Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.

Содержание

Введение
1.Сущность социальной политики государства
1.1.Задачи и функции социальной политики
1.2.Политика перераспределения доходов
1.3.Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
2.Основные направления социальной политики
2.1.Социальный риск и социальное страхование
2.2.Поддержка бедных слоев населения
2.3.Политика государства на рынке труда
3.Социальная политика России в переходный период
3.1.Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
3.2.Особенности социальной политики России в переходный период
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ №1.docx

— 94.90 Кб (Скачать документ)

Эффективная занятость - это  модель развития и использования  квалифицированной, дорогой и мобильной  рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых  потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости  должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые  происходят в сфере спроса и предложения  труда, разрабатывать программы  преобразования всех форм уровней образования  и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной  занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы  предоставляется из специальных  страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода  безработицы, во-вторых, от специфических  условий той или иной страны. В  первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются  в первые месяцы безработицы в  течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется  во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости  в течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы  трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство  тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью  создания новых рабочих мест государство  берет на себя также выполнение таких  общественных работ, как строительство  дорог, канализаций и т.д. Во время  экономического кризиса государство  увеличивает капиталовложения в  государственные предприятия. Программы  трудоустройства осуществляются также  путем льготного налогообложения  компаний, которые создают рабочие  места.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком  уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика  доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику  применяют частные фирмы, пытаясь  сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей  силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства  может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

Обеспечение компенсации  потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте  жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

В настоящее время предприятия  выплачивают часть своих доходов  для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание служб занятости.

Наиболее перспективной  и эффективной, представляется система  экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают  высвобождающих работников, переобучают  их. В награду такие предприятия  могут освобождаться от части  налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и  другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает  излишнюю рабочую силу, то сумма  ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные  органы, которые перераспределяют и  переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить перед  альтернативой: создавать новые  рабочие места на собственном  предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой  механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица  заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

Минимальная заработная плата  является одним из важнейших рычагов  воспроизводства рабочей силы и  её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются  различные пособия (в том числе  по безработице), пенсии и т.д. При  установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать  потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют  основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых  семей разного типа (с одним  ребенком, двумя и др.). К этому  набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней  заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 долларов в  час. Отдельный минимум устанавливается  для молодежи.

Для определения абсолютного  уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской  корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех - 639, а из четырех - 652. Потребительская  корзина составляется из 149 позиций  по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных  трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В Белоруссии и республиках Прибалтики для  расчета прожиточного минимума берется  показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных  потребительских бюджетов, которые  обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 калорий и 2525 калорий для трудоспособных женщин.

Большое значение на рынке  труда имеют коллективные и тарифные соглашения. Зарплата для наемных  работников регулируется с помощью  тарифных соглашений. Более широкий  круг вопросов регулируется коллективными  договорами. У них, кроме оплаты рабочей  силы, фиксируются продолжительность  рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного  питания и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень  заработной платы в тех или  иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при  участии представителей предприятия  и работников составляется при посредничестве государства. Оно выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается  незаконным средством решения трудовых споров.

 

 

 

 

3.Социальная политика  России в переходный период

3.1.Кризисное состояние  социальной сферы в России  в переходный период

Рыночные реформы в  России внесли существенные изменения  в социальную структуру общества, доходы и потребление различных  социальных групп. Государственное  высвобождение цен от 2 января 1992г., открытие внутреннего рынка для  зарубежных производителей вызвало  многократное повышение цен на потребительские  товары, обесценило валюту и денежные сбережения населения; жизненный уровень 80% семей снизился более чем в 10 раз, отбросив их за черту бедности. Лишь 2% населения России выиграло за счет рыночных преобразований, образовав  слой сверх богатых даже по меркам экономически развитых стран Запада. «Формирование рыночных отношений  не может не приводить к усилению дифференциации доходов, а вместе с  ней – и материального положения  семей. Иное дело размер отрыва по благосостоянию богатых от бедных в России и то, что поляризация доходов у  нас происходит на фоне катастрофического  снижения жизненного уровня основной массы населения и слабых по своей  интенсивности процессов его  адаптации к рыночным условиям» .

Главная особенность дифференциации в доходах населения в годы рыночных преобразований — это в  основном отсутствие связи с трудовым вкладом социальных групп с высоким  и сверхвысоким доходом в создание национального дохода страны.

Новое в социальной структуре  российского общества — появление  слоя «открытых» миллионеров, афиширующих  свои сверхвысокие доходы.

Социальная дифференциация вызывает резкое негативное отношение  к власти и «новым русским». Социологические  исследования показывают, что общество готово принять неравенство в  доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной части населения, находящегося у власти, в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко негативную реакцию большинства населения.

«Наряду с традиционно  существовавшей бедностью – одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды и престарелые – появились  так называемые новые бедные. В  эту группу вошли те слои населения, которые по своему образованию и  квалификации, социальному статусу  и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Падение доходов у них вызвано, прежде всего, низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, а также продолжающейся по 6-8 мес. невыплатой заработной платы и пенсий»

В России, как и в большинстве  постсоциалистических стран, дифференциация в доходах населения достигла невиданных ранее масштабов. Табл.1 позволяет в определенной мере сравнить данные о дифференциации в доходах до и после перестройки России и увидеть ее место в этом процессе.

Как видно из приведенных  в табл.1 данных, наихудшие изменения  в показателях дифференциации в  доходах произошли в результате трансформации социалистической системы в России, Киргизии и Украине.

Когда национальная экономика  находится на подъеме, то речь идет о распределении приращения национального дохода между различными группами населения. Разумеется, эта проблема решается легче, чем в условиях спада производства. В периоды экономических кризисов и резкого сокращения производства национального дохода встает более сложная и социально ответственная задача — как распределить потери в национальном доходе между конкретными социальными группами.

Таблица 1

Неравенство доходов в  переходных экономиках

 

Коэффициент Джини (душевой доход)*

 

1987-1988 гг.

1993-1995 гг.

Киргизия

26

55

Россия

24

48

Украина

23

47

Литва

23

37

Молдова

24

36

Туркменистан

26

36

Эстония

23

34

Болгария

23

34

Казахстан

26

33

Узбекистан

28

33.

Литва

23

31

Румыния

23

29

Польша

26

28

Чехия

19

27

Словения

22

25

Венгрия

21

23

Словакия

20

19

* Для большинства стран данные  за 1987-1989 гг. характеризуют валовой  доход; 1993-1995 гг. — чистый располагаемый  доход.5


 

Объективная оценка распределения  потерь в национальном доходе свидетельствует о том, что эта проблема решена в России в интересах немногочисленной социальной группы за счет обеднения большинства населения страны (табл. 2).

 

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения России, (в %)*

 

1970

1980

1990

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Денежные доходы1) - всего, процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том числе по 20-процентным

                   

 группам населения:

 первая (с наименьшими  доходами)

7,8

10,1

9,8

6,1

5,9

5,7

5,5

5,4

5,4

5,4

 вторая 

14,8

14,8

14,9

10,8

10,4

10,4

10,3

10,1

10,2

10,1

 третья

18

18,6

18,8

15,2

15,1

15,4

15,3

15,1

15,2

15,1

 четвертая

22,6

23,1

23,8

21,6

21,9

22,7

22,7

22,7

22,7

22,6

 пятая (с наибольшими  доходами)

36,8

33,4

32,7

46,3

46,7

45,8

46,2

46,7

46,5

46,8

Коэффициент фондов2) (коэффициент дифференциации доходов), в разах

...

...

...

13,5

13,9

14

14,5

15,2

14,9

15,3

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

...

...

...

0,39

0,4

0,4

0,4

0,41

0,41

0,41

1)1970-1990 гг. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения).

2)Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Информация о работе Социальная политика государства и её особенности в России переходного периода