Смешанная экономика. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характерные черты смешанной экономики 5
1.1. Смешанная экономика 5
1.2. Характеристика основных национальных моделей смешанной экономики 10
1.3. Смешанные экономики различных стран 12
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран 16
2. Особенности смешанной экономики 19
2.1. Общая характеристика экономики 19
2.2. Темпы экономического развития 20
2.3. Производительные силы 21
2.4. Финансовая система 24
2.5. Государственное регулирование экономики 25
2.6. Американские технологии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

нор.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Совет управляющих направляет кредитно-денежную политику ФРС: определяет нормы резервов коммерческих банков и сберегательных учреждений. Согласно закону о ФРС вся территория страны поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Эти банки являются главными оперативными звеньями ФРС, выполняющими функции центрального банка для своего округа.

Хотя банки - члены ФРС составляют лишь около 40% общего числа коммерческих банков США, на их долю приходится 75% всех банковских депозитов страны. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику не административными, а экономическими методами и рычагами через сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими направляющими этой политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке и прямое регулирование банковских резервов. ФРС начала оказывать прямое и широкое воздействие на денежную массу в стране при одновременном проведении довольно жесткой антиинфляционной политики.

Помимо внутренних важным источником финансирования экономики страны (включая финансирование федерального бюджета и государственного долга) в последние годы стало широкое привлечение иностранного капитала. С середины 80-х годов это привело к превращению Соединенных Штатов в крупного международного должника. Приток капиталов в США стал превышать вывоз капитала из этой страны.

В последние десятилетия американские банки значительно расширили масштабы своих международных операций. Это происходит в форме открытия их заграничных филиалов, приобретения доли в капитале заграничных банков. К началу 90-х годов 160 американских банков имели около 1 тысячи своих отделений за границей.

В прошлом советские экономисты-международники, анализируя промышленный и финансовый капитал развитых капиталистических стран, вслед за В. И. Лениным делали акцент на концентрации производства и капитала, образовании монополий, которые якобы ведут к обострению противоречий и загниванию капитализма.

На деле объективные процессы экономического развития капиталистических стран протекали по другому руслу. Все время обострялась конкурентная борьба, усиливалась роль мелкого бизнеса. Правительство США вело широкое наступление против монополий, сговора их между собой, приняв жесткое антитрестовское законодательство (1890 г.), всячески поддерживая мелкий бизнес и стимулируя конкуренцию.

Со временем и для нас стало очевидным, что крупные корпорации не являются самыми эффективными. На деле оказалось, что крупный и мелкий бизнес стали взаимодействовать друг с другом в интересах повышения эффективности своей деятельности на базе четкого разделения труда, а конкурентная борьба между фирмами-производителями той или иной продукции все время обострялась.

 

2.5. Государственное регулирование экономики.

Важное развитие в США получила практика государственного регулирования экономики. Последняя превратилась в развернутую систему, включающую, прежде всего регулирующий механизм федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с экономического кризиса 1929 -1933 годов и кончая серединой 70-х гг., в экономической политике США были сильны элементы зарегулирования экономики чрезмерным (порой административным) вмешательством государства. Это обусловливалось необходимостью восстановления производства после кризиса, войны, послевоенным переходом американской экономики на мирные рельсы, а также распространением концепций английского экономиста Д. Кейнса, ставших теоретической базой такого чрезмерного регулирования американской экономики со стороны государства.



В 70-х годах, однако, стало ясно, что со временем сложившаяся в США система регулирования привела к замедлению экономического роста, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. В результате кейнсианство уступило место либеральной концепции монетаризма, что привело к ослаблению прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

Именно это обосновывала монетаристская теория американского экономиста М. Фридмана, которая и стала знаменем экономической программы Президента Р. Рейгана, получившей название «рейганомики». Сейчас уже широко признано, что «рейганомика» стала своеобразным историческим рубежом в эволюции экономической политики в США в послевоенный период.

В конце 70-х - начале 80-х годов перед экономической политикой в США были поставлены следующие задачи:

•                                                ограничить рост расходов федерального правительства;

•                                                снизить ставки налогообложения, дать производителям ряд льгот для стимулирования капиталовложений и роста производства;

•                                                ослабить государственную регламентацию предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, ослабление специальных требований к производственной и рыночной деятельности, в том числе по охране окружающей среды, к технике безопасности на производстве и т. д.);

•                                                начать проведение ограничительной кредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляции.

Экономическая программа Рейгана (под названием «Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения») включала такие основные пункты, как налоговая реформа, реформа амортизации, антиинфляционная кредитно-денежная политика, реформа дерегулирования экономики США.

Ключевым пунктом программы являлась налоговая реформа. Ставки подоходного налога, например, были сокращены на 23%. Все это осуществлялось в целях стимулирования инвестиций в производство. Реформа амортизации была направлена на стимулирование обновления основного капитала. Сроки амортизационных списаний были сокращены на 40%.

Кредитно-денежная политика ориентировалась на снижение темпов роста денежной массы и учетной ставки процента коммерческих банков. Рост денежной массы был доведен до темпов роста ВНП, что резко поубавило инфляцию, а снижение процентной ставки стимулировало кредитные заимствования предпринимателей у банков.

Особое значение придавалось реформе дерегулирования экономики, ослаблению ее регламентирования. Она была направлена на сокращение численности госаппарата, ограничение его вмешательства в экономику, на усиление свободы предпринимательства и конкурентного выбора.

Реализация этой программы дала экономике США реальный толчок вверх, и впоследствии, уже при других президентах, государственное регулирование американской экономики стало более гибким и эффективным.

