Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание

В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3 – 5
§1 Значение и функции социальной политики ………………………….6 – 10
§2 Основные проблемы соц. сферы России:
2.1. бедность, доходы населения ………………………………………11 – 13
2.2. инфляция …………………………………………………………...13
2.3. валовой национальный продукт …………………………………..14
2.4. ЖКХ …………………………………………………………………15 – 16
2.5. политика государства на рынке труда …………………………….17 – 20
2.6. гос. соц. гарантии и страхование…………………………………...20 – 26
§3 Меры по модернизации соц. сферы России:
3.1. сравнение социальной политики Медведева и Путина ……………27 – 29
3.2. меры по улучшению соц. политики…………………………………29 – 34
Заключение…………………………………………………………………….35
Приложения…………………………………………………………………..36 – 37
Список использованной литературы………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!!!!.docx

— 363.26 Кб (Скачать документ)

    Реформа ЖКХ:

  проводится  правительством России; подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Предпосылками к реформе является высокий физический износ котельных (55 %), коммунальных сетей водопровода (65 %), канализации и тепловых сетей (63 %), электрических сетей (58 %), водопроводных насосных станций (65 %), канализационных насосных станций (57 %), очистных сооружений водопровода (54 %) и канализации (56 %). Невозможность содержать ЖКХ заставляет власти переложить бремя расходов на население. Стоимость реформы оценивают в 3 триллиона рублей. Смысл реформы заключается в том, что власти пытаются сбросить с себя ответственность за состояние ЖКХ.

  Реформа направлена на:

  1. перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения;
  2. привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий;
  3. модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства;
  4. сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

  По новому Жилищному Кодексу с 1 марта 2005 г. оплата жилищно-коммунальных услуг в РФ осуществляется в 100 % объёме, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %.

   В начале 2006 г. «в регионах России началась всероссийская акция протеста против повышения цен на услуги ЖКХ, организованная КПРФ совместно с 30 другими политическими и общественными движениями. В Красноярске на улицы вышли около пяти тысяч человек, митинг в Хабаровске собрал примерно полторы тысячи участников. Акции прошли во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском», сообщает телеканал НТВ. «Митинговавшие потребовали ограничить плату за жилье и жилищно-коммунальные услуги 10 процентами суммарного семейного бюджета, а также отремонтировать жилой фонд, подъезды, системы тепло- , водо- и электроснабжения за счет бюджета, прежде чем передавать их на баланс жильцам», агентство «Интерфакс». Заместитель председателя ЦК КПРФ, руководитель объединенного штаба протестных действий Владимир Кашин сообщил, что на основе резолюций митингов организаторы акции составят петицию и направят ее президенту и правительству России. Кашин не исключил, что в дальнейшем выступления против повышения цен на услуги ЖКХ примут более радикальные формы.

   Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса сегодня обусловлено неэффективной системой управления, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. 
   Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. В то же время капитального ремонта требует все больше многоквартирных домов во всех регионах России, и год от года увеличивается число зданий, относящихся к ветхому и аварийному жилищному фонду. И если уже сегодня не принимать мер по сохранению построенного жилья, общее состояние сектора будет ухудшаться.

  Тарифы  на электроэнергию, цены на природный  газ, тепло и воду определяют тенденции  и наглядно отражают состояние российской и любой другой экономики. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2009 году выросли на 19,6% при инфляции 8,8%, об этом свидетельствует данные Росстата, опубликованные на официальном сайте.

  В декабре  тарифы на услуги ЖКХ выросли на 0,2%.

  Более всего  в 2009 году подорожало электроснабжение — на 24,9%. Также значительный рост продемонстрировали горячее водоснабжение (24,3%), вывоз мусора (24,2%) и газоснабжение на (24,1%). 

   2.5. Политика государства на рынке труда

  Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

  На  современном этапе развития экономики  рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

   Оценка  государственной политики и программ на рынке труда.

  Поскольку и по сей день существуют «провалы рынка», государству приходится вмешиваться в процессы, которые протекают в экономике. Ситуация на рынке труда всегда была далека от желаемой, поэтому и существуют государственные программы, направленные, например, на снижение безработицы или улучшение условий для молодежи, пенсионеров и т.д. И все эти программы нуждаются в оценке, которая не только бы предоставляла чиновникам информацию по возможному проведению новых программ, но и корректировала бы текущие.

Виды государственных  программ:

  1. Чаще всего, программы на рынке труда разделяют  на две категории:
  2. «Пассивные» программы (passive labour market policy). Подобного рода программы включают в себя такие аспекты, как: изменение уровня поддержки со стороны государства (социальные выплаты, пособия по безработице), изменение периода выплат и т.д.
  3. «Активные» программы (active labour market policy). Это меры, предпринимаемые государством для того, чтобы помочь безработным найти работу на постоянной основе. Сюда относят государственную службу занятости, различные программы по профессиональной подготовке безработных, а также субсидии, стимулирующие занятость (налоговые льготы или субсидии для компаний).

Специфика проведения оценки

Эконометрические  методы в оценивании программ:

  1. Метод средних – происходит сравнение среднего значения некоторой характеристики участников программы и тех, кто в ней не участвовал. Недостатком этого метода является выбор контрольной группы: не всегда правильно выбирается группа, сравнение с которой могло бы отразить влияние программы.
  2. Метод наименьших квадратов (МНК) – стандартная регрессия, метод наименьших квадратов. Выбор индивидов, которых можно соотнести по формальным характеристикам. В отличие от предыдущего метода предполагает контроль значений переменных. В данном случае происходит "уравнивание" индивидов в группе, что не отражает реальной ситуации. Недостатком этого метода, как и других, является наличие ненаблюдаемых переменных (переменные, которые не влияют на участие в программе, но влияют на результат). Кроме того, ненаблюдаемые переменные иногда сильно различаются у людей, входящих в группу участников и тех, кто туда не входит.
  3. Метод подбора контрольной группы (matching) – проведение сравнения по аналогии: показатели человека из группы участников сравниваются с аналогичными человека из тех, кто не принимал участия в программе. При этом у сравниваемых должны быть сопоставимые характеристики. Например, это люди, занятые в одной отрасли, одного возраста, один из которых почему-то не участвовал в программе. Недостаток данного метода - статистическая сложность самой процедуры (особенно если большая база данных).
  4. Метод регрессии с переключением режимов – для группы участников и тех, кто не участвовал в программе, задается система из трех уравнений: первое - определение вероятности участия в программе, второе и третье - зависимость наблюдаемого показателя от некоторых характеристик. Такой метод позволяет определить влияние ненаблюдаемых характеристик

Ситуация в  России.

   Оценка  эффективности государственных  программ на рынке труда в России, безусловно, есть. Но пока только на региональном уровне. Так, например, в Воронеже и Челябинске была проведена оценка программ переподготовки безработных, в Ростове-на-Дону - оценка программ профессионального обучения и переподготовки безработных с использованием квазиэкспериментальных структур оценки. Однако, как можно заметить, программы эти кусочные, т.е. охватывают только отдельные аспекты реализации программ. Возможно, в скором будущем будет выработан единый механизм, как на региональном, так и на федеральном уровне, который позволит встроить систему оценки в процесс принятия решений относительно проводимых программ.

   2.6. Гос. соц. гарантии  и страхование

Социальные  гарантии (фр. garantie, лат. garantir — обеспечить, охранять) –

материальные  и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. К основным С.г. относятся право на труд, отдых, жилище, образование, медицинскую помощь. С.г. призваны компенсировать в той или иной мере неблагоприятные особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей, таких социально-демографических групп, как женщины, молодежь, пенсионеры и др. Одна из основных форм реализации С.г. в период экономического кризиса — социальная защита наиболее уязвимых слоев и групп населения. Система С.г. включает в себя три основные структурные подсистемы. Это гарантии человека (работника, индивида) в процессе:  
а) производства (обеспеченность работой, право на предпринимательство, на собственность, охрана труда и т.д.);  
б) распределения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, ликвидация монополизма в ценообразовании, те или иные льготы и привилегии, связанные с характером и содержанием труда);  
в) потребления (доступ к социально-минимальным благам, пособия, дотации, право на получение благотворительной помощи, реабилитационной поддержки и т.д.).

   Необходимость социальных гарантий и, соответственно, социальной защиты населения обусловлена  развитием общества, действием имманентной  ему сложной совокупности факторов объективного и субъективного порядка, формирующих социальную составляющую данного общества.

Законодательно  определены основные гарантии в области  условий и охраны труда, в том числе 40-часовая продолжительность рабочего времени и 5-дневной рабочей недели, продолжительность отпуска, нормы выдачи специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты; порядок и размеры возмещения вреда, причиненного работнику увечьем или профзаболеванием и др.

Приняты важные нормативные документы: Федеральный  Закон “О прожиточном минимуме в  Российской Федерации” от 24 октября 1997 года (с изм. от 27 мая 2000 года). Федеральный  Закон “О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации” от 20 ноября 1999 года, Федеральный Закон “О государственной социальной помощи” от 17 ноября 1999 года и др.

Функционирует система исполнительных органов  социального страхования, система пенсионного и других видов социального обеспечения; законодательно определены социальные гарантии в области образования, здравоохранения и культуры.

Одиннадцати категориям граждан, в том числе героям войны  и труда, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, блокадникам Ленинграда и другим установлены социальные гарантии, льготы и выплаты вне зависимости от среднедушевого дохода получателей.

Для двадцати восьми категорий граждан, в том числе  инвалидов всех групп, ветеранов труда, детей, беременных женщин определены меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации. Наряду с этим 36 категориям лиц предоставляются льготы по профессиональному признаку.

Создана и функционирует  система государственных органов, регулирующих социально-трудовые отношения, а также система органов и механизмов социального партнерства (профсоюзы и союзы предпринимателей), включая трехсторонние комиссии, генеральные, отраслевые и региональные соглашения и коллективные договоры на предприятиях и в учреждениях.

Но все это  пока не отвечает требованиям уровня и качества жизни граждан социального государства…

Конечно, решение  социальных задач можно осуществлять только при наличии сильной и  эффективной социальной рыночной экономики. Но социальные задачи не должны решаться по остаточному принципу и откладываться  на потом, когда экономика накопит  ресурсы.

Социальная и  экономическая политика взаимосвязаны, взаимообусловлены, а человеческий фактор при этом является приоритетным и для вложения инвестиций, и для оживления, и для подъема экономики. И в этом суть и особенность социального государства, которое не отдает организацию и устройство социальной и экономической жизни на откуп рыночной стихии, не уходит из этого поля и не занимает позиции “ночного сторожа”, а присущими государству правовыми, экономическими мерами и действиями следит за индексом активности в этих сферах, не допуская, чтобы эгоизм и стяжательство, недобросовестная конкуренция, теневая экономика, социальное неравенство, обнищание и другие пороки утверждались в обществе, а лишались бы питательной среды правовыми мерами и личным примером государственных служащих всех рангов и уровней.

Информация о работе Социальная политика государства