Структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры. Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты сущности рынка и его структуры
1.1. Рынок: сущность, функции и структура
1.2. Основные типы рыночных структур
1.3. Инфраструктура рынка и её элементы
2. Анализ инфраструктуры рынка в России
2.1. Состояние инфраструктуры рынка в России
2.2. Проблемы инфраструктуры рынка в России
2.3. Направления совершенствования инфраструктуры рынка в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая раб..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

Краткая характеристика некоторых элементов  инфраструктуры рынка.

     Ярмарка представляет собой регулярный рынок  широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может  быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров  одного или многих видов. Ярмарки  возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

     Аукционы  имеют дело с продукцией, которой  на рынке недостаточно. Здесь главным  ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

     Консалтинговые  компании. Здесь работают серьезные  специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют  по экономическим и юридическим  вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме.

     Аудиторские компании. Аудит - это комплексная  ревизия финансово-хозяйственной  деятельности фирмы, которая позволяет  оценить ее возможности на рынке  и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

     Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно  почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

     Биржа - место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ инфраструктуры рынка в России

2.1.Состояние инфраструктуры в России 

    От  СССР Россия унаследовала инфраструктуру более-менее соответствующую уровню развития страны, и в предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу.

     С начала 90-х годов среднегодовые  расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась. Об этом свидетельствуют, например, данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия опустилась с 52 места в 2005 году на 56 место в 2009 году, с поправкой на количество стран в выборке. По качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71 месте, а по качеству дорог – на 118.

     В 2010 году инвестиции в инфраструктуру составляли лишь около 2,5% ВВП. Восстановление экономики после кризиса создаст больше возможностей для улучшения и развития инфраструктуры за счет увеличившихся доходов бюджета. С другой стороны, очевидно, что только за счет государственных денег полностью решить инфраструктурную проблему не удастся – необходима активизация привлечения частных инвестиций по примеру того, как это делается в развитых и быстро растущих «переходных» и развивающихся странах. Однако, для этого необходимо как совершенствование собственно механизмов государственно-частного партнерства, так и совершенствование институтов, направленное на решение основных проблем отрасли – плохого качества строительства и коррупции.

      Формирование рыночной инфраструктуры, начавшееся одновременно с проводимыми рыночными преобразованиями экономики, представляет собой достаточно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс развития рыночной инфраструктуры России можно разбить на три этапа:

     1 этап: 1985-1992 гг. - связан, прежде всего,  с началом развития элементов  рыночных отношений в российской  экономике. Его можно назвать  этапом зарождения рыночной инфраструктуры, поскольку именно в данный  отрезок времени шло формирование  предпосылок создания инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Появление устойчивого спроса на услуги определенных институтов рыночной инфраструктуры вызвало всплеск их создания. Особенно значительными темпами в этот период времени начинают развиваться банковские структуры, страховые компании, товарные и валютные биржи, инвестиционные институты.

     2 этап: 1992-1998 гг.- характеризуется продолжением  образования наиболее важных  элементов рыночной инфраструктуры  в экономике России и установлением  устойчивых, необходимых связей между ними. Вместе с тем инфраструктура на данном этапе отличается неравномерностью. Относительно высокого уровня достигли в своем развитии финансовые институты, а также институты, оказывающие посреднические услуги в процессе обращения товаров конечного потребления,

     3 этап: 1999 - по н.в. Данный этап  характеризуется функционированием  рыночной инфраструктуры с одновременным  ее качественным совершенствованием. Основной чертой современного  этапа становления рыночной инфраструктуры  является тенденция к консолидации её однотипных институтов. Консолидационные процессы характерны для финансового, страхового и товарного рынков.

     Особенности процесса становления рыночной инфраструктуры в РФ:

     1. Создание институтов рыночной  инфраструктуры происходило заново, иначе говоря "на пустом месте".

     2. Динамичность становления институтов  рыночной инфраструктуры, отсутствие  координации и регулирования  со стороны государства на  первых этапах её становления  обусловила спонтанность, волнообразный  и стихийный характер этого  процесса.

     3. Рыночная инфраструктура России  отличается неравномерностью своего  развития. Относительно высокого  уровня в своем развитии достигли  финансовые институты и институты,  оказывающие посреднические услуги  в процессе обращения товаров  конечного потребления.

     4. Протекционизм государства в  отношении российских институтов  рыночной инфраструктуры привел  к тому, что они менее конкурентоспособны  в сравнении с их зарубежными  аналогами.

     5. Существуют региональные диспропорции  в распределении институтов рыночной инфраструктуры России.

     На  российском финансовом рынке до сих  пор не получили распространения  отдельные инструменты внебюджетного  инвестирования, давно используемые в рамках государственно-частного партнерства  в зарубежных странах. Это ограничивает возможности привлечения капитала для создания и развития объектов транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и иной инфраструктуры. В этих условиях представляется весьма актуальным расширение перечня финансовых инструментов государственно-частного партнерства через создание необходимых условий для введения в практику инфраструктурных облигаций.

     Рассмотрим состояние инфраструктуры рынка России на примере РЦ.

     Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

     Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:

1. Участники рынка:

     - 2400 коммерческих банков,

     - Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),

     - Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),

     - 60 фондовых бирж,

     - 660 институциональных фондов

     - более 550 негосударственных пенсионных фондов

     - более 3000 страховых компаний

     - саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

2. Объемы рынка

     Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:

     - долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);

     - государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;

     - долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);

     - внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);

     - казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).

3. Рынок частных ценных бумаг:

     - эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);

     - эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);

     - эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);

     - эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);

     - облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

Качественные характеристики.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

     - небольшими объемами и неликвидностью;

     - "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

     - неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;

     - раздробленной системой государственного регулирования;

     - отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

     - высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

     - значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;

     - крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;

     - отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;

     - инвестиционным кризисом;

     - отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

     - агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

     - высокой долей спекулятивного оборота;

     - расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

     Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка