Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение
1.Сущность социальной политики государства
1.1.Задачи и функции социальной политики
1.2.Политика перераспределения доходов
1.3.Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
2.Основные направления социальной политики
2.1.Социальный риск и социальное страхование
2.2.Поддержка бедных слоев населения
2.3.Политика государства на рынке труда
3.Социальная политика России в переходный период
3.1.Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
3.2.Особенности социальной политики России в переходный период
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ №1.docx

— 94.90 Кб (Скачать документ)

Так как социальные риски  носят объективный характер, механизм социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них  обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при этом финансовую нагрузку солидарно  несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового  участия для тех и других может  быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-экономических  особенностей находит оптимальные  для нее пропорции финансовой ответственности.

В каждом обществе, в каждой стране существуют социальные риски. Однако в социалистическом обществе они  не признавались, а страховыми рисками  считались чрезвычайные события  только природного характера: пожары, землетрясения, наводнения и т.п. Вместе с тем социалистическое государство, являясь основным работодателем  и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за социальные риски. С развитием частного сектора экономики, формированием рыночных, отношений область государственного обеспечения и его возможности заметно и неизбежно сокращаются.

В рыночной экономике государство  поддерживает наиболее уязвимые слои населения: престарелых, детей, инвалидов. Социальная защита трудоспособного  работающего населения становится обязанностью работодателей. Это достигается как участием работников в формировании финансовых ресурсов, так и установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров И продолжительности уплаты (объема) страховых взносов.

Сложившаяся система социальной защиты предполагает осуществление:

- пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);

- медицинского страхования (оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;

- страхования в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);

- страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников).

Таким образом, предметом  социального страхования являются экономические и правовые отношения  субъектов по формированию и использованию  финансовых средств, предназначенных  для защиты занятого населения от социальных рисков, а также по организации  медицинской и реабилитационной помощи.

Изучение и прогнозирование  возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:

- средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ee наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);

- частоты наступления рисковых ситуаций;

- степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

- объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев.

По степени опасности  социальные риски классифицируются: на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование.

В социальном страховании  сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному  лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов.

На практике сложились  три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная  страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.

Преимущество системы  социального страхования перед  другими формами коллективного  социального обеспечения – социальной помощи и внутренними корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены  в процесс резервирования страховых  накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности  выплат, защите их от произвольных решений  органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих  конституционных прав.

На долю существующих видов  социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что  соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти  цифры составляют соответственно 45% и 7,3% ВВП.

Действующая система социального  страхования в России имеет черты, характерные для социальной помощи, а не страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей  уровень социальных выплат явно недостаточен и не соотносится с размером вносимых страховых взносов. Законодательно система социальной защиты еще только формируется. Система социального страхования и система социальной помощи окончательно не разделены.

Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и системы социальных гарантий, широко используемые в развитых странах, в  России имеют характер отвлеченных  категорий, а не практических регуляторов  социальной защиты населения. В системе страхования РФ существуют серьезные недостатки: это, прежде всего, незаинтересованность работодателей и работников в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, значительное отставание в создании экономических условий для формирования новых механизмов социальной защиты, наличие теневого рынка труда и доходов, наличие крайне высокой и необоснованной дифференциации в оплате труда в разных отраслях экономики и т.п.

 

2.2.Поддержка бедных  слоев населения

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как  экономическое состояние части  общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных  по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

А б с о л ю т  н а я     ч е р т а    б е д н о с т и    — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

 П р о ж и т о ч н ы й     м и н и м у м   представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

 О т н о с и  т е л ь н а я      ч е р т а     б е д н о с т и   показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется  распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран  с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование  почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%).   Г л у  б и н а   б е д н  о с т и— это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

 Д е ф и ц и  т    д о х о д а   оценивается как величина дополнительных  средств, необходимых для доведения  доходов бедных слоев населения  до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя  расходов на поддержку бедных  слоев населения определяется  тем, насколько высоко над чертой  бедности находятся доходы средних  граждан, т.е. насколько велик  дефицит доходов по отношению  к ВВП. Так, совокупный дефицит  доходов населения по отношению  в ВВП составлял в 1997 г.: в  России — 3%; Эстонии — 2,7; Польше  — 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более  широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

 М и н и м а  л ь н ы й    п о т р е б и т е л ь с ки й   б ю д ж е т    представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

 Р а ц и о н а л ь н ый     п о т р е б и т е л ь с к и й      б ю д ж е т    отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация населения  по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие  группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой  доход в которых ниже или  соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи,  душевой доход в которых находится  в интервале между прожиточным  минимумом и минимальным потребительским  бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи,  душевой доход в которых находится  в интервале между минимальным  потребительским бюджетом и рациональным  потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень  душевого дохода в которых  выше рационального потребительского  бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30—35% населения, малообеспеченные — 35—40, обеспеченные — 20—25, состоятельные  и богатые — 6—6,5%.

 

2.3.Политика государства  на рынке труда

В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности государства в сфере занятости  были:

1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

2) обеспечение общих условий  воспроизводства, в том числе  воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию  и совершенствованию интеллектуального  потенциала общества;

6) влияние идей и конкретных  социальных достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма;

Влияние государства на рынок  труда осуществляется прямыми и  косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса  и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается  в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Информация о работе Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода