Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры. Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики.
Введение
1.Теоретические аспекты сущности рынка и его структуры
1.1. Рынок: сущность, функции и структура
1.2. Основные типы рыночных структур
1.3. Инфраструктура рынка и её элементы
2. Анализ инфраструктуры рынка в России
2.1. Состояние инфраструктуры рынка в России
2.2. Проблемы инфраструктуры рынка в России
2.3. Направления совершенствования инфраструктуры рынка в России
Заключение
Список использованных источников
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.
В связи с этим следует провести целевую переориентацию рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.
Также
необходимо провести укрупнение структур
фондового рынка, т.к. в России количество
фондовых и товарно-фондовых бирж в несколько
раз больше, чем в развитых странах, что
при слабости финансовых и информационных
связей ведет к раздробленности фондового
рынка.
2.2.Проблемы инфраструктуры рынка в России
Проблемы с инфраструктурой в России существуют с давних пор: афоризм о низком качестве российских дорог был придуман еще до появления автомобилей; и он не потерял своей актуальности до сих пор.
Самая очевидная проблема России — это то, что объекты инфраструктуры, сохранившиеся с советских времён, ветшают и вскоре их нельзя будет обслуживать. Практически всё, что есть в стране, требует массированных капиталовложений.
Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. "Освобождение цен", жесткая финансовая и кредитная политика ("монетаристские меры", "шоковая терапия") повлияли на всю атмосферу экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.
Вместе с тем действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен "съедается" излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения.
Великая миссия монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в "регулировании" цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций. Но они лишь подготавливают условия для перехода к эффективной рыночной экономике, но сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили, монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику в свободную, конкурентную, рыночную. В обстановке "дефицита денег", особенно в условиях огосударствленного хозяйства "ничейной" собственности, всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой политики, они толкают к жажде "быстрой наживы" - главным образом путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж.
Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более реформирования всей экономики и ее сердцевины - производства, возникает соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная власть в таких условиях из "распределителя материалов и сырья" превращается в "распределителя денег и кредитов". И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции.
Нигде на "Западе", да вообще нигде в мире, рыночная экономика не формировалась в условиях, когда в ней доминирует государственная, казенная собственность. Опыт совершенно иной: казенные предприятия ряда западно-европейских и азиатских стран порой включаются в экономические отношения, но - наравне с предприятиями - частными собственниками, притом в условиях, когда рыночная экономика уже сложилась и безотказно функционирует, а казенные предприятия заведомо котируются как убыточные, бременем лежащие на налогоплательщиках. Прямое же вмешательство власти в экономику, хотя и может дать известный, подчас впечатляющий эффект (в особенности если формируется значительная государственная собственность), неизбежно нарушает естественные связи в самой основе товарно-рыночных отношений, сопряжено с усилением бюрократии, ее мощи. Следует обратить внимание на следующие моменты: во-первых, бюрократическая государственная собственность, сложившаяся в советском обществе, неотделима от тоталитарного режима; во-вторых, "корректировка" реформ, направленная на усиление государственных начал в экономике, неизбежно ведет к их разрушению, а в историческом измерении - к утрате перспективы перехода к развитой рыночной экономике.
Проводимые в России экономические реформы объявлены радикальными. Но никакого "радикализма" в самих реформах, призванных сформировать и "запустить" современное рыночное хозяйство, не состоялось, его попросту не было. Ибо вместо государственных рычагов, ранее управлявших хозяйством, ничего не было "дано" взамен. Образовался вакуум, пустота, где во всю развернулась вакханалия номенклатурного захвата госимуществ партхозноменклатурой, рыночная стихия хищнического раннекапиталистического первоначального накопления, устремившаяся в сбыт за рубеж природного сырья и дефицитных материалов, в хитроумные валютные операции, в спекулятивные перепродажи. Что же должно было заменить государственный диктат в экономике, запустить современное рыночное хозяйство? Здесь есть только одна созидательная сила. Это частная собственность, охватывающая в условиях свободной конкуренции, свободного рынка сердцевину экономики - производство.
Можно было ожидать что вместе с порядком "свободных" цен и даже опережая его будет создана обстановка свободной конкуренции, проведена радикальная приватизация - устранен чудовищный монстр монопольной государственной собственности и вступит в действие частная собственность, охватывающая на конкурентной основе свободного рынка все сферы экономики, прежде всего - производство. Но шанс в относительно короткие сроки сформировать и "запустить" эффективную товарно-рыночную экономику оказался упущенным. Официально проводимая приватизация, основой которой стал принцип ваучерного дележа государственных имуществ "на равных" между всеми согражданами, в действительности вылилась в тотальный захват госимущества партхозноменклатурой и не привела к сколько-нибудь существенным преобразованиям собственности в России.
Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России и всего мира, в том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству на протяжении веков.
У
нас в России она приобрела
особый характер и проявляется в
таких значительных размерах благодаря
тому, что в течение многих десятилетий
действовал принцип "все запрещено".
Традиционная теневая экономика раздвоилась:
частично, меньшей своей частью она стала
заниматься наркобизнесом, торговлей
оружием, игорным бизнесом. Но большая
часть теневой экономики как бы перешла
в легальную сферу. Сегодня не существует
чистой, легальной, "белой" экономики.
Произошла тотальная криминализация всей
экономики.
2.3. Совершенствование
инфраструктуры рынка в России
Становление
в России современного высокоэффективного
рыночного хозяйства требует
качественного
На основе анализа деятельности нынешних составляющих инфраструктуры товародвижения в России можно обосновать вывод о необходимости создания особых организационных структур, способных координировать процессы товародвижения, включая внутристрановые и внешние (экспортно-импортные) потоки, - "логистических платформ". Последние суть формы ассоциирования экономически и юридически самостоятельных участников логистических цепей и сетей для достижения общих стратегических и тактических целей по оптимизации процесса товародвижения с наименьшими трудовыми, материальными и финансовыми затратами. Из этого определения следует, что речь фактически идет об образовании в рассматриваемой сфере общественного воспроизводства тех или иных (преимущественно "мягких") вариаций интегрированных корпоративных структур. Логистические платформы с известной долей условности можно подразделить на микро - и макроуровневые.
В качестве примера первых можно привести формируемые в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городских центрах синдикаты по снабжению городов продуктами нефтепереработки (бензином, мазутом, дизельным топливом, горюче-смазочными материалами), объединяющие многочисленных владельцев автозаправочных станций (АЗС) различных форм собственности. Так, Московская топливная ассоциация - горизонтально интегрированная микрологистическая платформа синдикативного типа - организационно объединяет по территориальному признаку рыночные структуры, подконтрольные по меньшей мере шести работающим в столице крупным нефтяным компаниям: "ЛУКойлу", "ТНК", "ЮКОСу", "Славнефти", "Татнефти" и "МНК/ЧТК". Они образовали крупнейшую (более 700 АЗС) сеть, в которой наиболее эффективно работают хозяйствующие субъекты, сами представляющие собой интегрированные структуры, включающие звенья производства, транспортировки и реализации нефтепродуктов.
В
условиях современной урбанизации
микрологистические платформы в
крупных городских
Что касается макрологистических платформ, на которых и хотелось бы сосредоточить внимание, то под ними понимаются региональные и межрегиональные (охватывающие экономические районы и их группы) объединения многих микрологистических платформ с образованием в каждом случае общего центра координации материальных, информационных и финансовых потоков, а также физического распределения продукции, с наличием складов общего пользования, крупных оптовых посредников, и т.п. Подобные платформы могут различаться в зависимости от:
1) целей и задач;
2)
вида материального потока (сырье,
материалы, полуфабрикаты,
3)
параметров транспортно-
4)
состояния инфраструктуры и
Однако в любой из макрологистических платформ имеют место:
а) сопряжение интересов участников логистических цепей и сетей (каналов), по которым осуществляется товародвижение;
б) интеграция усилий и ресурсных потенциалов участников для получения синергического эффекта (от рационализации товародвижения);
в) достижение компромиссов и создание зон взаимной выгоды для участников.
В макрологистических платформах, по-видимому, должны постепенно восстанавливаться рациональные элементы дореформенного периода - единство вертикального управления на всех иерархических уровнях, организационное соподчинение всех звеньев платформы, общность принципов выявления платежеспособного спроса потенциальных потребителей, и др. В то же время с подобными платформами естественно связывать перспективные, свойственные высокоразвитой рыночной экономике методы посреднической деятельности, включая выбор наиболее выгодных поставщиков продукции материально-технического назначения по совокупности критериев технико-технологического и экономического характера, а также применение гибких цен реализации материально-технических ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка. В этой связи и с учетом вышеизложенного формирование макрологистических платформ выступает как способ увязки общегосударственных и региональных интересов с интересами хозяйствующих (рыночных) субъектов.