Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является
выявление социальных и экономических последствий безработицы;
объяснение понятия «безработица» и причины ее появления;
характеристика рынка труда.

Начнем с последнего.

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда был работник труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономические последствия безработицы.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

          И, наконец, особенностью настоящего периода является то, что Российская Федерация встала на путь реформирования всей системы социальных гарантий.   

       Создание  российского эффективного цивилизованного  рынка труда означает прежде всего  ликвидацию всех этих негативных явлений, возвращение трудоспособных в легальную  экономику. Очень вероятно, что осуществление намеченных правительством мер в сфере трудовых отношений, а также модернизация и структурная перестройка приведут к всплеску регистрируемой безработицы. Появятся реальные свободные руки. Поэтому нужны такие экономические условия, чтобы они были востребованы, нашли себе применение.   

Таблица 9

Структура безработных по уровню образования

В процентах 

  Всего В том числе имеют  образование
высшее  профессио- 
нальное
неполное  высшее профессио- 
нальное
среднее профессио- 
нальное
начальное профессио- 
нальное
среднее (полное) общее основное  общее начальное общее, не имеют начального общего
фев.2004-ноя.2004
Российская  Федерация 100 10,5 3,1 19,8 18,0 33,5 13,9 1,3
Центральный 
федеральный округ
100 13,2 3,6 21,0 17,6 31,2 12,8 0,7
Белгородская  область 100 23,3 3,1 23,7 19,0 27,9 3,1 ...
Брянская  область 100 7,2 2,6 21,9 16,4 37,8 13,7 0,3
Владимирская  область 100 9,8 3,6 14,6 24,3 32,9 14,2 0,6
Воронежская область 100 9,6 1,8 13,9 16,2 50,6 7,8 ...
Ивановская  область 100 8,5 1,5 11,6 29,7 25,8 22,8 ...
Калужская область 100 7,5 4,0 19,5 24,3 31,9 12,8 ...
Костромская область 100 11,2 ... 16,1 24,8 33,4 14,5 ...
Курская область 100 11,8 2,8 22,5 17,9 26,6 17,5 0,9
Липецкая  область 100 7,2 ... 26,4 23,5 20,5 22,4 ...
Московская  область 100 11,8 10,4 20,3 14,8 29,9 12,3 0,5
Орловская область 100 13,2 1,1 19,6 21,9 29,3 13,0 1,8
Рязанская область 100 11,4 7,6 25,2 16,1 20,9 14,5 4,3
Смоленская  область 100 14,7 1,1 25,7 18,6 22,1 17,9 ...
Тамбовская  область 100 12,5 2,3 31,3 12,4 27,8 13,6 ...
Тверская область 100 11,8 1,2 31,3 22,3 17,9 15,5 ...
Тульская  область 100 3,7 2,2 17,9 7,5 41,1 24,6 3,0
Ярославская область 100 9,5 3,7 26,6 21,8 19,9 15,7 2,8
г. Москва 100 30,8 0,3 19,3 7,1 36,2 5,1 1,2
Северо-Западный 
федеральный округ
100 11,7 2,9 21,8 19,4 27,6 15,9 0,7
Республика  Карелия 100 9,9 1,0 21,3 27,9 27,4 12,5 ...
Республика  Коми 100 7,6 2,8 28,1 15,5 30,9 13,6 1,6
Apxaнгельская  область 100 8,2 1,0 19,7 22,8 23,6 24,6 0,2
в том  числе Ненецкий АО 100 8,7 1,5 10,5 31,8 11,2 31,2 5,2
Вологодская область 100 5,2 1,8 16,9 18,2 31,5 23,8 2,6
Калининградская область 100 20,1 2,1 23,7 8,6 28,3 16,8 0,4
Ленинградская область 100 8,1 3,9 21,8 25,1 20,9 20,3 ...
Мурманская  область 100 6,4 4,1 15,7 19,9 39,3 14,6 ...
Новгородская  область 100 13,9 2,7 24,1 8,9 33,7 16,8 ...
Псковская область 100 16,3 3,0 33,5 14,0 27,5 5,7 ...
г. Санкт-Петербург 100 26,3 5,2 20,7 17,7 22,7 6,6 0,8
Южный 
федеральный округ
100 10,3 3,2 18,9 12,4 41,4 12,3 1,6
Республика  Адыгея 100 17,2 1,3 19,5 5,1 43,3 13,2 0,4
Республика  Дагестан 100 6,3 2,4 17,2 4,3 55,0 13,3 1,5
Республика  Ингушетия 100 18,5 26,6 17,8 11,5 17,2 1,1 7,5
Кабардино-Балкария Республика 100 11,5 3,4 11,2 10,7 55,5 7,8 ...
Республика  Калмыкия 100 10,3 4,0 21,0 11,2 43,4 10,1 ...
Карачаево-Черкесская Республика 100 9,3 1,5 27,8 7,6 41,1 12,3 0,3
Республика  Северная Осетия-Алания 100 27,6 2,0 12,3 17,8 25,4 14,4 0,5
Краснодарский край 100 10,4 3,0 22,5 15,8 34,2 12,4 1,8
Ставропольский  край 100 10,4 2,9 16,6 13,9 40,7 13,0 2,5
Астраханская  область 100 9,2 ... 24,4 20,6 29,3 14,7 1,8
Волгоградская область 100 11,3 0,9 26,0 13,8 33,8 13,3 1,0
Ростовская  область 100 9,3 ... 18,1 24,8 33,0 13,5 1,3
Приволжский 
федеральный округ
100 10,0 2,8 20,3 20,9 32,7 12,2 1,1
Республика  Башкортостан 100 10,1 0,7 18,6 31,0 29,7 9,7 0,3
Республика  Марий Эл 100 9,9 4,7 21,8 20,8 35,1 6,5 1,2
Республика  Мордовия 100 17,8 1,1 24,3 16,8 34,5 5,6 ...
Республика  Татарстан 100 11,3 5,2 20,9 16,3 34,1 12,3 ...
Удмуртская  Республика 100 9,0 3,2 10,2 30,2 33,3 13,5 0,6
Чувашская Республика 100 17,8 0,4 23,2 16,7 34,9 6,8 0,3
Кировская область 100 3,4 3,5 18,4 24,9 27,9 21,4 0,4
Нижегородская область 100 10,1 1,7 21,0 14,8 35,0 15,9 1,6
Оренбургская  область 100 6,5 1,9 20,1 22,7 36,7 10,1 2,0
Пензенская  область 100 7,4 4,5 24,5 19,2 32,4 10,3 1,9
Пермская  область 100 7,0 1,4 20,4 26,1 25,0 17,0 3,1
в том  числе Коми-Пермяцкий АО 100 0,7 2,9 13,2 32,3 19,3 29,1 2,5
Самарская область 100 12,7 6,2 22,5 16,7 34,5 5,3 2,0
Саратовская область 100 12,9 3,9 22,1 19,3 30,2 11,0 0,7
Ульяновская область 100 11,9 0,5 22,8 11,8 37,3 15,5 0,3
Уральский 
федеральный округ
100 7,8 4,0 17,3 22,4 31,3 15,0 2,2
Курганская  область 100 8,2 1,1 17,8 22,6 35,3 14,0 0,9
Свердловская  область 100 8,3 4,0 16,9 24,3 28,8 16,0 1,9
Тюменская область 100 8,3 5,0 18,2 19,8 32,0 14,0 2,6
в том  числе Ханты-Мансийский АО 100 8,4 7,7 16,3 16,2 37,8 11,5 1,9
Ямало-Ненецкий АО 100 4,1 8,7 21,2 14,7 45,8 5,5 ...
Челябинская область 100 7,7 3,0 15,3 25,4 29,9 15,3 3,3
Сибирский 
федеральный округ
100 10,2 2,3 20,3 18,9 30,5 16,6 1,3
Республика  Алтай 100 10,5 ... 19,4 16,1 38,5 15,5 ...
Республика  Бурятия 100 12,4 2,6 18,7 21,1 35,9 8,6 0,9
Республика  Тыва 100 2,9 ... 11,3 17,1 55,7 11,7 1,3
Республика  Хакасия 100 17,0 1,2 21,4 13,5 34,3 12,6 ...
Алтайский край 100 14,3 1,8 17,8 22,7 28,7 14,0 0,7
Красноярский  край 100 10,3 3,0 24,7 14,8 30,1 16,0 1,1
в том  числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 100 5,6 0,6 15,6 7,4 35,9 28,7 6,2
Эвенкийский АО 100 3,3 2,1 34,7 10,2 33,4 16,2 ...
Иркутская область 100 10,0 2,1 18,6 21,9 31,8 15,3 0,3
в том  числе Усть-Ордынский Бурятский  АО 100 7,0 ... 12,8 10,1 51,7 16,2 2,2
Кемеровская область 100 8,8 2,0 18,0 27,0 24,4 18,0 1,7
Новосибирская область 100 14,5 5,1 24,0 12,9 24,5 17,9 1,1
Омская  область 100 9,8 0,3 24,5 17,0 28,0 17,3 3,1
Томская область 100 6,2 4,9 21,5 15,7 24,9 22,8 4,0
Читинская область 100 2,2 ... 17,9 12,0 42,0 24,9 1,0
в том  числе Агинский Бурятский АО 100 7,4 2,0 12,5 20,6 47,8 9,6 ...
Дальневосточный 
федеральный округ
100 8,0 4,6 18,1 18,6 32,5 17,1 1,1
Республика  Саха (Якутия) 100 4,0 7,7 20,7 14,0 34,4 18,7 0,7
Приморский  край 100 12,3 4,2 15,8 21,2 27,6 18,0 1,0
Хабаровский край 100 10,1 6,3 15,2 18,1 32,8 16,9 0,7
Амурская  область 100 2,6 2,0 23,9 15,7 37,9 15,9 2,1
Камчатская область 100 6,4 5,2 20,8 19,4 28,9 16,9 2,5
в том  числе Корякский АО 100 1,3 ... 2,8 7,1 47,0 40,4 1,4
Магаданская область 100 6,9 6,2 15,3 4,6 47,9 18,7 0,4
Сахалинская область 100 5,9 5,6 13,5 27,8 31,2 15,3 0,7
Еврейская автономная область 100 4,4 6,8 19,9 6,9 34,4 27,0 0,6
Чукотский автономный округ 100 18,1 4,1 13,2 13,3 35,2 12,1 4,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       Рынок труда в России начал формироваться  в сложных социально-экономических  условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского  спроса и уровня жизни людей. Все  это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.

       Если  на начало 2002 года по России было официально зарегистрировано 131 тыс. безработных, из которых 46,7 тыс. мужчин и 84,3 женщин, то к началу 2000 года число не имеющих работы возросло почти до 182,5 тыс. человек, из которых 116,4 тыс. приходится на женщин. Безработица росла по всем областям. Особенно интенсивно увеличивалась армия безработных с высшим и среднем образованием, на получение которого государством затрачены значительные средства.

       Перед Министерствами и ведомствами поставлена задача – создать в текущем  году 46815 новых рабочих мест. Итоги  прошедших месяцев свидетельствуют, что задание уже фактически выполнено.

       Несмотря  на то, что этот процесс удалось  остановить, серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную труппу (в возрасте 30 – 39 лет).

       Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

       Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.

 

Список использованной литературы

 
  1. С. С. Щелокова «Экономика и социология труда», Воронеж, 1999 г.
  2. Г. М. Гукасьян «Экономическая теория», Москва, 2001 г.
  3. Е. Ф. Борисов «Экономическая теория», Москва, 2001 г.
  4. С. Н. Ивашковский « Экономика: микро- и макроанализ». Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999. – 360 с.
  5. А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие/ Под ред. Проф. А. И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 1998. – 160 с.

      6.   «Экономическая теория», под ред. Акад. В.И. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П.      

            Журавлёвой.- ИНФА-М 2002г. 

       7.   «Экономическая теория», под ред. Камаева.-10 изд. Изд. Центр ВЛАДОС 2004г.

         

       9.  «Курс экономической теории: Общие основы эк. теории. Микроэкономика.

             Макроэкономика. Основы национальной экономики.», под ред. д.э.н. проф. А.В.

             Сидоровича. 2-е изд. Изд. «Дело и Сервис» - 2001г.                                                                                                                                                   

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы