Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характерные черты смешанной экономики 5
1.1. Смешанная экономика 5
1.2. Характеристика основных национальных моделей смешанной экономики 10
1.3. Смешанные экономики различных стран 12
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран 16
2. Особенности смешанной экономики 19
2.1. Общая характеристика экономики 19
2.2. Темпы экономического развития 20
2.3. Производительные силы 21
2.4. Финансовая система 24
2.5. Государственное регулирование экономики 25
2.6. Американские технологии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В 1980-1990 годах была проведена поэтапная приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий -телефонной связи, газо- и электрораспределения, водоснабжения и других. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства, приватизации общественных работ и услуг, расширения участия частного сектора в социальной сфере. Уменьшение вмешательства государства в частный сектор выразилось и в ликвидации контроля над ценами, заработной платой и т.п., устранении многих ненужных бюрократических процедур. Серьезному реформированию подверглась социальная сфера, прежде всего рынок труда, а также здравоохранение и социальное обеспечение. Целью мероприятий в этой сфере были повышение эффективности ее функционирования, ограничение роста социальных расходов и др.
В целом экономическая политика на этом этапе позволила повысить эффективность экономики и ее конкурентоспособность, решить ряд социальных проблем и укрепить позиции страны на международной арене.
Смешанная экономика в Германии формировалась под влиянием многообразного воздействия Немецкого федерального банка, независимого от государственной власти и проводящего гибкую и эффективную политику. Активная предпринимательская деятельность государства осуществляется в классической форме субвенций или прямых субсидий, включаемых в бюджеты разных уровней. Система субсидий служит неотъемлемым элементом прямого государственного регулирования при отсутствии сколько-нибудь значительного государственного сектора и, следовательно, затрат на его функционирование и поддержку.
Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Отказываясь от поддержки нерентабельных предприятий, государство осуществляет социальную защиту населения, в том числе безработных. Ее непосредственным источником служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Стремление к максимизации благосостояния, а значит, и социальной справедливости достигается в данной модели смешанной экономики на путях повышения экономической эффективности.
Смешанная экономика во Франции выделяется этническими традициями, наложившими отпечаток на все сферы национальной экономики. Обширный государственный сектор представляет собой весьма неопределенное образование с размытыми границами и постоянными диффузными процессами взаимопроникновения форм собственности. Исторически сложившаяся система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе.
Франция - единственная в Европе страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, реализация которых подтвердила устойчивость дирижистских традиций. Крупномасштабная приватизация не стала, как предполагалось, механизмом либерализации, а лишь усложнила формы государственного вмешательства. Попытки примирить традиционно дирижистские методы с идеей свободного рынка не привели к уходу государства из экономики.
Смешанная экономика в Италии - глубоко своеобразный вариант западноевропейской, модели развития, с обширным государственным сектором и исторически обусловленными традициями активного государственного вмешательства в экономику, высоко развитым крупным частным бизнесом, а также рядом укладов, унаследованных от раннего капитализма.
Государственный сектор, занимающий ключевые позиции в итальянской экономике, органически вписывается в структуру рыночных отношений, тесно взаимодействуя с частным капиталом и руководствуясь рыночными
критериями. Наиболее многочисленную и экономически значимую категорию государственных предприятий составляют акционерные общества со смешанным капиталом; акционерные общества с государственным участием объединены в несколько мощных холдинговых групп, входящих в число крупнейших промышленно-финансовых компаний мира. Крупнейшие итальянские компании высоко продвинуты в технологическом развитии и соответствуют мировым технико-экономическим стандартам.
Италия - это классическая страна малого бизнеса. Из 4 миллионов фирм, зарегистрированных в конфедерации итальянских предпринимателей, лишь 2% значатся крупными (1 тысяча и более занятых), подавляющее большинство относится к мелким (до 100 человек) и мельчайшим (до 20 человек).
Итальянская модель характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты. По расходам на пенсионное обеспечение и социальное страхование Италия занимает одно из первых мест.
Особенностью скандинавской модели смешанной экономики (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью общественного сектора: правительственных, окружных и муниципальных служб, не связанных с производством.
Для скандинавской модели смешанной экономики характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить в этих странах активную социальную политику, которая базируется на использовании профилактических мер, направленных на предотвращение бедности, на активной политике на рынке труда. Это позволяет сузить разрыв между доходами высших и низших по доходам групп и обеспечивать политическую и экономическую стабильность.
Особенность смешанной экономики в Японии - эффективное применение общих форм и механизмов функционирования развитых индустриальных экономик применительно к конкретным условиям страны, к своим этическим и культурным нормам, что позволило Японии выйти на арену мирового экономического развития.
В результате структурной перестройки 70-х - нач. 80-х гг. формировался новый технологический уклад производства, была создана широкая база для высокотехнологичных и наукоемких производств, бурного развития информатики, робото и микропроцессорной техники.
Для Японии характерен относительно невысокий удельный вес крупных государственных и смешанных государственно-частных предприятий. Важным источником гибкости японской экономики и ее высокой конкурентоспособности служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля
власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами.
Реструктуризация японской промышленности, отвечающая новым условиям, в том числе внутрирегионального развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включает переориентацию ряда отраслей на внутренний спрос. Глобальный финансовый кризис, глубоко поразивший экономику Японии, подтвердил необходимость смены модели экономического развития.
1.4. Сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран.
В разных странах и на разных этапах развития смешанная экономика имеет свои особенности. Но наибольший интерес представляет сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран, поскольку эти страны - наиболее динамичная, господствующая сила мировой экономики. В них проживает 25% населения, которое потребляет 70% энергии, 75% металла, 85% древесины и 60% продовольствия. На них приходится и подавляющая доля загрязнения природы. Но особое значение имеют страны, в которых проживает 10% населения, которое потребляет 80%(!) всех природных ресурсов.
Соединенные Штаты составляют 5% населения мира и потребляют 40% добываемого в мире сырья. США выбрасывают в воду, почву и воздух более 50% всех загрязняющих продуктов. Продукция зарубежных филиалов американских корпораций равна 80 - 90% стоимости отечественного производства.
Группа стран, на долю которых приходится примерно 10% стран мира, занимает лидирующее, господствующее положение в мировой экономике. Они установили многообразные интеграционные связи между собой, в том числе создали и наднациональные координационные органы. Так, например, «семерка» развитых стран Запада (США, Япония, Канада, Англия, Франция, Германия и Италия) представляет группу ведущих стран мира, лидеры которых планомерно согласовывают между собой деятельность в сфере идеологии, политики и экономики.
Капиталистические страны стали ведущими в средние века в связи со становлением капиталистической системы на земном шаре. Став метрополиями, эти страны захватили другие страны и превратили их в колонии. Этот процесс завершился на рубеже XIX и XX веков образованием колониальной системы. Метрополии эксплуатировали колониальные страны и за их счет обеспечивали благосостояние своих народов. Монополизация экономики привела к экспансии капитализма в колониальные страны, их эксплуатации на основе вывоза капитала.
Вывоз капитала представляет более развитое экономическое явление по сравнению с вывозом товаров. В таком случае возникают капиталистические отношения в развивающихся колониальных странах. Условия вывоза капитала
зависели во многом от политических отношений между этими странами. Поэтому метрополии стремились превратить их в свои колонии. Началась эпоха колониальных войн между развитыми странами за передел колоний с целью создания максимально благоприятных условий для ограбления народов колониальных стран. К XX веку закончилось формирование колониальной системы, произошел территориальный раздел мира между метрополиями, и началась борьба за их передел, что привело к двум мировым войнам. На этой основе стал развиваться экономический раздел мира между крупнейшими монополиями стран Запада.
В мировом хозяйстве сформировались три группы развитых стран, которые стали основными центрами мировой экономики, ведущими борьбу за господство в мире, за лидерство в мировой политике и экономике: США, страны Западной Европы и Япония. В последние десятилетия исследователи заговорили и о появлении четвертого центра (страны Юго-Восточной Азии).
