Совершенствования социально – экономического развития муниципальным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Цель КР – разработать пути совершенствования социально – экономического развития муниципальным образованием на примере Опаринского района.
Объект – администрация Опаринского района.
Предмет – социально – экономическое развитие муниципального образования Опаринского района.
Задачи:
проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития муниципального образования на примере Опаринского района.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования …………………. 6
1.1 Структура органов местного самоуправления ………………………….6
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района……………………………………………..13
1.3 Понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления………………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Опаринского
района …………………………………………………………………………. 23
2.1 Современное состояние социально – экономического развития
Опаринского района …………………………………………………………..23
Глава 3. Перспективы и пути совершенствования социально –
экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Опаринского района ……………………………………………… ..38
3.1 Перспективы социально – экономического развития и управления Опаринского района ………………………………………………………….. 38
3.2 Прогноз социально – экономического развития Опаринского района….43
Заключение ……………

Работа состоит из  1 файл

Стратегия развития городом курсовая.doc

— 1.24 Мб (Скачать документ)

      Оборот  по крупным и средним организациям по всем видам экономической деятельности составил за 2010 год 923,1 млн.руб., что составляет 107,4% к аналогичному периоду прошлого года. Отгружено продукции на сумму-766,7 млн. руб. Рост к уровню прошлого года составил 109,3%.

     По-прежнему отрицательным моментом в экономике  района является отсутствие лесопереработки. По ряду причин большинство основных лесопромышленных предприятий района не были заинтересованы в сохранении перерабатывающих производств, способных в значительной мере увеличить добавленную стоимость реализуемой продукции. Поэтому основную выручку предприятиям приносит реализация круглых лесоматериалов. Доля пиломатериала в 2010 году в круглом лесе составила 9,6% или в натуральном выражении  – 38,3 тыс.куб м.

      Удельный  вес крупных и средних предприятий  в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в 2010 году составил 78%.  По оценке 2011 года индекс физического объема продукции увеличился на 4,6%. Прогноз на 2012 год – имеет тенденцию стабилизации и роста к уровню 2010 года на 13,7%. 

      На  внешнем рынке наш район представлял  ОАО «Березовский ЛПХ»,  работавший по прямым экспортным контрактам. Отгрузка продукции поставляемой на экспорт в 2009 году составила 124,5 тыс.долл.США., в 2010 предприятием не был реализованы контракты. В следствии повышения таможенных пошлин, которые в значительной мере превышают стоимость самого товара стало невыгодным  покупать лесопродукцию. Поэтому контракты на экспорт на 2011 и последующие годы не прогнозируются.

     Лесовосстановительные работы в 2010 году на землях лесного  фонда на территории района проведены  на площади 224,9 гектаров. Арендаторами лесовосстановление выполнено на площади 216,3 гектаров, что составляет 96,2% выполненного от общего объема работ, по государственным контрактам на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов работы проведены на площади 8,6 гектаров.

      Валовая продукция сельского хозяйства (все  категории хозяйств) в 2010 году составила 83,5 млн.руб., в 2011 году  планируется незначительное увеличение – до 99,7 млн.рублей. Основу сельскохозяйственного производства (более 90 %) составляют личные подсобные хозяйства. Во всех категориях хозяйств произошло снижение поголовья коров (78 %). На 01.01.2011 года во всех категориях хозяйств имеется 538 гол. КРС, в том числе коров – 283 гол, свиней -595 гол. По оценке 2011 года прогнозируется увеличение КРС на 114,3 %, в том числе на 120% увеличение численности коров.

      Предприятия ООО «Красный пахарь» в 2010 году произвело закуп нетелей мясной породы (герефорд). В связи с этим в 2011 году планируется увеличение производства мяса до 330 т., в 2012 году до 336 т.

      Увеличение  валового сбора картофеля в 2011 году обусловлено увеличением площади посадки за счет крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

           Росту производства продукции  животноводства способствует программа  по самозанятости  населения.  Было создано 6 индивидуальных  предпринимателей- глав крестьянско-фермерских хозяйств, которые имеют 17 голов КРС, в том числе коров -8 гол.

