Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение
1.Сущность социальной политики государства
1.1.Задачи и функции социальной политики
1.2.Политика перераспределения доходов
1.3.Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
2.Основные направления социальной политики
2.1.Социальный риск и социальное страхование
2.2.Поддержка бедных слоев населения
2.3.Политика государства на рынке труда
3.Социальная политика России в переходный период
3.1.Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
3.2.Особенности социальной политики России в переходный период
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ №1.docx

— 94.90 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

 

 

«Социальная политика государства  и её особенности в России переходного  периода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Сущность социальной  политики государства

1.1.Задачи и функции социальной политики

1.2.Политика перераспределения доходов

1.3.Противоречия социальной  справедливости и экономической  эффективности

2.Основные направления социальной политики

2.1.Социальный риск и  социальное страхование

2.2.Поддержка бедных слоев  населения

2.3.Политика государства  на рынке труда

3.Социальная политика России в переходный период

3.1.Кризисное состояние  социальной сферы в России в переходный период

3.2.Особенности социальной политики России в переходный период

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Так как экономику принято  считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей  жизни связано с состоянием и  развитием экономики. А заодно разобраться  и в том, что понимается под  образом, уровнем и качеством  жизни, чем характеризуются эти  социальные категории, как экономика  способна улучшить жизнь.

В широком смысле слова  социальным принято называть все, что  непосредственно относится к  обществу, людям, их жизни. Так как  экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей  целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с  социальными явлениями и именуемая  социальной сферой. К социальной сфере  принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

 В зону действия  социальной экономики попадают  доходы различных слоев и групп  населения. Виды, природа возникновения,  источники, уровень доходов, включая  в первую очередь денежные  доходы населения, - это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов  и расходов, потребительские бюджеты  человека и семьи применительно  к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам  также составляют предмет социальной экономики.

Социальная экономика  включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное  состояние людей.

Таким образом, все, что относится  непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Экономика труда, в той  своей части, в которой она  характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область, хотя и относительная, обособленная, обладающая спецификой своего предмета, объекта.

Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального  обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям  и категориям населения, которые  не имеют собственных доходов  и источников существования, либо обладают ими в ограниченной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, от стихийных бедствий.

Социальная экономика  – главный мост, соединяющий экономику  с политикой, основной возбудитель  политических сил и течений.

Как видим, социальная сфера  экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому  очень важно проводить эффективную  социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть  в своей курсовой работе.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- Исследовать сущность социальной политики и роль государства в перераспределении доходов.

- Определить основные направления социальной политики.

- Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

- Рассмотреть особенности социальной политики в условиях переходной экономики.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения, снабжена списком использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность социальной  политики государства

1.1.Задачи и  функции социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более  или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые  и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния  и потребностей улучшения общественного  положения, общественных условий жизни  различных социальных групп.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики:

Первая из основных её функций - обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может  качественно меняться в истории  одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок  основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп  и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального  донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в  том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая  войны между странами и гражданские  войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации  антагонизмов, подавления восстаний  и революций, запрета и дискредитации  освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания  социальной безопасности путём компромисса  интересов стран и классов, налаживания  механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная  помощь слаборазвитым странам и  др. Центральным пунктом в таких  случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

Видный теоретик и практик  социального рыночного хозяйства - бывший канцлер ФРГ Вилли Брандта  писал:

«...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.

... Общество может более  или менее полно удовлетворить  притязания всех граждан на  приличную жизнь лишь тогда,  когда оно возлагает обязанность  заботиться об этом на государство,  лучше сказать, на социальное  государство. ...Мы рассматриваем  социальное государство как институциональный  гарант человеческого достоинства,  в том числе и человеческого  достоинства простого мужчины  и простой женщины...»

По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической политики - нахождение властями подходящего "подхода  к массе". Ленин стремился к  максимальной социальной активизации  масс. Социальное рыночное хозяйство  смягчает социальное неравенство в  обмен на социальное партнёрство. Социальная политика "шоковой терапии" погружает  массы в режим выживания и  тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой  бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда - обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального  развития.

Вторая из основных функций  социальной политики - обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третья основная функция  социальной политики - обеспечение  такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим  борьбы за передел.

Четвёртая основная функция  социальной политики - налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее  устраивает подавляющее большинство  населения. От распределения экономических  ресурсов в решающей мере зависят  материальные условия жизни людей  в обществе, возможности решения  проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура  ежегодных социальных расходов, условия  и размеры социальной помощи и  поддержки - эти и иные экономические  параметры имеют социальный смысл  и социальное предназначение.

Пятая основная функция социальной политики - обеспечение обществом  и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция  социальной политики - обеспечение  обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так  и каждой из его социальной групп.

Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики

Социально-политические отношения  не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в  эти процессы их связанность с  разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

1.2.Политика перераспределения  доходов

Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку  рынок с его главным механизмом – конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его участниками. Все субъекты рыночных отношений — взаимосвязаны: доход одного служит расходом другого и наоборот.

Вместе с тем мировая  практика свидетельствует, что рынок  не обеспечивает выравнивания в доходах  даже в странах с высоким их уровнем в расчете на душу населения. Степень социальной дифференциации – различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального дохода, в уровне образования и специальной подготовке, в имущественном положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.

Как правило, для страны с  низким уровнем экономического развития характерна резкая дифференциация в  доходах. С повышением уровня экономического развития дифференциация в доходах  населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства  для реализации активной социальной политики.

Для измерения степени  дифференциации в доходах западная экономическая теория и практика предлагает использовать несколько  показателей.

В целях наглядности распределение  доходов по группам населения  изображают в виде графика, получившего  название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства.

 


Рис. 1. Кривая Лоренца

 

На графике биссектриса  ОД делит квадрат пополам и  характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит  равная 20% доля доходов страны. Такое  равное распределение доходов —  идеальная возможность, которая  практически не может быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной  схемы распределения денежного  дохода удалось бы осуществить, то это  разрушило бы мотивации к труду, как у предпринимателей, так и  у работников. Однако практически  такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального  равенства в советской системе  и уравнительного распределения  привела к снижению эффективности  производства и социальной дифференциации в советском обществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими  достижениями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению  дефицитных товаров. В рыночной же экономике  все ее механизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе.

Информация о работе Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода