Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является
выявление социальных и экономических последствий безработицы;
объяснение понятия «безработица» и причины ее появления;
характеристика рынка труда.
Начнем с последнего.
Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.
Этот вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.
В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда был работник труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.
Низменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.
Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.
Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.
Целенаправленная
политика создания новых рабочих
мест становится тем более актуальной,
что современный уровень
Эффективный инструмент политики занятости – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин и др.). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.
К активным мерам регулирования рынка труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.
Видное
место в регулировании рынка
труда занимает биржа труда. Биржа
труда – это учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Биржа труда может иметь разные формы: бюро, контора, общество и
т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:
Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).
Также
серьезную трудность
2.5
Отличительные черты
и особенности развития
занятости и формирования
рынка труда в РФ на
современном этапе
Отличительными
чертами и особенностями
абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту.
Таблица 2
Динамика
численности экономически
Общая численность экономически активного населения России по итогам сентября 2005 г. составила 74,5 млн. человек (51% от общей численности населения страны). Основная часть занятого населения в августе по-прежнему была сосредоточена в крупных и средних организациях - 38,2 млн. человек (54,6% от совокупной численности занятых). При этом общее число замещенных рабочих мест в условиях полной занятости (суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) снизилось по сравнению с августом 2004 г. на 400 млн. человек (1%). Заметим, что в августе 2004 г. также было отмечено снижение - на 0,7%.
Общая
численность безработных по определению
Международной организации
В среднем за III кв. 2005 г. количество безработных (МОТ) составило 4980 тыс. человек, что на 9,7% ниже уровня IIIкв. 2004-го, тогда снижение составило 8,4%. Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за III кв. 2005 г. увеличилась на 10% к III кв. 2004-го. В среднем за III кв. 2004 г. произошел рост на 5%.
Динамика
среднемесячной численности безработных
в классификации МОТ и
Рис.4
Источник: Росстат, расчеты РЭО
Как видно из рисунка, число безработных (по классификации МОТ) в январе-августе т.г. имело тенденцию к снижению, практически соответствуя динамике предыдущего года, однако на более низком уровне. При этом количество официально зарегистрированных безработных увеличивалось на протяжении всего I квартала т.г., после чего вплоть до сентября плавно снижалось.
В целом летние месяцы показали весьма позитивную тенденцию снижения уровня безработицы, в частности, показатель III квартала был ниже 5 млн. человек. Снижение безработицы в т.г. на фоне сокращения темпов экономического роста служит очередным примером практически отсутствия взаимосвязи между ростом ВВП и демографическими показателями.
Это говорит о том, что структура экономики нашей страны по-прежнему значительно уступает развитым странам, где показатель безработицы является одним из наиболее важных при составлении краткосрочных и долгосрочных прогнозов не только экономических, но и финансовых показателей.
Мы
не склонны преувеличивать масштабы
улучшения ситуации в области
занятости и безработицы и
не исключаем возобновления
Таблица 5
Изменение
состава безработных граждан
в течение 2005 года характеризуется
следующими данными:
п/п |
Состав безработных граждан | Темп
роста,
% | ||
2004 г. | 2005 г. | 2005
г.
к 2004 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Численность зарегистрированных безработных – всего, человек | 350 |
306 |
87,4 |
2. | По
полу:
|
262 88 |
223 83 |
85,1 94,3 |
3. | По
месту проживания:
в сельской местности |
242 |
217 |
89,6 |
4. | По
возрасту:
в возрасте 16-29 лет предпенсионного возраста
других возрастов |
161 16 173 |
132 13 161 |
82,0 81,2 93,1 |
5. | По
образованию:
имеющие высшее образование среднее професс. образование начальное професс. образование среднее общее образование не имеющие полного среднего образования |
74 75 135 42 24 |
77 84 81 49 15 |
104,4 112 60 116,6 62,5 |
6. | По
причинам увольнения:
уволившиеся по собственному желанию высвобожденные работники выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы по другим причинам |
214 60 68 8 |
223 60 21 2 |
104,2 100 30,9 25,0 |
7. | граждане,
особо нуждающиеся в социальной
защите:
одинокие и многодетные родители дети-сироты, лица оставшиеся без попечения родителей лица, освобожденные из мест лишения свободы молодежь до 18 лет уволенные с военной службы инвалиды |
5 2 1 9 1 37 |
1 - - 15 2 36 |
20 - - 166 200 97,3 |
8. | В
том числе по продолжительности
поиска работы:
ищут работу до 1 месяца от 1 до 4 месяцев от 4 до 8 месяцев от 8 месяцев до 1 года более 1 года |
71 240 28 7 4 |
82 179 21 18 6 |
115,5 74,6 75 в 2,5 раза 150 |
Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы