Смешанная экономика. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характерные черты смешанной экономики 5
1.1. Смешанная экономика 5
1.2. Характеристика основных национальных моделей смешанной экономики 10
1.3. Смешанные экономики различных стран 12
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран 16
2. Особенности смешанной экономики 19
2.1. Общая характеристика экономики 19
2.2. Темпы экономического развития 20
2.3. Производительные силы 21
2.4. Финансовая система 24
2.5. Государственное регулирование экономики 25
2.6. Американские технологии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

нор.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

•                        стимулирование        капиталовложений    и    восстановление    (если   это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

•                        обеспечение полной занятости;

•                        стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

•                        воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

•                        поддержку устойчивого экономического роста;

•              перераспределение расходов
и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика -это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Например, если уровень безработицы рассматривается как недопустимо высокий, то может быть сокращен подоходный налог и налог на расходы для стимулирования совокупного спроса. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы, направленная на достижение таких широких целей, как стабильность занятости и цен, экономический рост и баланс внешних платежей. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Следует отметить, что страны со смешанной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Хотя с конца 1970-х - начала 1980-х гг. в целях раскрепощения рыночных сил осуществлялось сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику, сфера деятельности государства все же достаточно велика. На передний план экономической политики ныне выдвигаются задача повышения ее эффективности, разработка правил и норм, необходимых для создания стабильной конкурентной среды рыночного хозяйства, защиты прав потребителей, окружающей среды, бесперебойного функционирования некоторых сфер (например, дорожного строительства и дорожного движения).

Переход к преимущественно косвенным формам воздействия государства на экономику дополняется финансированием из государственного бюджета, направляемым, в первую очередь, на поддержку новых наукоемких и высокотехнологических производств, малого бизнеса, реализацию национальных конкурентных преимуществ в сфере научно-исследовательских работ и конструкторских разработок.

Современные смешанные экономические системы - это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. За 1970 - 1990-е гг. реальные доходы на душу населения возросли в шести странах Запада и в Японии в 1,5-2 раза. Не менее 60% общей суммы доходов их граждан приходится на заработную плату. Действует долгосрочная тенденция к сужению шкалы дифференциации доходов и уменьшению социального расслоения. Доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6 - 7 раз. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его стабильности.

Все более важную роль в смягчении свойственного рыночному хозяйству неравенства играет государство. Растут как в абсолютном, так и в относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в разные периоды разными темпами) на оказание общественных услуг населению на нерыночной основе (образование, здравоохранение, жилищное строительство) и социальные трансферты (выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различных видов социального вспомоществования по бедности. В конце 1990-х гг. в развитых странах путем перераспределения доходов на социальные нужды тратилось от 1/5 до 1/3 ВВП.

Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий ведут к смягчению социальных конфликтов. Этому способствуют и механизмы согласования интересов в системе социального партнерства, с помощью которых при посредничестве государства увязываются интересы основных социальных партнеров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Все это в условиях укрепления институтов демократической политической власти и гражданского общества открывает возможности для постепенного движения развитых стран к обществу социального сотрудничества, согласия (консенсуса). Тем не менее, время от времени и в этих условиях вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наемных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие.

Современная смешанная экономика формируется с разной скоростью при огромном разнообразии конкретно-исторических условий в различных странах и регионах мира. В зависимости от соотношения различных секторов и форм экономического и социального регулирования, национальных, культурно-исторических особенностей и традиций, этапа, на котором находится страна, складываются различные национальные модели смешанной экономики. Выделяются североамериканская, западноевропейская и японская модели смешанной экономики, а также модели развития смешанной экономики в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В рамках западноевропейской модели социального рыночного хозяйства различаются англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия), континентальная модель (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция), средиземноморская модель (Греция, Испания и Италия) и социал-демократическая скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия).

              Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие - к командной. Либеральная американская модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская же модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

По многим признакам Российской Федерации наиболее близок западноевропейский тип социально ориентированной смешанной экономики. Высокий уровень индустриального развития, огромный научно-технический потенциал, высокий уровень культуры и образования населения - эти и другие предпосылки открывают возможности движения РФ к современной смешанной экономике. Реализация этих возможностей, решение сложнейших задач такого перехода требуют разработки долгосрочной экономической и социальной стратегии, проведения на ее основе последовательной, эффективной экономической и социальной политики. При этом необходимо учитывать позитивный опыт формирования смешанной экономики за рубежом, в особенности связанный с функционированием разновидностей западноевропейского типа смешанной экономики.

 

1.2.    Характеристика    основных    национальных    моделей    смешанной экономики.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государство здесь играет важную роль в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), свободы предпринимательства, развитии образования и культуры. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила 70% от ВВП, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого уровня налогообложения, который составляет более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство этой модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при ней функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения экономической стабильности и высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) - на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, то есть мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства, направленной на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат, поскольку в этих странах нет японских традиций.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики.

Однако южнокорейская модель имеет и свои специфические элементы. Некоторые из них раньше использовались в японской модели и, возможно, применимы для России.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно содействовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших затем в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству, способствуя тем самым созданию в сжатые сроки среднего класса. И, наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, - это четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что также способствовало формированию развитой рыночной экономики.

1.3.    Смешанные экономики различных стран.

Теперь, рассмотрев основные виды национальных моделей смешанной экономики, обратимся к характеристике смешанных экономик отдельных стран, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, а также смешанной экономики скандинавских стран (Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии).

Смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, опирается на государственную собственность. В отличие от западноевропейских стран размеры государственной собственности в США невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется институциональными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась своеобразная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов. Контрактная система, вовлекая в осуществление государственных программ частный бизнес, в том числе в новейших отраслях промышленности, формирует весьма обширный гарантированный государственный рынок.

Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств, направляемых на военные, научно-технические и социально-экономические цели.

Другое направление государственного вмешательства в американскую экономику связано с обеспечением необходимой современному хозяйству производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или не выгодно частному капиталу, а также регулированием ряда отраслей инфраструктуры.

              Главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги - государственный бюджет, кредитно-денежную систему и хозяйственно-правовое законодательство. Центральное место среди них занимает бюджетная система, на которую ложится задача обеспечения ресурсами функций государственного регулирования. Бюджет является главным инструментом государственной макроэкономической политики, через него распределяется свыше трети валового внутреннего продукта страны.

В основном за счет бюджета функционирует и созданная в США система социального обеспечения. Она включает в себя социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги определенным группам лиц, страховые пособия по безработице) и программу помощи бедным.

Смешанная экономика в Великобритании формировалась тем же путем, что и в других западноевропейских странах. Для большинства из них характерны значительные масштабы государственного сектора в экономике, связанного с ним государственного предпринимательства и весьма активная роль государственного регулирования. Государство здесь исторически играло существенную роль, а проведенная в послевоенный период частичная национализация ряда отраслей хозяйства и создание единой системы государственного здравоохранения и социального обеспечения привели к формированию обширного государственного сектора. Сложилась разветвленная система государственного регулирования экономики, включавшая правительственные заказы, участие государства в деятельности военно-промышленного комплекса, в воспроизводственном процессе, в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социальной сферы, в предоставлении прямых субсидий частным предприятиям и др.

Информация о работе Смешанная экономика. Сравнительный анализ