Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характерные черты смешанной экономики 5
1.1. Смешанная экономика 5
1.2. Характеристика основных национальных моделей смешанной экономики 10
1.3. Смешанные экономики различных стран 12
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран 16
2. Особенности смешанной экономики 19
2.1. Общая характеристика экономики 19
2.2. Темпы экономического развития 20
2.3. Производительные силы 21
2.4. Финансовая система 24
2.5. Государственное регулирование экономики 25
2.6. Американские технологии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
2 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характерные черты смешанной экономики 5
1.1. Смешанная экономика 5
1.2. Характеристика основных национальных моделей смешанной
экономики 10
1.3. Смешанные экономики различных стран 12
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических
стран 16
2. Особенности смешанной экономики 19
2.1. Общая характеристика экономики 19
2.2. Темпы экономического развития 20
2.3. Производительные силы 21
2.4. Финансовая система 24
2.5. Государственное регулирование экономики 25
2.6. Американские технологии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.
Несмотря на то, что экономисты выделяют два основных типа экономических систем - рыночную и командно-административную, все же в современном мире в чистом виде их не существует. Речь идет о смешанной экономике, которая сочетает в себе столь противоречивые черты рыночной и командно-административной экономики. Изучение же смешанной экономики и ее национальных моделей чрезвычайно полезно.
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена различными причинами:
Во-первых, каждому человеку, интересующемуся экономикой, необходимо знать о том, как формировались и развивались экономические системы крупнейших стран мира. Ведь на протяжении своего длительного существования экономика каждой из стран прошла через взлеты и падения, испытывала тяжелейшие кризисы и достигала своего апогея. При этом каждая страна добивалась своих успехов сама, прикладывая неимоверные усилия, чтобы прийти к долгожданной цели. А чтобы преодолеть кризис, необходимо решить сложнейшие проблемы государственного масштаба. Это задача не из легких, которую каждое государство решает самостоятельно. Зачастую страну выводит из кризиса сильный правитель, способный предложить целую программу мероприятий, разработанную специально для конкретных условий этого кризиса (например, Р. Рейган, М. Тэтчер или Ф. Рузвельт). Такие личности вызывают восхищение и уважение.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что знание функционирования современных смешанных экономик позволяет понять альтернативность (многовариантность) экономического развития - ни одна страна не копировала слепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных, социальных и исторических возможностей, а также эффективности экономической политики государства.
Во-вторых, наше государство, Российская Федерация, еще нельзя назвать окончательно сформировавшимся и крепко стоящим на ногах. Поэтому нам как гражданам своей страны вдвойне необходимо изучать современные смешанные экономики развитых стран мира. Полученные знания помогают проанализировать зарубежный опыт решения различных проблем, выхода из кризисов, развития и укрепления экономики. Безусловно, мы не можем продублировать этот опыт для решения своих проблем, но зато существует возможность применить приобретенные знания для нахождения собственного пути преодоления трудностей. Этому также может помочь изучение уже сложившихся национальных моделей смешанной экономики. Поскольку Россия не относится ни к одной из этих моделей, то их исследование и сравнительный анализ способствуют выбору того типа смешанной экономики, который наиболее близок нашей стране.
Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.
В работе сделан акцент на сопоставительный анализ различных стран, разных социально- экономических систем Запада и Востока.
Чтобы иметь более полное и четкое представление о принципах функционирования смешанной экономики, во второй главе работы детально рассмотрена смешанная экономика Соединенных Штатов Америки, ее развитие и современное состояние. При этом была поставлена задача - дать последовательное и логичное изложение реальных процессов развития экономики США в целом. Выбор именно этой страны обусловлен тем, что США являются одной из лидирующих и наиболее развитых стран мира. Американская экономика обладает самым большим в мире производственным потенциалом и производит самый большой объем товаров и услуг. Экономика Соединенных Штатов отличается крупномасштабной ориентацией на научно-технический прогресс (НТП) и передовую технику. США намного опережают остальные капиталистические страны мира по масштабам научно-исследовательских работ, лидируют в области НТП, внедрения его результатов в производство, в экспорте лицензий на свои открытия и новейшие разработки.
При написании данной курсовой работы была использована различная литература: это и экономические энциклопедии, и словари, и учебники по экономической теории, мировой экономике и экономической истории, а также монографические труды таких известных зарубежных экономистов, как Пол Самуэльсон, Вильям Нордхаус, Джозеф Стиглиц, а также отечественных авторов (В. М. Кудров, А. Г. Войтов).
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Смешанная экономика.
Смешанная экономика - это современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также в некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Она представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы.
По мнению Пола Самуэльсона и Вильяма Нордхауса, смешанная экономика - это преобладающая форма экономической организации в некоммунистических странах. В смешанной экономике хозяйственная организация базируется в первую очередь на ценовой системе, однако при этом для преодоления макроэкономической нестабильности и несовершенств рынка используются разнообразные формы государственного вмешательства (такие, как налоги, государственные расходы и государственное регулирование).
