Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:50, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить:
что такое Стабилизационный фонд;
выяснить является ли такой фонд чисто российским изобретением или такие фонды существуют не только у нас;
охарактеризовать подобные фонды в других странах (если они есть);
рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;
рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
проанализировать какие доходы приносит вложение средств;
показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.
И в заключении я хочу в данной работе изложить предложения о возможных путях использования средств Стабилизационного фонда.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава I. Стабилизационный фонд России……………………………………………5
Создание Стабилизационного фонда РФ, стабилизационные фонды других стран………………………………………………………………………..……5
Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ……………………6
Глава II. Распределение стабилизационного фонда РФ
2.1 Распределение средств в соответствии с законодательством ………………..9
2.2 Предложения по возможному использованию средств Стабилизационного фонда …………………………………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………………..13
Список литературы …………………………………………………………………….14
Приложения …………………………………………………………………………….15
Приложение 1
«Московские новости» №41 от 29 октября 2004 г.
Судьба госзаначки
Стабилизационный фонд - единственная
интрига бюджета будущего года. Судьба
огромной правительственной "заначки",
образовавшейся за счет крайне удачной
для России мировой конъюнктуры цен на
нефть, продолжает волновать всех участников
бюджетного процесса.
От Норвегии до Аляски
Первым идею стабилизационного фонда
вбросил в общество в начале 2001 года экономический
советник президента Андрей Илларионов.
Тогда она фигурировала под названием
"фонда будущих поколений". Идея эта
родилась не случайно: впервые по результатам
финансового года в России возник профицит
бюджета - доходы превысили расходы. Произошло
это благодаря тому, что на рубеже веков
резко поменялась мировая конъюнктура.
Цены на нефть начали стабильно расти,
что было весьма выгодно для нашей страны
- одного из крупнейших в мире экспортеров
нефти. В то же время власти были весьма
озабочены необходимостью выплаты в ближайшие
годы (особенно в 2003-м) колоссальных сумм
по внешнему долгу. Вот Илларионов и предложил
аккумулировать "конъюнктурные"
деньги (по сути дела, не заработанные,
а "упавшие с неба") в специальный
фонд, который тратился бы исключительно
на погашение внешнего долга.
Стабилизационный фонд или фонд будущих
поколений - отнюдь не российская выдумка.
По словам главного экономиста компании
"Тройка - Диалог" Евгения Гавриленкова,
подобные фонды созданы в целом ряде стран,
чья экономика зависит от экспорта. Классическим
примером является Норвегия, где Государственный
нефтяной фонд существует с 1990 года. Он
пополняется только в том случае, если
годовой бюджет страны сводится с профицитом.
При этом, какая часть доходов от нефтяной
отрасли будет направляться в фонд, обсуждается
ежегодно в ходе бюджетного процесса.
Судя по всему, в норвежской экономике
дела обстоят неплохо: размер фонда там
составляет 120 процентов от их годового
ВВП.
Гораздо хуже все складывается в Венесуэле,
где Стабилизационный фонд макроэкономики
был создан в 1998 году. В этой стране, в отличие
от нашей, существует государственная
нефтяная монополия. И к сегодняшнему
дню стабфонд уже весь растрачен: государство
не лучший собственник.
Интересен опыт Чили, которая живет экспортом
не нефти, а меди. Чилийский медный стабилизационный
фонд ведет свою историю с 1985 года и считается
весьма успешным проектом. Средства фонда
использовались там как для платежей по
госдолгу, так и для субсидирования внутренних
цен на бензин.
Существует свой стабилизационный фонд
и в штате Аляска (США). В нем уже собрано
26 млрд. долларов (при том, что население
штата - менее 700 тысяч человек). Этот фонд
категорически не распечатывается ради
инфраструктурных проектов, зато каждый
житель штата получает из него ежегодно
дополнительно 1000 долларов.
Пожалуй, из всего этого многообразного
мирового опыта вывод можно сделать один
- стабилизационный фонд необходим России
при экспортной ориентации нашей экономики.
А вот до какой степени его наполнять и
на что его расходовать - ответ на этот
вопрос нам придется искать самостоятельно.
На зависть героям.
По словам депутата Госдумы Михаила
Задорнова, несмотря на поддержку идеи
со стороны президента и большинства
депутатов, правительство на протяжении
двух лет сопротивлялось созданию стабфонда.
Оно предпочитало хранить "лишние"
деньги на счетах Минфина просто как свободные
остатки средств. Правительству было выгодно
иметь такой финансовый резерв, которым
можно распоряжаться фактически по своему
усмотрению без каких-то жестких, установленных
законом правил. Однако в 2002 году депутаты
инициировали собственный вариант законопроекта
о стабфонде, и правительство больше не
могло игнорировать эту инициативу. С
начала нынешнего года стабфонд обрел
законный статус.
Михаил Задорнов назвал "МН" три источника
его пополнения. Главный из них - это поступления
экспортных пошлин и налога на добычу
природных ресурсов, при условии, что мировая
цена нефти превышает базовую (за нее взят
уровень в 20 долларов за баррель российской
нефти). Второй источник - свободные остатки
на счетах правительства на конец года.
И третий - доходы от размещения стабилизационного
фонда, поскольку по закону эти средства
инвестируются - размещаются в долговых
обязательствах иностранных государств,
перечень которых утверждается правительством.
Прикидывая размеры стабилизационного
фонда на нынешний год, Минфин исходил
из весьма консервативных оценок - прежде
всего мировой цены на нефть. Соответственно,
когда проект нынешнего года утверждался,
считалось, что стабфонд наполнится к
концу декабря на 83 миллиарда рублей. Однако
цена на нефть в течение всего года, а вместе
с ней и поступления в стабфонд, росли
такими темпами, что герои первых пятилеток
обзавидовались бы. Еще в середине года
Михаил Задорнов прогнозировал его наполняемость
в размере 250 млрд. рублей. Последние же
корректировки дают еще более фантастическую
сумму - 397 млрд. рублей на конец года. Возможно,
что и этот рубеж будет перекрыт: сейчас
цена за баррель нефти - 55 долларов, а специалисты
ОПЕК всерьез прогнозируют в ближайшей
перспективе 80 долларов.
Размер имеет значение
Между тем размер стабилизационного
фонда имеет значение. Как поясняет
Михаил Задорнов, закон гласит: до того
момента, пока в фонде не будет 500
млрд. рублей, его распечатывать вообще
нельзя, а когда этот рубеж будет пройден,
тогда уже можно обсуждать, на что расходовать
средства фонда. По всем расчетам рубеж
в 500 млрд. будет достигнут в начале следующего
года, а к концу 2005-го в правительственном
загашнике может лежать уже триллион рублей.
Главный вопрос - что с ним делать и надо
ли вообще его трогать?
Специалисты и ответственные лица не проявляют
единства в ответе на этот вопрос. Министерство
финансов упорно не желает тратить стабфонд
и не дает другим. Понять Алексея Кудрина
можно: в стране переизбыток денежной
массы. А куда ее девать, ни его ведомство,
ни Центробанк не придумали. А ведь "лишние"
деньги в экономике - прямая угроза роста
инфляции, которая и без того не маленькая.
А президент за инфляцию спрашивает - так
можно и кресла лишиться! Заначка же стабилизационного
фонда - отличный способ стерилизации
денежной массы!
У Минэкономразвития другая забота - экономический
рост. А для его реализации нужны масштабные
проекты. Вот ведомство Грефа на всякий
случай разрабатывает проект нефтепровода
к берегам Северного Ледовитого океана,
строительство которого обойдется во
много миллиардов долларов. А взять эти
миллиарды предлагается аккурат из стабфонда.
Что ж, нефтяная труба - не худший вариант
вложения средств. Одна беда: государственные
чиновники умеют делать так, чтобы бюджетные
деньги прилипали к их рукам. Так что на
кого поработает этот нефтепровод - на
будущие поколения или на нынешних чиновников,
- вопрос риторический...
Михаил Задорнов считает возможным тратить
избыточные средства стабфонда на решение
стратегических задач, непосредственно
связанных с интересами населения. Например,
они могли бы выступать в качестве гарантии
при ипотечном жилищном кредитовании,
в котором заинтересованы миллионы семей,
или при переселении граждан из северных
регионов. Однако пока что таких программ
в разработанном виде не существует.
Что остается? Может быть, как раз тот вариант,
от которого шарахается правительство,
- осуществить за счет средств стабфонда
выплаты бюджетникам, пенсионерам и неимущим?
По крайней мере, тогда эти деньги не будут
ни заморожены, ни разворованы, а дойдут
непосредственно до тех, кому они нужнее
всего. У противников такого варианта
два главных аргумента. Первый - если деньги
делить на всех, то всем достанется по
чуть-чуть. Что ж, если, скажем, 500 миллиардов
рублей разделить на 40 миллионов живущих
за чертой бедности, каждому достанется
12 с лишним тысяч рублей. Вряд ли такую
прибавку можно считать незначительной
для людей, получающих 1,5 - 2 тысячи рублей
в месяц.
Второй аргумент - ускорится инфляция,
которая, мол, обесценит все дополнительные
поступления. То, что инфляция скакнет,
- сомнений нет. Но вот то, что она съест
все выплаты, - не факт. Все-таки на дворе
не девяностые годы, и инфляция давно уже
не измеряется сотнями процентов в год.
Известный экономист Евгений Ясин считает,
что правительство должно пойти на такой
структурный маневр: резко поднять зарплаты
и пенсии в стране - даже за счет некоторого
ускорения инфляции. Зато этот шаг может
установить абсолютно новый уровень жизни
и доходов населения.
Вице-премьер Александр Жуков любит сравнивать
стабилизационный фонд с теми запасами,
которые каждая семья делает "на черный
день". Так вот, трудно представить себе
семью, которая копит деньги - при том,
что, скажем, дети там недоедают. У нас
же в стране складывается как раз такая
ситуация. При этом правительство много
и охотно рассуждает о социальной ответственности
большого бизнеса. Но где же ответственность
государства перед своими гражданами?
Ведь благодаря исключительно удачной
мировой конъюнктуре главным олигархом
у нас сегодня является не Абрамович с
его замками и яхтами, а государство со
100-миллиардными (в долларах) золотовалютными
резервами и триллионным (в рублях) стабилизационным
фондом. Делиться надо!
Приложение
2
«Российская Бизнес – газета» №520 от 23 августа 2005 г.
В начале августа цена золота с немедленной поставкой выросла на 0,8 процента - до 449,6 доллара за унцию. Это самый высокий показатель с 8 декабря 2004 года. Согласно прогнозам к концу года золото может достичь 500 долларов за унцию, если доллар продолжит падение. Кроме того, ожидается увеличение спроса на ювелирную продукцию в III - IV кварталах, когда потенциальные покупатели вернутся из летних отпусков.
Платина, следуя за золотом, обновила максимум 15 месяцев на уровне 923 доллара за унцию. Серебро подорожало с 7,15 доллара до 7,21.
По прогнозам в 2005 году производство золота в России (добыча плюс производство попутного и вторичного золота) возрастет на 1,4 процента и достигнет 183 тонн, прогнозирует председатель Союза золотопромышленников Валерий Брайко. По его словам, в частности, добыча золота на 2005 год ожидается в объеме 161 тонны, производство попутного золота - 10,5 тонны, производство вторичного золота - 11,5 тонны.
В дальнейшем ожидается слабое падение добычи из-за сокращения запасов россыпного золота. По сообщению председателя Союза старателей России Виктора Таракановского, россыпная добыча золота в России в 2004 году составила 48 процентов от общей добычи золота. Лидерами россыпной золотодобычи являются Иркутская (около 15 тонн) и Магаданская (около 12 тонн) области. Имеющиеся запасы россыпного золота позволяют Иркутской области сохранить существующий объем золотодобычи в течение 7-8 лет. Однако при условии развития новых россыпных и подземных месторождений, а также внедрения новых технологий Иркутская область может прирастить объем добычи и сохранить его в ближайшие 10-12 лет.
Что касается россыпных месторождений Магаданской области, то ее развитие напрямую зависит от внутренних цен на энергоносители, топливо и запасные части. При условии если эти цены будут стабильны, область сохранит объем россыпной золотодобычи на прежнем уровне. Также имеют реальные возможности сохранить в ближайшие годы объемы россыпной золотодобычи такие регионы, как Читинская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Тыва, Приморский край и Амурская область. Снижение добычи россыпного золота возможно в Уральском регионе и в Красноярском крае.
Республика Саха (Якутия) планирует в 2005 году увеличить общее производство золота на 4,57 процента, до 21,33 тонны. Увеличение произойдет за счет предприятий южной Якутии, доля которых в общереспубликанском производстве золота составляет порядка 64 процентов. Драгоценный металл добывают здесь 23 недропользователя. Значительного увеличения объемов производства золота в республике ожидают с 2006 года, когда будет введено в промышленное производство крупнейшее в регионе Нежданинское месторождение, запасы которого составляют 13,9 миллиона тройских унций золота (порядка 430 тонн), а общие запасы составляют 28 миллионов унций. До 2010 года за счет коренных месторождений золота рост его добычи и производства может составить до 10 процентов ежегодно. Способствовать увеличению добычи драгоценных металлов будут инвестиции в проведение геологоразведочных работ, которые на 2005 год составят 3,1 миллиарда рублей.
Между тем общее мировое потребление золота в 2004 году выросло из-за экономического роста в Индии, США и Китае, а также из-за действий инвесторов, которые пытались застраховаться от ослабления доллара, сообщает Мировой совет по золоту (World Gold Council). Промышленный и ювелирный спрос на золото вырос на 5 процентов и достиг 3179 тонн.
Суммарное количество золота, добытого из недр земли в исторически обозримый период, по оценкам специалистов, превышает 135 тысяч тонн. Причем более 40 процентов этого количества представлено ювелирными изделиями, 30 процентов сосредоточено в государственных резервах, почти 20 процентов находится на хранении в виде слитков и монет) и только 10 процентов используется промышленностью в технических и технологических целях.
Золотые слитки, инвестиционные и памятные монеты могут стать альтернативным средством для сбережения накоплений. Инвестиционные монеты выпускаются большими тиражами - более миллиона штук. Стоимость варьируется от 160 рублей за небольшую серебряную монету до 500 тысяч за килограммовую золотую. Тех, кто намерен купить слитки или монеты, эксперты предупреждают, что этот вклад не гарантирует фиксированный доход. Прибыль растет вместе с ценами на металл. А цена на золото не только растет, но иногда и падает. Так что лучше придерживаться проверенной мудрости: не хранить все яйца в одной корзине.
Россияне предпочитают золотые червонцы. Операции с ними освобождены от уплаты НДС. Наличие двусторонних котировок (цен покупки и продажи) червонца обеспечивает ликвидность этого финансового инструмента.
Слитки
у нас купить можно далеко не в
каждом банке и продать тоже. Хранить
их тоже проблема, но можно и не хранить,
а открыть в банке обезличенный "золотой
счет". При оформлении счета указывается
лишь количество металла без номера слитка.
Для открытия "золотого счета" слиток
покупать необязательно, достаточно внести
определенную сумму в рублях, и на металлический
счет будет зачислено количество золота,
эквивалентное рублевой наличности по
текущему курсу продажи драгметаллов.
Приложение 3
«Политический журнал» №15 -16 (158 – 159) от 21 мая 2007 г.
В своем последнем Послании Федеральному собранию президент объявил о новом курсе государственной политики социально-экономического развития страны. Можно, конечно, сетовать на потерянные годы упущенных возможностей, но более актуальным является вопрос, будет ли этот курс реализован. Ведь партия власти и представляющее ее правительство не изменились. |
Совсем
недавно эти люди блокировали
даже обсуждение идей, которые сейчас
объявлены президентом в
Судить об этом можно по внесенному правительством в ГД проекту федерального бюджета на трехлетнюю перспективу. Ниже он анализируется с точки зрения соответствия поставленным президентом задачам социально-экономического развития страны. При этом первым возникает вопрос: что изменилось в бюджетной политике федеральной власти?
Изменения в правильном направлении
Главное, что отличает представленный правительством проект бюджета от реализовывавшейся до сих пор стратегии, – отказ от профицита и реализация принципа сбалансированности расходов и доходов бюджета, на котором мы настаивали все последние годы. Вывоз нефтегазовых доходов за рубеж фактически прекращается – с 8% ВВП в прошлом году до 0,6–0,7% ВВП в предстоящую трехлетку. В результате расходы федерального бюджета вырастут в реальном выражении на 9,3% и достигнут 18,8% ВВП. Однако, согласно представленному правительством прогнозу, это не переломит тенденцию снижения темпов экономического роста – прогнозируемый в будущем году темп прироста ВВП опустится с 6,7% в прошлом году и 6,5%, ожидаемых в текущем году, до 6,1%.
Тем не менее можно констатировать, что партия власти вняла нашей критике и прекратила политику искусственного торможения экономического роста путем замораживания нефтегазовых доходов в стабфонде и вывоза их за рубеж. Правда, этот шаг выглядит в бюджетных проектировках как вынужденная уступка, представленная в форме «нефтегазового трансферта» на покрытие «нефтегазового дефицита бюджета» в 5–6% ВВП. Как будто нефтегазовые доходы принадлежат не нам, а неведомым наднациональным силам, которые смилостивились умерить свои претензии на российские нефтедоллары на ближайшие три года. В дальнейшем прежнюю политику откачивания «избыточных», с точки зрения разработчиков бюджета, нефтедолларов планируется продолжить – нам разрешается брать из этого источника не более 3,7% ВВП. Обосновывается это тезисом о необходимости создания резервного фонда для компенсации «выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при снижении мировых цен на энергоресурсы». При этом приводится весьма надуманная методика расчета нормативной величины резервного фонда в 10% ВВП, исходя из ничем не обоснованной гипотезы о снижении цены нефти до средней за последнее десятилетие.