Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является
выявление социальных и экономических последствий безработицы;
объяснение понятия «безработица» и причины ее появления;
характеристика рынка труда.

Начнем с последнего.

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда был работник труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономические последствия безработицы.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 

По дисциплине: Экономическая теория

                                                На тему: Социально-экономические последствия безработицы 

      Студента ИРГБиУ группы У-12

      Коршунова Антона 
 

                          Преподователь: Багнесян Ваган Оганесович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2006 
 
 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1

 

Введение

 

       Целью моей курсовой работы является

  • выявление социальных и экономических последствий безработицы;
  • объяснение понятия «безработица» и причины ее появления;
  • характеристика рынка труда.

       Начнем  с последнего.

       Рынок труда – это система экономических  механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и  использование труда.

       Этот  вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

       В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда  был работник труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.

       Во  второй половине XX столетия научно-техническая революция и переход к информационному обществу вызвали качественные и количественные сдвиги в структуре рынка труда. Спрос переместился в сторону работников с более высокой квалификацией.

       Для освоения достижений НТР требуются, как минимум общее среднее  образование и дополнительная профессиональная подготовка. Рынку требуются более  квалифицированные кадры.

       В связи с этим рынок труда сталкивается с рядом проблем. В первую очередь это безработица, которая стала актуальна с начала периода перестройки. Большое количество людей оказались без работы и без средств к существованию.

       Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

       Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности. Работодатели, в том числе государство, пользуясь несовершенством или отсутствием законов могли безнаказанно ущемлять интересы работников. Причем ситуация на рынке труда с самого начала складывалась кране неблагоприятно, прежде всего для последних. Люди терпели и выплату пособий, и увольнения, и неоплаченные отпуска, не говоря уже о задержках заработной платы и реальном резком ее снижение. Рынок труда сегодня сильно деформирован, а статистика занятости и безработицы не отражает истинных процессов; масштабы скрытой безработицы и скрытой занятости не поддаются сколько-нибудь точному определению.

       Другой  проблемой рынка труда, связанной  с безработицей, является социально-экономическая политика, направленная на материальное поддержание неработающих, создание бирж занятости.

       Современная служба занятости должна решать три  основные задачи:

1. подбор  рабочего места и работника;

2. выплата  пособий по безработице;

3. направление  безработных на участие в активных программах.   

       В Российской Федерации служба занятости  изначально создавалась как институт, объединяющий все три основные функции. Тем не менее, приходится акцентировать  на этом внимание, поскольку в последнее  время вновь начинает подниматься вопрос об ограничении политики на российском рынке труда только выплатой пособий по безработице. Более того, обсуждаются предложения о передачи функций по управлению этими выплатами социальным службам. Представляется, что подобные действия являются грубейшей политической и экономической ошибкой, последствие которой – расширение долгосрочной безработицы, бедности и социальной изоляции.

       Безработица негативно влияет как на экономику  страны, так и на социальный уклад  государства.

       Происходит  отставание объема ВВП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

       Так же особое место уделяется государственному регулированию рынка труда. Политика реализуется по следующим направлениям: сдерживание безработицы и смягчение вызываемых его негативных социальных последствий.

       Законодательство  о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение неоднократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.

       Низменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

       Активные  меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет. А лишь выполняет функцию социальной поддержки.

       По  признанию западных экономистов, безработица  сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

       Объектом  моей работы является нахождение натуральных  причин безработицы.

         В своей курсовой работе я использовал различные методологические подходы к исследованию данной проблемы:

  • аналитический;
  • математический;
  • статистический;
  • исторический.

  • Глава 1. Виды и формы  безработицы
  • 1.1. Безработица и  занятость.
  •  

           Согласно  определению Международной организации  труда, безработный – это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

           Чтобы узнать количество безработных в  каждой стране, надо подразделить все  население на группы по степени его  трудовой активности. Для этого воспользуемся  новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда.)

           Сначала все лица подразделяются на две группы:

    1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда входят:

    А) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

    Б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

    В) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том  числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. д.);

    Г) отчаявшиеся  найти работу;

    Д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

    1. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предполагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

           Исходя  из такой структуры. Определяется уровень  экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

           Уа = (Эа/Н) * 100, 

    где Уа -  уровень экономически активного населения;

          Н – численность населения;

          Эа – численность экономически активного населения.

           В нашей стране в 1999 году уровень экономически активного населения составил 48% (экономически активными были 70 миллионов  человек.)

           В свою очередь экономически активное население делится на две группы:

    1. занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

    а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

    б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

    1. безработные – лица 16 лет и старше, которые:

    а) не имеют работы (доходного занятия);

    б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. д.);

    в) готовы приступить к работе; 

    г) обучаются  по направлению государственной  службы занятости.

           На  основании данных о занятости (З) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:

           Уб = (Эа – З) / Эа * 100.

           В индустриально развитых странах  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984 – 1994 годах до 7,5% в 1996 году, а затем стал немного снижаться до 6,8% в начале 1999 года.

           В СССР с конца 1930-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против «тунеядства». С другой стороны, типичный был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

           Официально  безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х годов. В результате обострения экономического кризиса численность безработных  в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 миллионов человек в 1992 году до 7 миллионов человек в 2002 году (что составило 13% от экономически активного населения).

           Численность безработных может быть охарактеризована как абсолютными, так и относительными величинами (показателями). Абсолютная численность безработных дается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного цикла отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено после завершения профессионального обучения.

    Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы