Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Ключевые слова: налоги, трансферты, расходы, доходы, правительство, инфляция, безработица.
Цель работы – определить, что представляет из себя фискальная политика, выявить её предназначение, определить её цели и инструменты, с помощью которых она действует и, наконец, проанализировать действия фискальной политики в современных условиях.

Содержание

Введение .............................................................................................. 4
1. Понятие фискальной политики, её цели, инструменты и виды .. 6
2. Влияние фискальной политики на государственный бюджет .... 20
3. Перспективы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы ............. 24
Заключение ........................................................................................... 27
Библиографический список ................................................................ 28
Приложение А ...................................................................................... 29
Приложение Б ..................................................................................... 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 192.18 Кб (Скачать документ)

Механизм воздействия увеличения  автономных налогов на состояние  государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим  образом:  увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.

Можно сделать вывод, что в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета  или его профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики.

Случай, когда налоговая ставка не равна нулю.

Данный анализ позволяет взглянуть  на данную проблему более реалистично, так как в современной экономике  практически  всегда присутствует налоговая  ставка.

Рассмотрим воздействие государственных  закупок на состояние государственного бюджета с учетом того, что налоговая  ставка присутствует. Для наглядности  рассмотрим рисунок 7.

Предположим, что правительство решило увеличить  объем государственных закупок. Данное мероприятие увеличивает  совокупные расходы АЕ на величину G. Под действием мультипликатора государственных расходов, учитывающего налоговую ставку, национальный доход увеличивается на величину Y. При наличии налоговой ставки величина налоговых поступлений становится функцией от дохода, вследствие чего возрастают налоговые поступления в бюджет на величину T. Следовательно, дефицит государственного бюджета будет меньше той суммы, на которую были увеличены расходы государственного бюджета, т.е. величины увеличения государственных закупок.

 

 

Рисунок 3.1 - Влияние увеличения госзакупок на дефицит госбюджета

 

В итоге дефицит государственного бюджета будет равен разнице  между величиной увеличения государственных  закупок и той дополнительной суммой налоговых поступлений, которая  поступила в госбюджет вследствие увеличения национального дохода. Для того чтобы упростить расчеты обычно применяют так называемый мультипликатор влияния государственных закупок на сальдо государственного бюджета. Его можно рассчитать следующим образом:

B=B2-B1=T-G=Y*t-G=G*KG*t-G=G*(KG*t-1),

где KG*-сложный мультипликатор госзакупок.

(KG* t-1)- это и есть мультипликатор влияния государственных закупок на сальдо государственного бюджета. Этот мультипликатор меньше единицы и это показывает, что при увеличении госзакупок возникающий дефицит госбюджета меньше величины их изменения, а при сокращении госзакупок - профицит будет так же меньше суммы снижения госзакупок.

Влияние изменения автономных налогов  при неизменном фискальном воздействии  по принципу своего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

 Рассмотрим схему воздействия  увеличения автономных налогов  на госбюджет. Предположим, что  правительство планирует увеличить  сборы автономных налогов на  величину T. Но данное увеличение автономных налогов означает, что произойдет снижение совокупных расходов и объема национального дохода, вследствие чего, из-за наличия налоговой ставки, фактическая величина увеличения налоговых поступлений T` будет меньше планируемой T.  Из этого следует, что величина положительного сальдо государственного бюджета будет меньше чем  планировалось.  Для автономных налогов также существует свой мультипликатор влияния на сальдо госбюджета, который равен: (1+tKT*), где KT* - это сложный мультипликатор автономных налогов, который учитывает налоговую ставку.

 

 

Рисунок 3.2 - Влияние увеличения автономных налогов на состояние госбюджета

 

 

Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие  на состояние государственного бюджета как и госзакупки с различием только в силе  данного воздействия. Это различие вытекает из  формул ложных  мультипликаторов.

