Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель КР – разработать пути совершенствования социально – экономического развития муниципальным образованием на примере Опаринского района.
Объект – администрация Опаринского района.
Предмет – социально – экономическое развитие муниципального образования Опаринского района.
Задачи:
проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития муниципального образования на примере Опаринского района.
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования …………………. 6
1.1 Структура органов местного самоуправления ………………………….6
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района……………………………………………..13
1.3 Понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления………………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Опаринского
района …………………………………………………………………………. 23
2.1 Современное состояние социально – экономического развития
Опаринского района …………………………………………………………..23
Глава 3. Перспективы и пути совершенствования социально –
экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Опаринского района ……………………………………………… ..38
3.1 Перспективы социально – экономического развития и управления Опаринского района ………………………………………………………….. 38
3.2 Прогноз социально – экономического развития Опаринского района….43
Заключение ……………
1.3
Понятие и цели
социально – экономической
политики местного самоуправления
Муниципальная
социально-экономическая
Главная и конечная цель муниципальной социально-экономической политики – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.
Важнейшие
составляющие местной социально-
В муниципальной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества
Конкретный состав и содержание целей социально-экономической политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Муниципальную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий. Конечной целью местной экономической политики служит рост качества жизни – обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Основная задача местной экономической политики – создание благоприятных условий для развития экономики.
Важнейшими составными частями местной экономической политики в западноевропейских странах являются:
Процесс формирования местной политики заключается в подготовке вариантов-сценариев экономического развития. На каждом уровне реализуются те функции, которые могут быть на нем выполнены.
Основные
направления экономической
Существует несколько типов муниципальной экономической политики, которые классифицируются по объекту воздействия.
Типы
местной экономической политики представлены
в таблице 1.
Капитал | Мобилизация местного капитала, направлена на межрегиональное перемещение капитала, привлечение инвестиций, работу с инвесторами. |
Рабочая сила | Поддержание местного квалификационного потенциала в результате обучения, образования и повышения квалификации, направлена на повышение качества трудовых ресурсов, уменьшение риска иммиграции высокообразованных кадров. |
Нововведения | Улучшение локальной передачи знаний, создание учреждений, способствующих возникновению нововведений, стимулирование их применения в экономике |
Технология | Улучшение внутригородской передачи технологических знаний, создание учреждений, занимающихся разработкой технологий, направлена на создание благоприятного инновационного климата. |
Коммуникации | Развитие, усиление и упрочнение внутригородских межотраслевых связей, их совершенствование даст импульс экономическому развитию. |
Экономическая среда | Использование
местных предпосылок для |
Предприятия определенного размера и фазы развития | Создание условий
для образования новых, содействие
развитию имеющихся мелких и средних
предприятий. Создание сопутствующих
производств для крупных |
Таблица № 1.Типы местной экономической политики
Перечисленные выше типы местной экономической политики не реализуются в чистом виде. Для каждой территории и периода ее экономического развития ищется рациональное сочетание тех или иных типов, что представляет задачу формирования конкретной местной экономической политики.
Инструменты
муниципальной экономической
Финансовая помощь | Пособия, гранты, предоставление ссуд, выдача гарантий по ссудам |
Налоговая и тарифная политика | Уменьшение местных налогов и отсрочка их выплаты, освобождение от сборов и уменьшение взносов, варьирование ставок налогов, особые соглашения о налогах |
Политика в области инфраструктуры | Расширение связанной с экономикой инфраструктуры, подготовка территории для промышленных предприятий, очистка заброшенных территорий, расширение социально-бытовой инфраструктуры |
Политика в области недвижимого имущества | Скупка земельных участков, продажа предприятиям муниципальных земельных участков, предоставление права на долгосрочное пользование, продажа земельных участков для строительства жилья работникам предприятий |
Планирование организации строительных работ и выдача разрешений на строительство | Выделение производственных зон в планах использования и застройки земельных участков, рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство, ускорение официальной процедуры оформления и выдачи разрешений на строительство |
Привлечение предприятий и консультации | Предоставление информации о местах для размещения, прямая реклама для отдельных предприятий, консультирование и курирование местных предприятий |
Прочие мероприятия | Размещение заказов на местных предприятиях |
Таблица
2.Инструменты муниципальной
Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:
Муниципальная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества.
Содержание финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:
Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.
Муниципальная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует три основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.
Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:
Глава 2. Анализ социально – экономического развития
Опаринского района
2.1.
Современное состояние
социально – экономического
развития и управления
Опаринского района
Муниципальное образование Опаринский муниципальный район Кировской области (далее по тексту – Опаринский район) расположен в северо-западной части Кировской области. Центром района является поселок городского типа (далее по тексту – пгт) Опарино. С северной и южной сторон район граничит соответственно с Подосиновским и Лузским, Даровским и Мурашинскими районами области, на западе – с Вологодской и Костромской областями, на востоке – с Республикой Коми. Внешние связи района обеспечиваются железной дорогой Киров- Котлас. Территория района обслуживается автодорогами местного значения IV. V категорий.
На территории Опаринского района, недалеко от пгт Опарино, проходит водораздел двух больших речных систем: Волжско-Камской и Северо-Двинской. Большая часть района находится в бассейне реки Моломы и ее притоков (Волжско-Камская речная система), а северо-восточный угол, в том числе и пгт Опарино, - в бассейне рек Лузы и Пушмы, являющихся притоками реки Юг (Северо-Двинская речная система). Опаринский район является одним из 45 муниципалитетов Кировской области.
Информация о работе Совершенствования социально – экономического развития муниципальным образованием