Скорее всего, все страны имеют смешанную экономику - экономику с элементами рынка и командной формы управления. Еще никогда не существовало стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX века и была близка к ней). В настоящее время в США большая часть решений принимается рынком. Но и правительство страны играет важную роль в изменении работы рынка: власти издают законы и положения, которые регулируют экономическую жизнь, предоставляют услуги в сфере образования и охраны правопорядка, контролируют бизнес и загрязнение окружающей среды. И Россия, и другие бывшие социалистические страны Восточной Европы, недовольные работой командной экономики, стараются найти свой вариант смешанной экономики.
Начало становления современной смешанной экономики было положено кризисом мирового хозяйства конца 1920 - начала 1930-х гг., и Новым курсом президента США Ф. Рузвельта. Теоретические основы смешанной экономики заложило кейнсианство, главное место в котором занимала идея государственного регулирования экономики, стимулирования экономического роста посредством увеличения государственных расходов, в том числе на социальные нужды.
В смешанной экономике частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, собственностью неправительственных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. Сложная система экономического регулирования хозяйства образуется противоречивым единством рыночного, корпоративного и государственного регулирования. Соотношение данных форм также подвижно и определяется конкретными условиями каждой страны. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор
образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную общественную потребность. При этом границы между секторами (государственными и негосударственными) подвижны.
Для частного сектора смешанной экономики характерна эволюция частной собственности, которая все более превращается из индивидуальной в массовую, частно-коллективную собственность, прежде всего акционерную. Одна из ее перспективных форм - собственность различных институтов и фондов: страховых, пенсионных, жилищных.
В то же время возрастают роль и значение мелкой частной собственности, малого предпринимательства. На долю этого сектора в развитых странах приходится до половины валового национального продукта (ВНП) и 90% рабочих мест. Наиболее успешная часть малых предприятий модернизируется на новой технической основе, сотрудничает с крупными предприятиями и через них включается в мировые хозяйственные структуры.
Принципиально новыми являются венчурная (то есть рисковая) форма индивидуальной частной собственности и основанный на ней тип хозяйства. Это - многочисленные инновационные фирмы, занимающиеся поиском и разработкой новых идей в области научных исследований, технологии и создания новых продуктов.
Развивается трудовая акционерная собственность, при которой держателями акций выступают члены самоуправляемых трудовых коллективов.
Доля государственной собственности в стоимости продукции составляла в конце 1980-х гг. в Италии 19%, во Франции 16%, в ФРГ 10%, в Великобритании 7%, в США 1,3%. Практика смешанной экономики продемонстрировала низкую эффективность, и даже убыточность, многих государственных предприятий в разных отраслях. В условиях финансовой поддержки этих предприятий государственным бюджетом у них ослабевают стимулы к снижению издержек и ресурсосбережению, к ориентации на спрос, к адаптации к условиям рынка. Поэтому глобальной тенденцией в развитии государственного сектора в 1970 - 90-х гг. стала приватизация, то есть переход государственной собственности в частную. Она проводилась более чем в 100 странах мира и охватила ряд ведущих отраслей промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты.
Сокращение государственного сектора сопровождается изменением структуры государственных предприятий, не подлежащих приватизации, что осуществляется путем акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление. Государственный сектор продолжает оставаться одним из неотъемлемых сегментов смешанной экономики в большинстве стран. Он призван обеспечивать общенациональные интересы в тех производствах и отраслях, где функционирование на частной основе оказывается невозможным или затруднительным.
Возникает спектр смешанных, промежуточных форм государственно-частной и государственно-коллективной собственности. В руках государства находится пакет акций разной величины, включая во многих случаях контрольный.
Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется в смешанной экономике противоречивым взаимодействием рыночного и государственного регулирования. В соответствии с рыночными, ценовыми сигналами ресурсы направляются в сферы их наиболее эффективного использования в данный момент. Рыночное саморегулирование осуществляется через систему имеющих сложную структуру современных рынков товаров, услуг, капитала, труда и ценных бумаг. Одна из важных его отличительных черт - распространение развитого маркетинга, во многом меняющего характер и формы рыночной конкуренции. С помощью маркетинга осуществляется переход от работы на неизвестный рынок к работе на заказ.
Активное воздействие на экономику оказывает государство. Показателем этого служит рост доли валового внутреннего продукта (ВВП), изымаемой государством в форме различных налогов и перераспределяемой на различные нужды. Увеличившись за 1950 - 1993 гг. примерно в 1,5 раза, эта доля составляет в конце 1990-х гг. почти половину ВВП развитых стран.
Прежде всего, важно различать две основных формы государственного регулирования: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он и не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государствешюм секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8 - 9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика.
Информация о работе Смешанная экономика. Сравнительный анализ