ВНП на душу населения в 1950 г. в Соединенных Штатах был в два раза больше, чем в Европе, и в шесть раз больше, чем в Японии. В 1975 г. ВВП на душу населения в Германии и Японии составил 83 и 68% от соответствующего уровня показателей США. С 1973 по 1986 гг. Япония развивается в шесть раз быстрее, чем США. Происходит выравнивание уровней развития, например, по ВВП на душу населения. Так, разрыв между европейскими странами и США сократился по этому показателю. Наблюдается падение удельного веса Соединенных Штатов Америки в мировой экономике. В самих США отмечается замедление роста уровня жизни с 1970-х годов. Темпы экономического развития страны в последние десятилетия ниже, чем в Германии, Японии, Италии, странах Юго-Восточной Азии. В то же время продолжается экспансия США, стремящихся сохранить свое господство во всем мире.
По масштабам научно-исследовательских работ США намного опережают остальные капиталистические страны, и это является основной причиной «технологического разрыва» между Западной Европой и США, Японией и США. В 1996 г. США израсходовали на развитие науки 185 миллиардов долларов, Япония - 82 миллиарда, страны ЕС - свыше 76 миллиардов. Практически на долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках ОЭСР, куда входят только самые развитые индустриальные страны мира и на которую приходится 90% мировых затрат на НИОКР. На долю Японии приходится 30% этих затрат, на долю ЕС - 21%. В расчете на 10 тысяч человек населения в США приходится 76 ученых и инженеров, занятых научными исследованиями, в Англии - 36, в ФРГ - 59, в Японии - 74. Доля затрат на научные* исследования в ВВП США составляет 2,7%; Англии - 2,3; Франции - 2,4; Японии - 3,1; Германии - 2,8; Италии - 1,4. Как правило, затраты на НИОКР в главных капиталистических странах растут быстрее, чем ВВП. В США и Японии наивысшие темпы роста затрат на НИОКР имели место в 1981 - 1985 гг. В последние десятилетия японские предприниматели наращивали затраты на НИОКР в среднем на 10% в год, несмотря на снижение темпов роста ВВП страны. Это было вдвое больше, чем в ЕС. Что же касается
США, то с окончанием «холодной войны» и свертыванием государственных программ военно-прикладного характера темпы роста затрат на НИОКР замедлились.
Соединенные Штаты являются одновременно наиболее ярым сторонником политики свободной торговли и наиболее жестким протекционистом. Добиваясь от других открытости их рынка, США отказываются от предоставления многим странам режима «наибольшего благоприятствования» в торговле и устанавливают сверхвысокие пошлины на рынке США. Такую политику США проводили в отношениях с СССР, а теперь и с Россией (хотя и обещали ее пересмотреть).
Наблюдается резкое усиление Японии, которая перешла к новой модели роста: на смену имитационной системе развития, основанной на заимствовании научного опыта, происходит переход к инновационной модели корпораций, которые организуют собственные исследования. Растут трудности в продвижении экспорта Японии в США и европейские страны. Эту проблему Япония пытается обойти, создавая свои предприятия и смешанные компании в вышеназванных странах.
Достигнув в разных странах различного уровня, общемировой процесс формирования смешанных экономических систем далек от завершения. Он пробивает себе дорогу, сталкиваясь со многими старыми конфликтами и противоречиями и порождая новые. К ним относятся устойчиво высокий уровень безработицы, затрагивающий прежде всего работников мало- и неквалифицированного труда, ухудшение среды обитания и другие последствия НТП, обострение иных глобальных проблем, в первую очередь в отсталых странах и регионах мира.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА США
Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Экономика США отличается крупномасштабной ориентацией на научно-технический прогресс (НТП) и передовую технику. Именно экономика является реальной базой для политической и военной «супердержавности» этой страны, с которой приходится считаться сегодня всем другим странам, включая и нашу.
Прошли времена, когда мы «соревновались» с США в экономическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших замыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США все больше становятся реальными и равноправными партнерами в мировой экономике подобно тому, как реальными и равноправными партнерами США являются и многие другие страны.
Информация о работе Смешанная экономика. Сравнительный анализ