Прирост ВВП в 1983 г. составил 4%, в 1987 г. - почти 7% и до экономического кризиса 1990 - 1991 гг. составлял 3,5% в год. В последние годы среднегодовой прирост ВВП США равнялся, как уже говорилось, 2,5 - 3,0%. Заметно снизилась инфляция (около 3% в год), а общее число новых рабочих мест, созданных с начала 90-х годов, достигло 11 миллионов.

Администрация Президента Б. Клинтона сочла необходимым пересмотреть некоторые приоритеты экономического развития страны. На передний план выдвигались социальные проблемы: повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения, улучшение медицинского обслуживания, дальнейшая компьютеризация американских школ и подключение их к системе «Интернет». В президентский план была включена и программа поощрения долгосрочных государственных и частных инвестиций в ведущие отрасли экономики, меры по уменьшению бюджетного дефицита, в первую очередь за счет сокращения военных расходов. Кроме того, Президент предложил программу некоторого повышения налогов на состоятельные слои населения.

В целом же можно считать, что в США сложились оптимальные соотношения между экономикой и государством. Никто не требует ухода государства из экономики или чрезмерного его вмешательства в сложившуюся рыночную систему. Государство служит этой системе, эффективно поддерживает и помогает ей.

 

2.6. Американские технологии.

Главным элементом текущего экономического подъема в США является бурное развитие информационных технологий. В течение последних лет темпы роста производства компьютеров, программного обеспечения и средств связи во много раз опережали рост американской экономики в целом. Именно эти отрасли промышленности способствовали удлинению периода подъема экономики страны. В 1996 г. на долю только информационных технологий пришлось 33% прироста ВВП.

Согласно подсчетам, произведенным экспертами американского журнала «Бизнес уик», в высокотехнологичных отраслях промышленности занято свыше 9 миллионов человек. В 1996 г. число занятых в них возросло на 4,9% против 2% в других отраслях экономики. Объем производства компаний, выпускающих высокотехнологичную продукцию, в 1996 г. увеличился до 420 миллиардов долларов против 365 миллиардов в 1995 г., что почти в два раза превышает аналогичный показатель 1988 г. (216 миллиардов долларов).

Производство      компьютеров              наиболее      перспективная      из

высокотехнологичных отраслей промышленности, так как современные потребители стремятся купить новый компьютер не потому, что старый вышел из строя, а потому, что появилась новая, более совершенная модель.

США удалось заметно укрепить свои позиции в последние годы и во внешней торговле, не в последнюю очередь именно благодаря экспорту высокотехнологичной продукции.  Повышение конкурентоспособности было



важнейшей проблемой для страны в 80-х годах. В 90-х годах ситуация улучшилась. Согласно данным исследования, ежегодно проводимого организацией «Всемирный экономический форум», в 1994 г. США вновь стали самой конкурентоспособной страной в мире (после того как в 1987 году они уступили это лидерство Германии, а затем Японии). Американские технологии в настоящее время наиболее привлекательны. Однако конкурентная борьба на мировом рынке обостряется и Соединенным Штатам становится все труднее сохранять свое лидерство. Тем не менее, в течение 1995 и 1996 гг. США удалось сократить свой дефицит в торговле с Японией (до 48 миллиардов долларов), хотя аналогичный дефицит в торговле с Китаем в 1996 г. возрос на 17% и достиг почти 40 миллиардов долларов.

* * *

После рассмотрения ряда актуальных вопросов и проблем развития современной смешанной экономики США хотелось бы подвести итоги и сделать некоторые выводы:

1.                             Экономика США - наиболее зрелая, комплексная и эффективная экономика в современном мире.

2.                             Экономика США показала хорошую адаптивность к меняющимся условиям и сумела сохранить свое превосходство.

3.                             Американские ТНК создали в послевоенный период внушительную вторую экономику США за рубежом.

4.                             В системе производительных сил американской экономики огромную роль играет высокопрофессиональная рабочая сила, целая армия ученых, инженеров и конструкторов.

5.                             Финансовая система США отличается прочностью, надежностью и большим разнообразием входящих в нее институтов.

6.                             Крупный и мелкий бизнес в экономике США взаимно дополняют друг друга, и негативная тенденция к концентрации производства уже давно подавляется действием соответствующих антимонопольных законов.

7.              Американское государство достаточно умеренно вмешивается в
экономику, поощряя, прежде всего предпринимательство, конкуренцию и НТП.

Таким образом, в настоящей курсовой работе был проведен комплексный анализ смешанных экономик различных развитых стран мира и сравнительный анализ национальных моделей смешанных экономик, что и являлось целью исследования и соответствовало поставленным задачам. Была обоснована актуальность и практическая необходимость изучения данной темы. На примере Соединенных Штатов было показано функционирование смешанной экономики в современном мире. По итогам проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы, представленные ранее.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                             Вечканов Г. С. и др. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб: Петрополис, 1998.

2.                             Войтов А. Г. Экономика: Общий курс. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.

3.                             Волгин Н. А., Гриценко Н. ГГ., Шарков Ф. И. Социальное государство: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2003. - 416с.

 

4.                              История мировой экономики: Учебник для вузов. / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М: ЮНИТИ, 2004. - 727 с: ил.

5.                              История экономики: Учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 416 с. - (Высшее образование).

6.              Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. - М.:
Финансы и статистика, 2000. - 368 с: ил.

7.                             Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2000.-464 с.

8.                             Курс экономической теории. Под общ. ред.: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. - Киров: Издательство «АСА», 1995.

Информация о работе Смешанная экономика. Сравнительный анализ