Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:12, курсовая работа
Основной задачей моей курсовой работы является широко раскрыть тему «Социальная политика», дать определение этому понятию, показать основные направления, цели, механизмы и необходимость развития социальной политики. На примере графиков, таблиц и диаграмм показать динамику развития доходов населения и величину прожиточного минимума за несколько лет, потому как эти показатели уровня жизни населения отражают необходимость проведения и развития социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение социальной политики
1.1. Понятие «социальная политика», объекты социальной политики и ее суть…………………………………………………………………………5
1.2. Основные направления социальной политики………………………….9
1.3.Уровень жизни населения как основная цель ведения социальной политики. Динамика развития его основных показателей…………………15
2. Социальная защита населения
2.1.Сущность социальной защиты населения ……………………………….23 2.2. Система социальной защиты населения…………………………………29
3. Особенности современной социальной политики Российской Федерации
3.1. Стратегические цели социальной политики……………………………..33
3.2. Особенности современного этапа региональной социально-экономической политики…………………………………………………… 36
3.3. Основные направления социальной политики Омской области………39
Заключение…………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………
Стратегическими целями социальной политики определены:
-создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества;
-улучшение состояния здоровья населения на основе реальной доступности широким его слоям медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
-развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
-создание эффективного цивилизованного рынка труда;
-обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
-создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Наряду с повышением защиты социально уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно решать социальные проблемы и нуждающиеся в государственной поддержке, имеется в виду создать для трудоспособного населения экономические условия, которые позволяют гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.
Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных выплат и иной помощи обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика может выступать катализатором экономического роста.
Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни. Существенную роль также призвано играть проведение политики доходов населения, направленной на повышение уровня и стандартов его жизни посредством развития спроса на потребительском рынке и рынке платных услуг на основе осуществления федеральных (а также на уровне субъектов РФ) программ повышения экономической активности предприятий и населения. Реализация социальных программ в сфере труда, включая программы содействия профессиональному развитию персонала на производстве, улучшения условия труда и его охраны, установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечения контроля и надзора за их соблюдением также должны служить базой обеспечения достойного уровня жизни населения.
Оценка социально-экономической ситуации позволяет сделать вывод, что преодоление негативных тенденций возможно лишь на основе предотвращения падения жизненного уровня населения посредством существенного увеличения производства товаров народного потребления и развития сферы услуг, а также более быстрого роста оплаты труда, доходов и уровня жизни работников тех предприятий, продукция которых пользуется спросом на рынке. Именно эти предприятия реально обеспечивают структурную перестройку экономики и формируют базу государственной поддержки социально слабо защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, учащихся и т.п.).
3.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Одним из приоритетов развития современного российского общества является ускоренный рост социально-экономической эффективности общественного производства – базовой основы формирования условий устойчивого повышения уровня и качества жизни населения и ликвидации бедности.
К объективным факторам, обуславливающим состояние и особенности развития регионов России, относятся различия природно-климатических условий, природных запасов, энергетических и финансовых ресурсов, социально-экономического и экологического состояния региона в начале переходного периода, исторически сложившаяся структура производства, разделения и специализация труда, различия в системах законодательной и исполнительной власти, законодательных актах регионального уровня.
Результаты социально-экономических исследований жизнедеятельности субъектов Федерации свидетельствуют о существенных различиях в современном состоянии их социальной, производственной, макроэкономической и финансовой сфер, демографии и уровнях жизни населения, социально-культурной и информационной сфер, инфраструктуры, технологий и телекоммуникационных систем.
В настоящее время в России научно-обоснованный системный анализ состояния и развития экономики и всех основных сфер жизнедеятельности страны, их сравнение с развитием экономки, основных сфер жизнедеятельности с системой государственного управления других стран приобретает особую остроту и актуальность.
В многочисленных программах реформирования региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики российского государства, синтезирующие все региональные составляющие. Поэтому исследования региональных социально-экономических проблем требует системного подхода к анализу всей совокупности факторов развития и региональных целевых программ, их взаимосвязей с общеэкономическими, социальными, межрегиональными и федеральными программами развития. Проблемы социально-экономического развития и практической деятельности органов государственной власти по регулированию развитием регионов должны рассматриваться взаимосвязано и системно.
Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает
Регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.
Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
Будучи подсистемой народного хозяйства, региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов – она имеет вполне определенные границы.
Особо следует отметить роль региональной политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. То есть, одним из наиболее сложных вопросов остается выбор стратегии регионального экономического развития. Государство в этой ситуации оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом условия для развития всей страны.
|
3.3.Основные направления социальной политики Омской области В соответствии с Программой социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) деятельность Правительства Омской области нацелена на неуклонное повышение благосостояния жителей Омской области на основе динамичного экономического роста, проведения активной инновационной и инвестиционной политики, устойчивого увеличения доходов бюджета Омской области и рационального их расходования. Достижение этой цели будет осуществляться путем решения следующих основных задач в социальной сфере: улучшение демографической ситуации в Омской области; повышение эффективности мер социальной поддержки населения при реализации на территории Омской области Федерального закона № 122-ФЗ, реализация принципа адресности социальной поддержки; развитие социальной инфраструктуры Омской области, повышение качества и доступности социальных услуг для населения; обеспечение роста реальных денежных доходов населения Омской области, увеличение заработной платы на основе повышения производительности труда, уровня оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, роста доходов от предпринимательской деятельности за счет стимулирования развития малого бизнеса, снижение доли граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; качественное решение жилищных проблем населения Омской области, увеличение ввода в эксплуатацию жилья и обеспечение доступности его приобретения для населения; обеспечение устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса Омской области, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, продолжение газификации Омской области; повышение экологической безопасности населения Омской области, обеспечение на территории Омской области благоприятных экологических условий для проживания и отдыха населения.
|
Задачи социально-экономического развития Омской области до
2020 года:
В экономике:
- совершенствование территориального размещения производительных сил, экономическое районирование, создание и укрепление "точек роста" экономики Омской области;
- формирование положительного имиджа Омской области как региона, перспективного для инвестиционных вложений, с благоприятными условиями для ведения бизнеса;
- формирование инновационной системы Омской области (увеличение выпуска инновационной продукции, повышение доли инновационно-активных организаций);
- организация промышленно-производственной особой экономической зоны (развитие высокотехнологичных производств);
- кластерное развитие ключевых секторов экономики (нефтехимический, машиностроительный, биотехнологический, агропромышленный, лесоперерабатывающий комплексы);
- развитие малого бизнеса (создание инфраструктуры и условий для стимулирования предпринимательской активности);
- расширение транспортной инфраструктуры (строительство крупных объектов транспортной инфраструктуры, создание мультимодального транспортного узла);
- развитие внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества Омской области, реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Омской области и соседних регионов.
В социальной сфере:
- неуклонный рост доходов населения Омской области (увеличение заработной платы работников организаций бюджетной сферы, легализация выплаты заработной платы, ликвидация задолженности по ее выплате);
- улучшение демографической ситуации в Омской области;
- обеспечение трудовых прав и занятости населения, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;
- развитие системы социальной поддержки населения;
- повышение адресности предоставления социальных услуг;
- развитие социальной инфраструктуры с учетом необходимости оптимизации действующей сети учреждений бюджетной сферы;
- рост качества и доступности услуг образования и здравоохранения (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);
- создание условий для развития спорта и массовой физической культуры;
- сохранение и развитие культурного потенциала;
- улучшение жилищных условий населения (реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"); повышение комфортности проживания населения.
Заключение
Россия сегодня, как и многие другие государства, находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено экономическим кризисом. Много нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Очень многие считают, что сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. И считают, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик. В нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
В данной курсовой работе, я попыталась разобраться в таком сложном явлении как социальная политика, в ее основных направлениях, кто является ее субъектами. Пыталась понять проблемы социальной политики, специфику развития в нашем государстве.
В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Таблицы, графики и диаграммы в моей курсовой работе наглядно продемонстрировали ежегодное увеличение доходов населения и рост прожиточного минимума, а это означает, что социальная политика проводится в верном направлении и дальнейшее ее развитие неоходимо.
В итоге, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широком смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления