Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа
Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
Введение
1.Сущность социальной политики государства
1.1.Задачи и функции социальной политики
1.2.Политика перераспределения доходов
1.3.Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
2.Основные направления социальной политики
2.1.Социальный риск и социальное страхование
2.2.Поддержка бедных слоев населения
2.3.Политика государства на рынке труда
3.Социальная политика России в переходный период
3.1.Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
3.2.Особенности социальной политики России в переходный период
Заключение
Список использованной литературы
Эффективная занятость - это
модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной
рабочей силы, ориентирована на переоценку
ее возрастающих материально-бытовых
потребностей. Большую роль в реализации
концепции эффективной
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.
Важным звеном социальной
защиты на рынке труда являются программы
трудоустройства и
В общенациональном масштабе
современное государство с
Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.
В настоящее время предприятия
выплачивают часть своих
Наиболее перспективной
и эффективной, представляется система
экономических льгот
Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной
платы в развитых странах Запада
составляет от 30 до 50% размера средней
заработной платы. В США этот показатель
сегодня составляет 4.5 долларов в
час. Отдельный минимум
Для определения абсолютного
уровня прожиточного минимума наиболее
точным является метод потребительской
корзины. Так, в Болгарии в состав
такой корзины на семью из двух
человек включались 552 позиции, из трех
- 639, а из четырех - 652. Потребительская
корзина составляется из 149 позиций
по продовольственным товарам (или
23-27% общего количества позиций названных
трех типов семей) с таким расчетом,
чтобы структура еды
Большое значение на рынке
труда имеют коллективные и тарифные
соглашения. Зарплата для наемных
работников регулируется с помощью
тарифных соглашений. Более широкий
круг вопросов регулируется коллективными
договорами. У них, кроме оплаты рабочей
силы, фиксируются продолжительность
рабочего дня и отпусков, конкретные
гарантии по отношению к условиям
труда, доплаты за сверхурочные работы,
за предоставление дополнительного
питания и т.д. В тарифном соглашении
устанавливаются минимальный
3.Социальная политика России в переходный период
3.1.Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
Рыночные реформы в
России внесли существенные изменения
в социальную структуру общества,
доходы и потребление различных
социальных групп. Государственное
высвобождение цен от 2 января 1992г.,
открытие внутреннего рынка для
зарубежных производителей вызвало
многократное повышение цен на потребительские
товары, обесценило валюту и денежные
сбережения населения; жизненный уровень
80% семей снизился более чем в
10 раз, отбросив их за черту бедности.
Лишь 2% населения России выиграло за
счет рыночных преобразований, образовав
слой сверх богатых даже по меркам
экономически развитых стран Запада.
«Формирование рыночных отношений
не может не приводить к усилению
дифференциации доходов, а вместе с
ней – и материального
Главная особенность дифференциации в доходах населения в годы рыночных преобразований — это в основном отсутствие связи с трудовым вкладом социальных групп с высоким и сверхвысоким доходом в создание национального дохода страны.
Новое в социальной структуре российского общества — появление слоя «открытых» миллионеров, афиширующих свои сверхвысокие доходы.
Социальная дифференциация вызывает резкое негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство в доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной части населения, находящегося у власти, в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко негативную реакцию большинства населения.
«Наряду с традиционно существовавшей бедностью – одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды и престарелые – появились так называемые новые бедные. В эту группу вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Падение доходов у них вызвано, прежде всего, низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, а также продолжающейся по 6-8 мес. невыплатой заработной платы и пенсий»
В России, как и в большинстве постсоциалистических стран, дифференциация в доходах населения достигла невиданных ранее масштабов. Табл.1 позволяет в определенной мере сравнить данные о дифференциации в доходах до и после перестройки России и увидеть ее место в этом процессе.
Как видно из приведенных в табл.1 данных, наихудшие изменения в показателях дифференциации в доходах произошли в результате трансформации социалистической системы в России, Киргизии и Украине.
Когда национальная экономика находится на подъеме, то речь идет о распределении приращения национального дохода между различными группами населения. Разумеется, эта проблема решается легче, чем в условиях спада производства. В периоды экономических кризисов и резкого сокращения производства национального дохода встает более сложная и социально ответственная задача — как распределить потери в национальном доходе между конкретными социальными группами.
Таблица 1
Неравенство доходов в переходных экономиках
Коэффициент Джини (душевой доход)* | ||
1987-1988 гг. |
1993-1995 гг. | |
Киргизия |
26 |
55 |
Россия |
24 |
48 |
Украина |
23 |
47 |
Литва |
23 |
37 |
Молдова |
24 |
36 |
Туркменистан |
26 |
36 |
Эстония |
23 |
34 |
Болгария |
23 |
34 |
Казахстан |
26 |
33 |
Узбекистан |
28 |
33. |
Литва |
23 |
31 |
Румыния |
23 |
29 |
Польша |
26 |
28 |
Чехия |
19 |
27 |
Словения |
22 |
25 |
Венгрия |
21 |
23 |
Словакия |
20 |
19 |
* Для большинства стран данные за 1987-1989 гг. характеризуют валовой доход; 1993-1995 гг. — чистый располагаемый доход.5 |
Объективная оценка распределения потерь в национальном доходе свидетельствует о том, что эта проблема решена в России в интересах немногочисленной социальной группы за счет обеднения большинства населения страны (табл. 2).
Таблица 2
Распределение общего объема денежных доходов населения России, (в %)*
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||
Денежные доходы1) - всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
в том числе по 20-процентным |
|||||||||||
группам населения: | |||||||||||
первая (с наименьшими доходами) |
7,8 |
10,1 |
9,8 |
6,1 |
5,9 |
5,7 |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
5,4 | |
вторая |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
10,8 |
10,4 |
10,4 |
10,3 |
10,1 |
10,2 |
10,1 | |
третья |
18 |
18,6 |
18,8 |
15,2 |
15,1 |
15,4 |
15,3 |
15,1 |
15,2 |
15,1 | |
четвертая |
22,6 |
23,1 |
23,8 |
21,6 |
21,9 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
22,6 | |
пятая (с наибольшими доходами) |
36,8 |
33,4 |
32,7 |
46,3 |
46,7 |
45,8 |
46,2 |
46,7 |
46,5 |
46,8 | |
Коэффициент фондов2) (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
... |
... |
... |
13,5 |
13,9 |
14 |
14,5 |
15,2 |
14,9 |
15,3 | |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
... |
... |
... |
0,39 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,41 |
0,41 |
0,41 | |
1)1970-1990 гг. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения). 2)Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. |
Информация о работе Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода