Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Ключевые слова: налоги, трансферты, расходы, доходы, правительство, инфляция, безработица.
Цель работы – определить, что представляет из себя фискальная политика, выявить её предназначение, определить её цели и инструменты, с помощью которых она действует и, наконец, проанализировать действия фискальной политики в современных условиях.

Содержание

Введение .............................................................................................. 4
1. Понятие фискальной политики, её цели, инструменты и виды .. 6
2. Влияние фискальной политики на государственный бюджет .... 20
3. Перспективы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы ............. 24
Заключение ........................................................................................... 27
Библиографический список ................................................................ 28
Приложение А ...................................................................................... 29
Приложение Б ..................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 192.18 Кб (Скачать документ)

 

Рассмотрим механизм действия автоматического стабилизатора

Если экономика находится в  фазе циклического подъема Y2>Y0 , то, вследствие увеличения доходов, происходит автоматическое увеличение налогов, т.к. величина налоговых поступлений зависит от автономных налогов (Та)  и налогов, являющихся зависимыми от величины доходов (tY). Одновременно с этим, вследствие увеличения занятости, происходит снижение госрасходов. И все это приводит к образованию бюджетного излишка и сдерживанию инфляции.

 

 

Рисунок 2.5 – Действие встроенного  стабилизатора

 

Если же экономика испытывает спад Y0>Y1 , то уменьшаются налоги, и возрастают государственные расходы. В результате этого образуется бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов  и излишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и расходной  функций. Угол наклона налоговой  функции Т определяется величиной  предельной налоговой ставки t , а угол наклона функции государственных расходов G – величиной  , которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величин величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все  государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t, и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т`  величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

В настоящее время автопилот  может держать самолет почти  стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот  должен снова взять штурвал. Еще  никто не нашел приспособления, обладающего  всей гибкостью человека. Точно так  же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор  конституционных процедур, которые  исключили бы необходимость проведения дискреционной политики. [4, C. 303]

 

 

 

Фискальная политика, направленная на совокупное предложение

Крайне неустойчивое, медленное  с частыми спадами и  высоким  уровнем инфляции развитие экономики  ряда ведущих западных стран в 60-70-е  годы породило кризис кейнсианского  регулирования. В начале 80-х годов  Рейган в США и Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную  экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления  в экономической теории. Данное направление  получило название экономики теории предложения.

Теория экономики предложения  базируется на принципах неоклассической  теории о внутренней устойчивости капиталистической  системы, основанной на совершенной  конкуренции. В качестве движущей силы экономического роста сторонники этой теории выдвигают на первое место  норму чистой прибыли на капитал, т.е. прибыли за вычетом налогов. В центр анализа они помещают индивидуума, экономическая деятельность которого определяется его предпочтениями, субъективными мотивами и стимулами.

Теория предложения в отличие  от кейнсианского подхода к фискальной политике рассматривает последствия  влияния мероприятий государства  на  предложение факторов производства, а не на совокупный спрос.

Важнейшим постулатом теории предложения  является утверждение, что изменение  налогов и государственных расходов влияет вначале на относительные  цены, т.е. цены одних товаров или  производственных факторов по отношению  к другим, а уже это ведет  к изменениям в доходах. Фискальная политика действительно влияет практически  на все относительные цены. Но особое значение в теории предложения придается  воздействию государства на относительную  ценность для индивидуумов, во-первых, труда и досуга, и, во-вторых, процессов  сбережения и потребления. Только после  того, как экономические агенты отреагируют  определенным образом на изменение  относительных цен, меняются их доходы. Подоходный налог и налог по социальному  страхованию взимаются с дохода от труда, но они не взимаются с  благ от досуга. Поэтому уменьшение ставки заработной платы вследствие взимания налогов приводит к уменьшению стоимости досуга по сравнению со стоимостью труда и к возникновению  эффекта замещения, т.е. сокращению времени работы и увеличению продолжительности  досуга. Точно так же налоговая  система увеличивает стоимость  сбережения по отношению к стоимости  текущего потребления, так как потребление  практически не облагается налогом, а доход от сбережений в момент его реализации облагается.

Стоит сказать и о влиянии  на относительные цены государственных  расходов в интерпритации теории предложения. Резким нападкам подвергаются различные социальные программы, и  в первую очередь – выплата  пособий по безработице. Их рассматривают  как «негативный налог на досуг», поощряющий его и уменьшающий  потери от неучастия в производстве, что вызывает сдвиг в использовании  времени и ресурсов в сторону увеличения досуга. Отсюда сторонники теории предложения делают вывод, что пособия по безработице увеличивает её в периоды экономических спадов и сдерживает рост занятости  во время экономического роста. Значительное влияние оказывают некоторые государственные расходы и на  относительную ценность сбережения и потребления. Такие государственные расходы, по их мнению, способствуют сокращению сбережений, так как при принятии экономических решений  позволяют рассчитывать на помощь государства. К таким госрасходам они относят: субсидии промышленным предприятиям, правительственное гарантирование кредита, финансирование научно-технических исследований, расходы на развитие инфраструктуры.

