Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание

В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3 – 5
§1 Значение и функции социальной политики ………………………….6 – 10
§2 Основные проблемы соц. сферы России:
2.1. бедность, доходы населения ………………………………………11 – 13
2.2. инфляция …………………………………………………………...13
2.3. валовой национальный продукт …………………………………..14
2.4. ЖКХ …………………………………………………………………15 – 16
2.5. политика государства на рынке труда …………………………….17 – 20
2.6. гос. соц. гарантии и страхование…………………………………...20 – 26
§3 Меры по модернизации соц. сферы России:
3.1. сравнение социальной политики Медведева и Путина ……………27 – 29
3.2. меры по улучшению соц. политики…………………………………29 – 34
Заключение…………………………………………………………………….35
Приложения…………………………………………………………………..36 – 37
Список использованной литературы………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!!!!.docx

— 363.26 Кб (Скачать документ)

  Выступая  на заседании Совета по противодействию  коррупции 30 сентября 2008 года, Президент Медведев во вступительном слове сказал, в частности: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе».

В целом  социальная политика Медведева стала  продолжением социальной политики Путина.

    1. Меры по улучшению соц. политики

       Нынешняя  социальная политика не соответствует  новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации. Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

       Просчеты  государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

       Острые  дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку от того, в каком объеме реализуются права и свободы граждан, как гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах. 

       Наиболее  целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

    • Общеметодологические подходы к формированию социального государства1;
    • Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
    • Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

       В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

       Во-первых, коренное изменение экономических  основ жизни общества, переход  от административно-командных к  рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

       Во-вторых, Российское государство может стать  действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

       В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

      • приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
      • солидарности, обусловленной взаимосвязью и взаимоответственностью общества и его членов;
      • оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

       В-четвертых, при разработке государственных  социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

       В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

       Следует признать, что уровень ожиданий и  требований общества к государству сегодня значительно превышает его возможности. В связи с эти особое значение приобретают информационно-пропагандистское обеспечение социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

       Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без  ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем. 

       В рамках второго блока проблем  центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

       Важнейшее направление активной политики занятости  – ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

       Политика  доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно.

       Необходимо  четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

       Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни. 

       Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся  к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть  россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности  государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

       Представляется  целесообразной дифференциация функционально  ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

      • социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;
      • социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.
      • социальное страхование: обязательное – всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное – части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.
 

       В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов, предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

       Действующая система льгот и компенсаций  крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать в России в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, которая смогла бы решить множество существующих проблем.

       России  предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

       Социальная  политика может быть современной  и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм. 
 
 
 
 

Приложения.

Википедия, свободная энциклопедия.

Карта мира, на которой  показан Коэффициент Джини, измеряющий уровень расслоения по доходам в странах мира (0÷1), индекс Джини (0÷100 %) 
(при G=1 все доходы сконцентрированы в руках одного человека)

   
<0.25      

0.25–0.29

0.30–0.34      

0.35–0.39      

0.40–0.44

0.45–0.49     

0.50–0.54      

0.55–0.59

 

   Удельный  вес населения с доходами ниже национальной черты бедности (по данным ЦРУ)

Информация о работе Социальная политика государства