            Численность занятых в сфере  малого предпринимательства на 2011 год прогнозируется с ростом  и составит 1570 человек. Одним из  факторов роста является работа администрации района по самозанятости безработного населения. Оборот малых предприятий возрастает с каждым годом: с 267,4 млн.руб. в 2010 г. до 293,4 млн.руб. в 2011 г. Отгрузка в 2010 году составила 221,3 млн.руб., по оценке 2011 года составит 241,5 млн.руб. К 2012 году достигнет уровня 268,1 млн.руб. Инвестиции субъектов малого предпринимательства составили в 2010 году 14,1 млн.руб., в 2011 6,05 млн.руб.

        Сумма убытка в 2010 году снизилась  с 74078 тыс.руб. до 24749 тыс.руб.. Прибыль  прибыльных предприятий в 2010 году  составила 8245 тыс.руб. По оценке 2011 года сальдированный результат прогнозируется -15504 тыс.руб.

      Прогноз 2012 года сальдированный результат прогнозируется на уровне 13489тыс.руб.

      По  оценке 2011 года объем инвестиций возрастет  на 280,1%, за счет строительства интерната при Опаринской средней школе, приобретения лесозаготовительной техники предприятиями ЛПК, строительства водопроводных сетей в п. Опарино, за счет ремонта и содержание дорог в районе и ремонтов ФАПов. В 2012 году так же сохранится активность в области инвестиционных вложений, в основном в  бюджетную сферу района, по второму варианту сумма инвестиций составит  154,3 тыс.рублей. Незначительный рост инвестиций, в свою очередь влияет на обновление основных фондов. Данный показатель имеет тенденцию незначительного роста.

      Поступление налоговых платежей во все уровни бюджетов планировалось с увеличением к уровню 2009 года и составило в 2010 году- 98437,2 тыс.руб. По оценке 2011 года увеличение составит 31,7 % или 129687,4 тыс.руб. Прогноз 2012 года прогнозируется в сумме 148200 тыс.руб.

      Численность трудовых ресурсов Опаринского района неизменно сокращается. С условием успешной реализации антикризисных мер в части занятости населения уровень зарегистрированной безработицы в 2012 году не превысит 2,7%. 

      Доходы на душу населения составят в 2011 году составят 7297,6 рублей в месяц, в 2012 году-8128,1 рублей в месяц.

      Уровень доходов влияет на покупательскую способность  населения, что имеет первоочередное значения для предприятий торговли и сферы услуг. Данную взаимосвязь и закономерность отражают прогнозные показатели по потребительскому рынку. Темп роста объемов проданных товаров в 2012 году составит 104,5% к уровню 2011 года, оборот общественного питания в  2012 году составит 104% к уровню 2011 года. Платные услуги населению в 2012 году  прогнозируются с ростом не превышающем 101,2%.

      В плане социального развития Опаринский район выглядит следующим образом.

      В 2010 году за введен дом в п.Латышский  общей площадью 100 кв.м . В 2011 году планируется  сдача дома в п.Опарино, общей площадью 200 кв.м. Планируемый ввод в эксплуатацию домов в 2012 году общей площадью 500 кв.м., будет осуществляться за счет средств населения.  Средняя обеспеченность жильем в 2011 году составит- 26 кв. м. на 1 чел., в 2012 году-26,7 кв.м. на 1 человека.

      Сеть  учреждений культуры и численность  специалистов культурно-досуговой  деятельности, количество коллективов  максимально сохранены и работают во всех сельских и городском поселениях. В 2010 году закрыт Латышский сельский клуб. В 2011 году планируется закрытие Шабурского сельского клуба МУК Стрельского СДК - библиотека. В 2012 году планируется закрытие Чурсьинского сельского клуба филиала МУК Опаринксий РКЦД. Книжный фонд библиотек уменьшается в связи со списанием устаревшей, ветхой литературы в МУК Опаринской ЦРБ, число читателей снизилось в результате закрытия Опаринской библиотеки-филиала.