Все это подтверждает, что важнейшим  отличием теории предложения от кейнсианской является утверждение о первичном воздействии мероприятий фискальной политики не на доходы экономических агентов, а на относительные цены.

Помимо этого существуют и другие различия. Одним из таких отличий  является утверждение сторонников  экономики предложения о том, что в основу нужно ставить  не расходы, а сбережения, в которых  они видят главный фактор, определяющий накопление капитала. В связи с  этим они выступают за увеличение сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.

Другая черта экономики предложения  – выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Причем политики, использующей иные методы и  осуществляющей иные цели, нежели кейнсианская.

Сторонники экономики предложения  утверждают, что для решения экономических  проблем, достижения долгосрочного  неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного  и целенаправленного снижения налогов. Значение, придаваемое в теории экономики  предложения налогам, нашло отражение  в  кривой Лаффера.

 

 

Рисунок 2.6 – Кривая Лаффера

 

Согласно кривой Лаффера увеличение налоговой ставки до уровня te будет обеспечивать  увеличение налоговых поступлений, максимум которых достигается в Те. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки подорвет стимулы к производству. В итоге величина национального дохода, облагаемого налогом, будет падать так быстро, что, не смотря на рост налоговой ставки, сумма налоговых поступлений станет сокращаться.

Кривая Лаффера используется сторонниками теории экономики предложения для  доказательства утверждения о том, что результатом сокращения налоговых  ставок явится не уменьшение, а увеличение общих налоговых поступлений. И  от сюда они делают вывод о том, что наряду со стимулированием экономического роста и деловой активности с помощью радикального облегчения налогового бремени может быть решена и проблема государственных доходов.

Сторонники теории экономики предложения, из-за расхождений с кейнсианством, дают совершенно иные рекомендации по проведению фискальной политики.

Они утверждают, что изменения в  налоговой структуре, даже те, которые  не влекут за собой изменения общей  суммы налогов, могут оказать  значительное влияние на  общий  уровень и структуру экономической  активности. Главной переменной они  считают  предельные ставки, так  как именно они влияют на относительные  цены, стимулы и экономическое  поведение индивидуумов, воздействуя  на выбор и распределение ресурсов и, следовательно, на реальную экономическую  активность. Поскольку изменение  предельных налоговых ставок может  произойти без изменения общей  суммы налоговых обязательств населения, то цели экономической политики могут  быть достигнуты и без изменения  бюджетной позиции, т.е. образования  дефицита или профицита. Поэтому альтернативу кейнсианской фискальной политике сторонники экономики предложения усматривают в сокращении предельных налоговых ставок на прибыль корпораций и личные доходы.

Эффективность снижения налогов, по утверждению  сторонников теории экономики предложения, в значительной степени зависит  от «набора» мероприятий фискальной политики. Так как любое мероприятие по стимулированию предложения производственных ресурсов оказывает воздействие и на совокупный спрос, то конечный результат этих мероприятий определяется взаимодействием эффекта дохода, который подразумевает возрастание доходов экономических агентов вследствие снижения налогов, и который тем самым ведет к снижению желания участвовать в производственной деятельности, и эффекта замещения, который напротив предполагает замещение досуга трудом вследствие увеличения стоимости труда. Другой важный элемент фискальной политики - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Сокращение государственных расходов, равное по величине возможному снижению налоговых поступлений в бюджет из-за снижения налоговых ставок, оставит в распоряжении экономических агентов примерно тот же доход, что и раньше. При этом объектом при сокращении государственных расходов являются социальные расходы,  так как именно их сторонники теории экономики предложения рассматривают как главный дестимулятор трудовых усилий и сбережений. По мнению сторонников экономики предложения, такая комбинация мероприятий фискальной политики должна обеспечить долговременный неинфляционный экономический рост, который и является главной целью экономической политики.[7, C. 523]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Влияние фискальной политики на государственный бюджет

 

Так как основным показателем эффективности  применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит  рассмотреть влияние различных  инструментов фискальной политики  на этот показатель.

Государственный бюджет – смета доходов  и  расходов  государства  на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием  источников поступления  государственных  доходов  и  направлений  расходования  средств.

 

Случай с отсутствием налоговой  ставки

В данном случае примем, что налоговая  ставка  равна нулю, т.е. объем  налоговых поступлений зависит  только от автономных налогов и не является функцией от дохода. Будем  рассматривать влияние отдельных  инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме.

Рассмотрим влияние увеличения государственных закупок на состояние  государственного бюджета. Так как  государственные закупки относятся  к числу государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии  следует говорить об образовании  дефицита государственного бюджета  вследствие их увеличения. И сразу  встает вопрос, какого размера возникает  дефицит?  Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях:  увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.

Влияние изменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можно рассматривать  на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения  автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а  трансфертные платежи – на его  расходную часть.  Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

Информация о работе Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика: теория и практика