Влияние изменения ставки подоходного  налога по своему принципу аналогично изменению автономных налогов. Например, при увеличении ставки подоходного  налога, также фактически возникающий  профицит госбюджета будет меньше планируемого и наоборот. Стоит только рассмотреть силу данного влияния, т.е. вывести формулу мультипликатора влияния изменения ставки налога на сальдо госбюджета. Математический вывод данной формулы выглядит следующим образом:

B = B1 - B2 = ( T + t2 Y2 ) - ( T + t1 Y1 ) =

т.к. Y2 = Y1 + t * Y1 * KT* то = Y1 * t2 + t2 * t Y1 * KT* - t1 * Y1 =

Y1 * ( t2 + t2 * t * KT* - t1 ) = Y1 * ( t + t2 * t * KT* ) = Y1 * t * ( 1 + t2 * KT* )

В итоге получается, что (1 + t2 * KT*) – это и есть мультипликатор влияния изменения налоговой ставки на состояние госбюджета. [8, C. 340]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы

 

В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней  в расчете на душу населения превысят 6.906 тыс. рублей, а к 2010 году – достигнут 8.588 тыс. рублей.

Фактически  за эти средства общество «приобретает»  у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все  то, что не может быть  предоставлено   рынком и оплачено каждым гражданином  по отдельности.

Граждане  и как налогоплательщики, и как  потребители общественных услуг  должны быть уверены в том, что  передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые  результаты как для общества в  целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000–х. годов восстановлением долгосрочной  сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы  путем:

- разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий  объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;

- создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен  на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;

- стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных. трансфертов;

- развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

Это позволило  обеспечить прозрачность и подотчетность  формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность  бюджетной отчетности. Установился  жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Основные  задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008-2010годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

 

• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

• обеспечение исполнения расходных обязательств;

• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

•  повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

• содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение  уровня жизни населения  и  выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных  отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого  развития страны.

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (приложение А, табл. 1.1) и субъектам бюджетного планирования (приложение А, табл. 1.2) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

Крупнейшими  направлениями расходов федерального бюджета в 2008–2010 годах будут трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного  обеспечения (20,4%), трансферты региональным бюджетам (14,0%), национальная оборона (14,6%) и национальная безопасность (11,7%). На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть  которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей.

Общими  факторами формирования бюджетных  расходов являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсий, рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных  проектов, программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений  и развитие инновационных отраслей науки и промышленности.

 

Повышение качества и конкурентоспособности  налоговой системы

Правительством  Российской Федерации проводится налоговая  политика, ориентированная на дальнейшее снижение налогового бремени, стимулирование выхода экономики из тени и опережающего развития инновационных отраслей.

В среднесрочной перспективе планируется реализовать следующие цели налоговой политики:

• отказ  от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается  с повестки дня 

вопрос  дальнейшего снижения налоговой  нагрузки на экономику, которое  будет  возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы.

• унификация налоговых ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы  в международные налоговые отношения.

К основным направлениям налоговой политики в 2008–2010 годах относятся: контроль за трансфертным ценообразованием, введение  института консолидированной налоговой  отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, введение системы  регистрации налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, индексация ставок акцизов, введение налога на недвижимость, совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц, совершенствование  налога на добычу полезных ископаемых, совершенствование налогообложения  некоммерческих организаций (Приложение Б). [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Итак, из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

1. Стимулирующая и сдерживающая  фискальная политика – очень  сильное оружие, оно оказывает  огромное влияние на государственный  бюджет и на экономику в  целом, а именно:

- стабилизирует экономический  рост;

- пытается обеспечить полную  занятость;

- стабилизирует уровень цен.

2. Наиболее  значительными  инструментами  фискального  воздействия являются налоги и государственные  закупки.  В  периоды  спада  производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать  и то и другое, т.е. проводить стимулирующую  (экспансионистскую)  политику.  В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую  (  рестрикционистскую )  фискальную  политику.  Она заключается в   сокращении   государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

Информация о работе Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика: теория и практика