Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является
выявление социальных и экономических последствий безработицы;
объяснение понятия «безработица» и причины ее появления;
характеристика рынка труда.

Начнем с последнего.

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда был работник труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономические последствия безработицы.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

     Респонденты остро ощущают ущемление прав и возможностей в поддержании здоровья на то, что безработным труднее заботиться о своем здоровье, указали три четверти респондентов. А из числа тех, кто испытывает необходимость в приобретении лекарств 75 % указали на недостаток средств для их покупки. Наряду с недостатком средств безработные испытывают ущемления, связанные с потерей доступа к ведомственным поликлиникам и здравпунктам.  
            Распространенное проявление социальной депривации касается культурного досуга привычного для образа жизни среднего класса. Не могут себе позволить посещение театра, кино, в основном из-за недостатка денег, 61 % респондентов. Денег едва хватает лишь на самые необходимые расходы (еда, оплата квартиры), а 10-14 % респондентов занимают деньги и на эти цели.  
            Характер мотивации поведения определяет процесс социальном адаптации населения. В чем состоит особенность адаптационных процессов в России сейчас? Прежде всего, в неординарности и интенсивности изменений социальной среды. Нашему обществу в настоящее время присущи экономическая и политическая нестабильность, сопровождаемая безработицей (явной и скрытой), инфляция, конверсия предприятий и их банкротство, быстрая и резкая поляризация общества. В этих условиях социальная адаптация работников должна быть "сжата" во времени. Последствия дезадаптации индивидов в обществе - социальная напряженность, конфликты, психологические стрессы, что пагубно влияет на социальное самочувствие. Поведение различных групп населения, способы их адаптации к условиям безработицы оказывают влияние на деятельность Федеральных управлений занятости в регионах.  
Отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования. Наиболее болезненно воспринимается она старшим поколением и женщинами. Причины по группе работников старшего поколения очевидны. Что касается женщин - реальный факт, что эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, женщины становятся безработными в первую очередь.  
           Помимо объективных демографических характеристик, на степень принятия безработицы влияет фактор индивидуальной стабильности. Те, кто уверены, что их в ближайшее время не сократят, более лояльно относятся к тому, что безработица неизбежна. Чем объясняется эта "лояльность" - ощущением ли стабильности своего нынешнего положения или уверенностью в том, что они всегда смогут найти работу, сказать трудно, однако можно отметить, что эта группа является наиболее социально адаптивной к проблеме занятости.  
Руководители воспринимают неизбежность безработицы с большей готовностью, чем остальные работники. Это объясняется отнюдь не высоким уровнем их адаптации в условиях изменения роста занятости, а скорее возможностью получения "собственных дивидендов" в этой ситуации.  
            В то время, как рабочие и служащие переходят на неполный рабочий день или неделю, уходят в отпуска без содержания, подвергаются сокращениям, испытывают все тяготы в связи с задержкой зарплаты, руководители предприятий, особенно высший персонал, зачастую непомерно повышают свое материальное благополучие. Не исключено, что ситуация радикально изменится при объявлении таких предприятий банкротами. Тогда начнется интенсивный рост безработицы среди руководителей.  
            Стереотипы различных групп работников промышленности в восприятии безработицы имеют социокультурные основы. В течение длительного времени для советских людей безработица в чистом виде была практически неизвестна. Не одно поколение воспитано на однозначном понимании безработицы как "чуждого явления" для советского образа жизни, так как государство и предприятие позаботятся и гарантируют работу. Десятилетиями формировались четко выраженные патерналистские ценности и установки, в результате чего преобладающими в трудовой деятельности становятся ориентации не столько на свои собственные возможности, сколько на помощь со стороны. Патерналистские ценности характерны для нескольких поколений работоспособного населения России. Социальные установки такого рода не изменяются в короткий срок. Наше исследование выявило парадоксальный эффект патернализма: чем реальнее становится потеря работы, тем сильнее у многих групп, работающих выражены ожидания помощи от государства, хотя для всех очевидно, что оно не в состоянии оказать помощь.  
Следующая ступень социальной адаптации в условиях безработицы - осознание факта, что надеяться надо больше на себя, чем на государство. Легче всего это дается молодежи. Хотя считается, что ей пока нет места на рынке труда, шансов адаптироваться у нее больше, в том числе и потому, что она в меньшей степени испытывает на себе давление патерналистских ценностей. Именно в этой возрастной группе в первую очередь начинают формироваться индивидуалистические ориентации относительно трудоустройства.  
            Социальное самочувствие является субъективным показателем того, как человек оценивает свою жизнь и свое существование. Оно определяется степенью удовлетворенности материальных, профессиональных и экзистенциальных потребностей человека, а также степенью комфортности и адаптированности его в социуме. В сущности, социальное самочувствие - индикатор тех реальных процессов, которые происходят в обществе.  
            Зарубежные социологи и психологи, имеющие возможность на протяжении длительного периода времени изучать влияние безработицы на человека, отмечают, что она сказывается на экономической, социальной, психологической функциях людей, на состоянии здоровья, средней продолжительности жизни, долголетии. Например, в работах американских психологов указывается, что рост уровня безработицы на 1 % увеличивает число совершаемых в стране убийств на 650 случаев, самоубийств на 820, психические лечебницы при этом пополняются на 4 тыс. пациентов, а тюрьмы - на 3 тыс. преступников.  
            В исследовании социального самочувствия обнаружены следующие тенденции. Социальная адаптация зависит от эмоциональной реакции различных групп населения и их предрасположенности определенным образом отзываться на происходящие события. Изучение социального самочувствия дает возможность прогнозирования процесса социальной адаптации в условиях безработицы.  
Работа как таковая является стабилизирующим фактором социального самочувствия человека.  

