществляет ряд других действий по защите интересов потребителей и т.п. в условиях дифференциации продукта.
Первоначально большинство
мероприятий в области
Именно конкуренция
создает необходимые условия
для экономической свободы
Столь же мощной движущей силой конкуренция выступает и в механизме распределения и перераспределения ресурсов между предприятиями, отраслями и регионами. Иными словами, именно конкуренция создает благоприятные предпосылки для научно-технического, экономического и общественного прогресса в целом. Именно конкуренция делает рыночную модель функционирования экономики наиболее предпочтительной в современных условиях по сравнению с альтернативными вариантами.
В современной рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства. С этой целью во многих странах приняты и действуют законы о недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать дееспособность этого принципа, предотвратить негативные последствия недобросовестной конкуренции. Согласно законам в данной области недобросовестной конкуренцией, например, считаются:
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции государство должно регулировать, например, такие негативные процессы монополистической конкуренции, как недобросовестную конкуренцию в области рекламы и недогрузку производственных мощностей и в следствие безработицу, вызванных той же излишней дифференциацией продукта.
Одно из центральных мест в деятельности современного государства занимает функция экономической стабилизации. Как отмечали К.Макконнелл и С.Брю, «самая новая, в некоторых отношениях самая важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать экономике обеспечивать полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен»10.
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребитель платит за товары дороже, выпуск меньше потенциально возможного и наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица. В результате мы имеем конъюнктурные колебания, которые являются непременными атрибутами экономического цикла. В данном случае функция государства заключается в сглаживании, выпрямлении волнообразной кривой конъюнктуры посредством стимулирования деловой активности в период спада и сдерживания ее в «момент бума»11, «перегрева»11 экономики.
Такое сглаживание осуществляется посредством целенаправленной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Кредитно-денежная политика – это система мер, направленная на смягчение, ослабление периодически возникающих кризисов перепроизводства, инфляционных процессов, а также обеспечение выравнивания платежного баланса и т.п. Ее основной целью является достижение такого состояния общего уровня производства, который дает возможность обеспечить в идеале полную занятость и отсутствие инфляции.
В этих целях Центральный банк регулярно осуществляет всевозможные мероприятия, нацеленные на ограничение или стимулирование кредитных операций банковской системы.
В фазе спада эта политика направлена на стимулирование кредитных операций банковской системы в расчете на то, что льготные условия кредитования будут способствовать оживлению деловой активности и росту производства. Такая политика получила название кредитной экспансии, т.е. стимулирования кредита, или политики «дешевых денег».
И, наоборот, в период подъема экономической конъюнктуры государство, предвосхищая «перегрев» экономики, проводит политику кредитной рестрикции, ограничения кредита, «дорогих денег». Ее главная цель – затруднить использование кредита и затормозить промышленный бум, грозящий «перегревом» экономики и кризисом перепроизводства товаров.
В условиях смешанной экономики центральные банки располагают обширным арсеналом методов воздействия на операции кредитной системы. К числу наиболее распространенных методов относятся:
Целенаправленная кредитно-
В периоды спада в
целях его преодоления
Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.
Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и широко стал использовать рекламу. Это связано с тем, что реклама в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным методом стимулирования продаж.
В нашей рекламе, как в фокусе, мы можем наблюдать концентрацию всех трудностей и недостатков монополистической конкуренции. Реклама не современном этапе криклива, навязчива, а иногда даже ложная. Тон и содержание обращений зачастую не соответствуют элементарным этическим нормам.
Конституция России определяет право граждан на достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятия закона «О рекламе». Закон впервые дает определение понятия «реклама»12 и обосновывает границы его распространения. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Кроме того, в законе дано
определение понятия «
Принятый закон «О рекламе» позволяет на рынке монополистической конкуренции управлять рынком различных средств рекламы, определять особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливать права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, которые широко распространены в условиях монополистической конкуренции.
Закон предусматривает
необходимость функционирования системы
контроля и саморегулирирования
в области рекламной деятельнос
Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, которые осуществляют данный контроль.
Информация о работе Система взаимоотношений государства и бизнеса