      В районе имеется 1 историко-краеведческий  музей, расположенный в культурно-образовательном  центре п. Опарино. Основной фонд муниципального музея насчитывает 1780 единиц хранения и постоянно пополняется. В постоянных экспозициях представлено 90% основного фонда. Ежегодно в выставочной деятельности краеведческого музея используется до 50% основного фонда.

      На  территории Опаринского городского поселения в п. Опарино расположена музыкальная школа. Численность обучающихся в музыкальной школе составляет 75 человек. Численность преподавателей – 7 человек.

      В районе работают: 1 коррекционная школа, 6 средних общеобразовательных школ, 4 основных общеобразовательных школ, 1 начальная общеобразовательная школа, дом детского творчества п. Опарино с филиалом в п.Маромица, детская юношеско-спортивная школа,  11 детских дошкольных учреждений.

      В общеобразовательных школах района в 2010 г. обучалось 1142 учащихся.

      Все образовательные учреждения района – школы, детские сады, учреждения дополнительного образования - аттестованы и аккредитованы.

            На 01.01.2011 года сеть муниципальных  дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) Опаринского района представлена 11-ю детскими садами. Численность детей в учреждениях дошкольного образования составила 473 человек. Численность мест в дошкольных учреждениях образования значительно превышает численность детей в дошкольных образованиях. Это связано с особенностями территориально и дорожного устройства района, т.е. детские сады находится на значительном расстоянии друг от друга и базируется в каждом из поселений. Сокращение численности мест невозможно из-за большой удалённости друг от друга и расположением детских садов в типовых зданиях, рассчитанных на определённое количество мест.  По прогнозу на 2012 год численность детей, посещающих детские сады составит 466 человек.

      В 2011 в сети лечебных учреждений на территории района функционирует 1 больничное учреждение, 3 амбулаторно-поликлинических учреждения и 12 ФАПов. Обеспеченность населения медицинскими услугами неуклонно растет. Численность врачей составляет в 2010 году составила 12 человек, по оценке 2011 года – 15, в 2012 году прогнозируется -17. Численность среднего медицинского персонала в 2011 году составит 114 человек, в 2012 году планируется 112 человек. Число больничных коек составляет 81.  Немаловажным фактором закрепления врачебных кадров в сельской местности является покупка и закрепление в муниципальную собственность специализированного жилищного фонда для молодых специалистов. В 2011 году предоставлена муниципальная квартира врачу специалисту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В настоящее время Россия находится  в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

  • Неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;
  • Необходимость обеспечения активного, равноправного, реального участия населения России в управлении развитием ее социально-экономической сферы;
  • Необходимость усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности всего дееспособного населения соответствующей территории;
  • Необходимость преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся резервов территориальных образований.

     Все перечисленные проблемы находят  отражение и на местном уровне, что усугубляется и наличием в органах местного самоуправления собственных проблем.

     Поставленная  цель работы достигнута. С помощью  решения задач выявлены недостатки и разработаны предложения по их устранению. Для этого проанализированы роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования, в том числе структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района и само понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления. Исследование социально – экономического развития муниципального образования показало, что существуют ряд проблем. 

     Необходимо:

     - создать правовые возможности  для формирования малыми муниципальными образованиями объединенных администраций в целях экономии расходов на управление;

     - создать условия для межмуниципальной  кооперации в решении общих  задач;

     - повысить эффективность механизмов  государственного контроля и  надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;

     - усилить публичный контроль за  деятельностью местного самоуправления повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;

     - создать возможность формирования  бюджетов более высоких территориальных уровней управления (районов; административно-территориальных образований) за счет целевых отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов а также за счет целевых средств выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.

     Результаты  данной работы дают возможность оценить  различные аспекты управления социально – экономическим развитием муниципального образования Опаринского района, позволяют не только исследовать динамику уровня социально-экономического развития, но и выявить ключевые проблемы территорий и принимать адекватные им управленческие решения. Предлагаемый инструментарий обеспечивает совершенствование процесса управления развитием за счет выявления в деятельности других муниципальных образований положительного опыта, который может быть использован при разработке и реализации собственной политики. 
 

Информация о работе Совершенствования социально – экономического развития муниципальным образованием