     2.4. Государственные меры по сокращению безработицы.

 

       Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

       Низменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

       Активные  меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

       Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

       Создание  новых рабочих мест – важнейшая  макроэкономическая мера, которая в  контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.

       Целенаправленная  политика создания новых рабочих  мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости. Но надо сказать, что ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.

       Эффективный инструмент политики занятости – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

       Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин и др.). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

       К активным мерам регулирования рынка  труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

       Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

       К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.

       Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа  труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:

  • учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
  • контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
  • обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
  • изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;
  • другие функции.

       Биржа  труда   может  иметь  разные формы:  бюро, контора, общество и 

т. п. В  зависимости от форм собственности  выделяют следующие их основные виды:

  1. частные, функционирующие на коммерческой основе;
  2. филантропические (благотворительные);
  3. общественные;
  4. государственные.

       Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций  МОТ (Международной организации  труда).

       Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную труппу (в возрасте 30 – 39 лет). 

2.5 Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе 

       Отличительными  чертами и особенностями развития занятости и формирования рынка  труда в РФ на современном этапе  являются:

    абсолютное  сокращение численности занятых  в стране, сменившее устойчивую тенденцию  советского периода к опережающему ее росту.

Таблица 2

 Динамика  численности экономически активного  населения за 1992 - 2000 г.г. (млн. чел.). 

     Общая численность экономически активного  населения России по итогам сентября 2005 г. составила 74,5 млн. человек (51% от общей  численности населения страны). Основная часть занятого населения в августе по-прежнему была сосредоточена в крупных и средних организациях - 38,2 млн. человек (54,6% от совокупной численности занятых). При этом общее число замещенных рабочих мест в условиях полной занятости (суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) снизилось по сравнению с августом 2004 г. на 400 млн. человек (1%). Заметим, что в августе 2004 г. также было отмечено снижение - на 0,7%.

     Общая численность безработных по определению  Международной организации труда (МОТ) в сентябре составила 5063 тыс. человек, снизившись по отношению к АППГ на 11,7% и увеличившись по сравнению с июлем на 4,4%. В сентябре 2004 г. относительно аналогичного месяца предыдущего года снижение составило 5,8%, рост к предыдущему месяцу - 4,6%. Количество официально зарегистрированных безработных в сентябре 2005 г. составило 1715 тыс. человек (рост к АППГ составил 5%, снижение к предыдущему месяцу - 2,9%. В сентябре 2004 г. - рост на 8,4% к сентябрю 2003 г. и увеличение на 2,4% к августу 2004 г.)

     В среднем за III кв. 2005 г. количество безработных (МОТ) составило 4980 тыс. человек, что на 9,7% ниже уровня IIIкв. 2004-го, тогда снижение составило 8,4%. Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за III кв. 2005 г. увеличилась на 10% к III кв. 2004-го. В среднем за III кв. 2004 г. произошел рост на 5%.

     Динамика  среднемесячной численности безработных  в классификации МОТ и официально зарегистрированных представлена на рисунке ниже.

     Рис.4

     

     Источник: Росстат, расчеты РЭО

     Как видно из рисунка, число безработных (по классификации МОТ) в январе-августе т.г. имело тенденцию к снижению, практически соответствуя динамике предыдущего года, однако на более низком уровне. При этом количество официально зарегистрированных безработных увеличивалось на протяжении всего I квартала т.г., после чего вплоть до сентября плавно снижалось.

     В целом летние месяцы показали весьма позитивную тенденцию снижения уровня безработицы, в частности, показатель III квартала был ниже 5 млн. человек. Снижение безработицы в т.г. на фоне сокращения темпов экономического роста служит очередным примером практически отсутствия взаимосвязи между ростом ВВП и демографическими показателями.

     Это говорит о том, что структура экономики нашей страны по-прежнему значительно уступает развитым странам, где показатель безработицы является одним из наиболее важных при составлении краткосрочных и долгосрочных прогнозов не только экономических, но и финансовых показателей.

     Мы  не склонны преувеличивать масштабы улучшения ситуации в области  занятости и безработицы и  не исключаем возобновления негативных тенденций в конце 2005-начале 2006 гг.

     Таблица 5

     Изменение состава безработных граждан  в течение 2005 года характеризуется  следующими данными: 
 

                                                                                                                     (по состоянию на конец года)

                                                                                                  №

     п/п

     Состав  безработных граждан                    Темп  роста,

     %

     2004 г.      2005 г.      2005 г.

     к 2004 г.

     1      2      3      4      5
     1.      Численность зарегистрированных безработных –  всего, человек  
     350
 
     306
 
     87,4
     2.      По  полу:

                                      женщины      

                                      мужчины                       

 
     262

      88

 
     223

     83

 
     85,1

     94,3

     3.      По  месту проживания:

                   в сельской местности

 
     242
 
     217
 
     89,6
     4.      По  возрасту:

                               в возрасте 16-29 лет

                   предпенсионного возраста

                   других возрастов                           

 
     161

     16

     173

 
     132

     13

     161

 
     82,0

     81,2

     93,1

     5.      По  образованию:

         имеющие высшее образование  

         среднее професс. образование

         начальное професс. образование

         среднее общее образование

         не имеющие полного среднего  образования

 
     74

     75

     135

     42

     24

     
 
     77

     84

     81

     49

     15

     
 
     104,4

     112

     60

     116,6

     62,5

     6.      По  причинам увольнения:

              уволившиеся по собственному желанию

              высвобожденные работники

          выпускники учебных заведений,  не           имеющие  опыта работы

             по другим причинам

 
 
     214

     60 

     68

     8

 
 
     223

     60 

     21

     2

 
 
     104,2

     100 

     30,9

     25,0

     7.      граждане, особо нуждающиеся в социальной защите:

             одинокие и многодетные родители

             дети-сироты, лица оставшиеся без  попечения родителей

            лица, освобожденные из мест лишения  свободы

            молодежь до 18 лет

            уволенные с военной службы

            инвалиды

 
 
     5 

     2 

     1

     9

     1

     37

 
 
     1 

     - 

     -

     15

     2

     36

 
 
     20 

     - 

     -

     166

     200

     97,3

     8.      В том числе по продолжительности  поиска работы:

                   ищут работу до 1 месяца

                   от 1 до 4 месяцев

                   от 4 до 8 месяцев

                   от 8 месяцев до 1 года

                   более 1 года 

 
 
     71

     240

     28

     7

     4

 
 
     82

     179

     21

     18

     6

 
 
     115,5

     74,6

     75

     в 2,5 раза

     150

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы