Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

Основной задачей моей курсовой работы является широко раскрыть тему «Социальная политика», дать определение этому понятию, показать основные направления, цели, механизмы и необходимость развития социальной политики. На примере графиков, таблиц и диаграмм показать динамику развития доходов населения и величину прожиточного минимума за несколько лет, потому как эти показатели уровня жизни населения отражают необходимость проведения и развития социальной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение социальной политики
1.1. Понятие «социальная политика», объекты социальной политики и ее суть…………………………………………………………………………5

1.2. Основные направления социальной политики………………………….9
1.3.Уровень жизни населения как основная цель ведения социальной политики. Динамика развития его основных показателей…………………15
2. Социальная защита населения
2.1.Сущность социальной защиты населения ……………………………….23 2.2. Система социальной защиты населения…………………………………29
3. Особенности современной социальной политики Российской Федерации
3.1. Стратегические цели социальной политики……………………………..33
3.2. Особенности современного этапа региональной социально-экономической политики…………………………………………………… 36
3.3. Основные направления социальной политики Омской области………39
Заключение…………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «права человека на  социальное обеспечение». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов

обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться, для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.

Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается справедливость рынка. Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети сироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем было показано, что в условиях чистого капитализма XVIIIXIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, рыночная справедливость отличается от социальной справедливости, предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

                  из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

                  из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

                  из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения  снижения численности населения страны.

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Основные принципы социальной защиты:

•  гуманность;

•  адресность;

•  комплексность;              

Основные объекты социальной защиты и социальной работы

• граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

• участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,

труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту,инвалидности и другим основаниям);

• вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;

• бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

• лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на

Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального

учебно-воспитательного учреждения;

• лица без определенного места жительства;

• семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих  наркотики;

• семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

• семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• семьи с низким уровнем дохода;

• многодетные семьи; • неполные семьи;

• семьи несовершеннолетних родителей;

• молодые, в том числе студенческие семьи;

матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

• беременные женщины и кормящие матери;

• самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

• дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

• безнадзорные дети и подростки;

• дети и подростки с девиантным поведением;

• дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

• разводящиеся семьи;

• семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

2.2 Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория, по сути, идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.), к социальному обеспечению относились:

- пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года,

-помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия,

-содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.),

- бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда

В Российской Федерации к социальным гарантиям относят:

•  гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

•  общедоступность и бесплатность образования;

•  минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

•  пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

•  ритуальное пособие на погребение и др.

3.  Социальное страхование, защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Основными социальными рисками являются: потеря трудоспособности, работы и соответственно, дохода, болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца.

Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4.      Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т.е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь следствие снижение уровня заключаемых браков и, в конечном итоге, рождаемости).

 

3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

               3.1. Стратегические цели  социальной политики             

В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики главной целью социально-экономической политики на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики признаны инвестиции в человека.

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления