Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:12, курсовая работа
Основной задачей моей курсовой работы является широко раскрыть тему «Социальная политика», дать определение этому понятию, показать основные направления, цели, механизмы и необходимость развития социальной политики. На примере графиков, таблиц и диаграмм показать динамику развития доходов населения и величину прожиточного минимума за несколько лет, потому как эти показатели уровня жизни населения отражают необходимость проведения и развития социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение социальной политики
1.1. Понятие «социальная политика», объекты социальной политики и ее суть…………………………………………………………………………5
1.2. Основные направления социальной политики………………………….9
1.3.Уровень жизни населения как основная цель ведения социальной политики. Динамика развития его основных показателей…………………15
2. Социальная защита населения
2.1.Сущность социальной защиты населения ……………………………….23 2.2. Система социальной защиты населения…………………………………29
3. Особенности современной социальной политики Российской Федерации
3.1. Стратегические цели социальной политики……………………………..33
3.2. Особенности современного этапа региональной социально-экономической политики…………………………………………………… 36
3.3. Основные направления социальной политики Омской области………39
Заключение…………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………
По сравнению со II кварталом 2009г. величина прожиточного минимума возросла на 0,2%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины снизилась на 1,0%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 1,9%, и 0,8% соответственно.
Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения:
рублей в месяц
| Все | В том числе | ||
трудоспособное | пенсионеры | дети | ||
2008г. | ||||
I квартал | 4402 | 4755 | 3508 | 4218 |
II квартал | 4646 | 5024 | 3694 | 4448 |
III квартал | 4630 | 5017 | 3660 | 4418 |
IV квартал | 4693 | 5086 | 3712 | 4472 |
2009г. | ||||
I квартал | 5083 | 5497 | 4044 | 4857 |
II квартал | 5187 | 5607 | 4129 | 4963 |
III квартал | 5198 | 5620 | 4134 | 4978 |
2. Соотношение денежных доходов населения прожиточного минимума с величиной:
| III квартал 2009г. | Справочно: | |
II квартал 2009г. | III квартал 2008г. | ||
Среднедушевые денежные доходы населения |
|
|
|
рублей в месяц | 16673 | 16933 | 15666 |
в % к величине прожиточного минимума для всего населения | 320,8 | 326,5 | 338,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
|
|
|
рублей в месяц | 18673 | 18419 | 17556 |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения | 332,3 | 328,5 | 349,9 |
Средний размер назначенных пенсий по старости, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом |
|
|
|
рублей в месяц | 5847 | 5576 | 4897 |
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров | 141,4 | 135,0 | 133,8 |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума
График №1
Данный график демонстрирует явное снижение численности населения с уровнем доходов ниже среднего с каждым последующим годом. С 2000 года, который характеризуется началом активного ведения социальной политики, принятием законов о социальной защите населения, происходит стабильное ежегодное снижение.
Соотношение денежных доходов населения России с величиной прожиточного минимума
График№2
Одновременно с экономическим ростом в 2001-2005 гг. продолжалось увеличение неравенства доходов среди населения. Коэффициент фондов по доходам, составлявший около 14 в 2000-2001 гг., к 2005 году составил почти 15. Этот процесс углубления расслоения населения по доходу, по-видимому, продолжает тенденцию, основа которой была заложена на стадии формирования рыночных отношений.
Интересно посмотреть и на динамику развития показателей уровня доходов населения в еще более ранний период. Ниже приведенный график дает нам такую возможность.
Динамика показателей уровня доходов за период с 1970-1997гг.
1970 1975 1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000. Среднедушевые доходы населения, % к 1970 г.
Изменившиеся в 90-е гг. экономические условия способствовали возникновению новых источников получения средств: имеются ввиду предпринимательские доходы и доходы от собственности. Уже в 1995 г. предпринимательские доходы составляли в среднем более 15% всех денежных доходов. Получение доходов от собственности в той или иной форме (акции, облигации, аренда недвижимости) становится важным дополнительным фактором их дифференциации. Тем не менее, согласно статистическим данным, основой формирования доходов и в настоящее время остается наемный труд в общественном или частном секторе производства, работа на собственных фермах или мелких семейных предприятиях.
Денежные доходы населения России за 2000 г. составили 3814655,1 млн. рублей, что на 34% превысило уровень 1999 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2000 г. по отношению к уровню 1998 и 1999 гг. составили, соответственно – 93,6 и 109,1%, сохраняется их существенная дифференциация.
В расчете на душу населения денежные доходы в 2000 г. в среднем за месяц составили 2192,9 рубля, что на 34,6% больше, чем в 1999 году. Причем величина среднедушевого денежного дохода зависит от состава семьи, наличия в ней иждивенцев.
Изменение социальной и экономической ситуации сопровождается резким усилением дифференциации населения по основным социально-экономическим характеристикам: оплате труда, жилищной обеспеченности, располагаемому имуществу, денежным сбережениям.
В 2000 г. в России рост потребительских цен, опережавший динамику денежных доходов населения, привел к падению покупательной способности доходов и увеличению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ – в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ – в субъектах РФ.
Начиная с I квартала 2000 г. расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данным Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.
В 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ. В результате перехода к новому порядку определения прожиточного минимума, установившему более высокие минимальные объемы потребления, обеспечивающие сохранение здоровья и жизнедеятельности человека, его величина превысила размер аналогичного показателя, рассчитанного по ранее действовавшей методике на 15%. При этом для пенсионеров он возрос примерно на 25%, детей – на 20%, трудоспособного населения – примерно на 12%.
В противоположность теоретическим представлениям о положительной связи между экономическим ростом и сокращением неравенства, в России ускоренный экономический рост 2003-2004 гг. сопровождался увеличением расслоения населения по доходам.
2.1 Сущность социальной защиты населения
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты, таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме
того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического
характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь,
государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных
организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные
социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.
В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления