Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:12, курсовая работа
Основной задачей моей курсовой работы является широко раскрыть тему «Социальная политика», дать определение этому понятию, показать основные направления, цели, механизмы и необходимость развития социальной политики. На примере графиков, таблиц и диаграмм показать динамику развития доходов населения и величину прожиточного минимума за несколько лет, потому как эти показатели уровня жизни населения отражают необходимость проведения и развития социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение социальной политики
1.1. Понятие «социальная политика», объекты социальной политики и ее суть…………………………………………………………………………5
1.2. Основные направления социальной политики………………………….9
1.3.Уровень жизни населения как основная цель ведения социальной политики. Динамика развития его основных показателей…………………15
2. Социальная защита населения
2.1.Сущность социальной защиты населения ……………………………….23 2.2. Система социальной защиты населения…………………………………29
3. Особенности современной социальной политики Российской Федерации
3.1. Стратегические цели социальной политики……………………………..33
3.2. Особенности современного этапа региональной социально-экономической политики…………………………………………………… 36
3.3. Основные направления социальной политики Омской области………39
Заключение…………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………
Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.
Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.
Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”. Приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.
В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работников. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы, и им не на что засчитывать, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Основные принципы социальной защиты населения:
- принцип социальной справедливости в области трудовых отношений. Равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации при утрате трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- принцип солидарности всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
- принцип экономической и социальной свободы в области труда
(свобода выбора профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
- принцип «личной ответственности» работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности.
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.
Социальная политика на рынке труда.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика, применительно к рынку, связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим, целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Жилищная политика.
Политика обеспечения необходимыми жилищными условиями рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
1.3.Уровень жизни населения как основная цель ведения социальной политики.
Динамика развития его основных показателей.
Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, повышение уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
Из этого следует, что улучшение и повышение уровня жизни населения является основной целью социальной политики. В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения». В связи с чем спорным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:
динамика реальных доходов населения;
показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов, индекс Джини);
уровень бедности;
потребление продуктов питания;
покупательная способность денежных доходов населения;
уровень потребительской корзины (прожиточный минимум).
Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др.
В данной курсовой работе приведены графики, отражающие динамику развития доходов населения за последние несколько лет и динамику развития прожиточного минимума, сравнительные таблицы. С их помощью будет наглядно обоснована необходимость ведения и развития социальной политики.
О соотношении денежных доходов населения
с величиной прожиточного минимума и численности
малоимущего населения в целом по Российской Федерации
в III квартале 2009 года
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010г. № 69 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2009г." (п.2) Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.
1. Величина прожиточного минимума за III квартал 2009г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения:
Таблица №1
рублей в месяц
| Все | В том числе | ||
трудоспособное | пенсионеры | дети | ||
Величина прожиточного минимума | 5198 | 5620 | 4134 | 4978 |
в том числе: |
|
|
|
|
стоимость потребительской корзины | 4851 | 5054 | 4134 | 4978 |
из нее минимальный набор: |
|
|
|
|
продуктов питания | 2062 | 2117 | 1824 | 2143 |
непродовольственных товаров | 837 | 821 | 753 | 987 |
услуг | 1952 | 2116 | 1557 | 1848 |
расходы по обязательным платежам и сборам | 347 | 566 |
|
|
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления