Структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры. Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты сущности рынка и его структуры
1.1. Рынок: сущность, функции и структура
1.2. Основные типы рыночных структур
1.3. Инфраструктура рынка и её элементы
2. Анализ инфраструктуры рынка в России
2.1. Состояние инфраструктуры рынка в России
2.2. Проблемы инфраструктуры рынка в России
2.3. Направления совершенствования инфраструктуры рынка в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая раб..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

         Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

     -формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

     -структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

     -особенностями сферы товарного обращения;

     -уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

     -видами торговли, используемыми в стране.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

     -рынки благ и услуг;

     -рынки средств производства;

     -рынки научно-технических разработок;

     -рынки ценных бумаг;

     -рынки рабочей силы.

     Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

      Рынки можно классифицировать по товарным группам:

     -рынки товаров производственного назначения;

     -товаров народного потребления; продовольственных товаров;

     -рынки сырья и материалов и т. д.

     Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

     Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

     -внутрирегиональные;

     -межрегиональные;

     -республиканские;

     -межреспубликанские;

     -международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

      По степени ограничения конкуренции различают:

     а) монопольный;

     б) олигопольный;

     в) межотраслевые рынки.

     По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

     -рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

     -рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

     -рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

     С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

     -легальные, официальные:

     -нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

     Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

     -товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары:

     -рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;

     -рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

     -рынки недвижимости;

     -орудий труда;

     -сырья и материалов;

     -энергетических ресурсов;

     -полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

     -рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

     -кредитные рынки;

     -рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

     - валютно-денежные рынки.

     Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

     Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

     Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

     Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

Географические:

     - по регионам;

     - по административному делению;

     - по плотности населения;

     - по климатическим условиям;

Демографические:

     - группировка населения по возрасту;

     - по полу;

     - размеру семьи;

     - по уровню дохода;

     - по профессиональному составу;

     - по уровню образования; по религиозной принадлежности;

     - по национальному составу.

Психографические:

     - группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

     - по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

     - по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.

Поведенческие:

     - приобретение товаров носит случайный характер;

     - поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

     - статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:

     - эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.

     В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

     В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

     Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

     Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь. 
 
 

1.2. Основные типы рыночных структур

     

         Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

     Классификация структуры рынка базируется на определении  количества продавцов и природы  продукта.

     Таблица 1- Классификация рыночных структур 

Природа продукта      Количество  продавцов
     один      несколько      Много
Однородные  продукты Чистая монополия Однородная    олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные  продукты        Дифференцированная  олигополия Монополистическая конкуренция

 

         Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы.

Основные  черты совершенной конкуренции:

1.Большое  число независимо действующих  продавцов;

2.Стандартизированный товар;

3.Отсутствие  контроля над ценой со стороны  отдельного продавца;

4.Свободный  вход и выход из отрасли;

5.Отсутствие  неценовой конкуренции.

       Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Черты чистой монополии:

1.Единственный продавец;

2.Тип товара уникален – нет близких заменителей;

3.Контроль над ценой;

4.Вступление в отрасль заблокировано.

     Это довольно необычно, но чистая монополия  чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если вы посещаете колледж в маленьком городе, то там может оказаться только один продавец учебников для колледжа. У книжного магазина была бы местная монополия на продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка