Структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры. Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты сущности рынка и его структуры
1.1. Рынок: сущность, функции и структура
1.2. Основные типы рыночных структур
1.3. Инфраструктура рынка и её элементы
2. Анализ инфраструктуры рынка в России
2.1. Состояние инфраструктуры рынка в России
2.2. Проблемы инфраструктуры рынка в России
2.3. Направления совершенствования инфраструктуры рынка в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая раб..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

     Естественная  монополия – это отрасль, где  товар может быть произведён одной  фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм.

     Простая монополия – это монополия, продающая  всем свой товар по одной цене.

     Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые  устанавливает барьеры, для входа  в отрасль других фирм, тем самым  предотвращающая конкуренцию.

Барьеры для входа в отрасль:

1.Действие эффекта масштаба производства;

2.Финансовые барьеры;

3.Контроль над ресурсами;

4.Наличие лицензии или патента;

5.Прямое вмешательство государства;

6.Нечестная конкуренция.

       Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Черты монополистической конкуренции:

1.Относительно большое число фирм;

2.Товар, которым они торгуют дифференцирован:

        а) дифференцирование по качеству продукта;

        б) дифференцирование по сервису;

        в) размещение фирмы продавца.

3.Основной упор на не ценовую конкуренцию;

4.Лёгкое вступление в отрасль.

     Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

     Обычно  на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих  фотографические оборудование и  принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска.

     Поведение фирм на олигополистических рынках можно  уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем  является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу  и установление величины выпуска. Не многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок.

       Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. 

1.3.Инфраструктура рынка и её элементы

      Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.

     "Infra" в переводе с латинского языка  означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.

     "Несмотря  на широкое использование термина  "инфраструктура" существуют различные  трактовки понятия.

     Одни  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих  условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

     Известна  и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности".

     Рыночная  инфраструктура - это весьма сложная  экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором - к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую.

     В западной экономической теории не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.

     Транзитивная  российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в  регулируемое рыночное, потребовала  и создания институтов цивилизованного  рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансформационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура".

     Общественной  первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. "Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний - производителей в специализированные фирмы".

     Таким образом, инфраструктура рынка - это  совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.

     Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это  обслуживание рыночных субъектов, с  другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

     - облегчение участникам рыночных  отношений реализации их интересов;

     - повышение оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

     - организационное оформление рыночных  отношений;

     - облегчение форм юридического  и экономического контроля, государственного  и общественного регулирования  деловой практики;

     - подготовка специалистов для  эффективного функционирования  рынка.

     Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих  взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

     Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга - это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции  инфраструктуры рыночного типа (или  рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.

     В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации, не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.

     Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

     Рыночная  инфраструктура включает в себя большое  количество элементов, которые тесно  связаны между собой и в  совокупности играют важную роль в  экономике. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

     1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное  посредничество;

     2) аукционы, ярмарки и другие формы  организационного не биржевого  посредничества;

     3) кредитная система и коммерческие банки;

     4) эмиссионная система и эмиссионные  банки;

     5) система регулирования занятости  населения и центры государственного  и негосударственного содействия  занятости (биржи труда);

     6) информационные технологии и  средства деловой коммуникации;

     7) налоговая система и налоговая инспекция;

     8) система страхования коммерческого  хозяйственного риска и страховые  компании;

     9) специальные рекламные агентства,  информационные центры и агентства  средств массовой информации;

     10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

     11) таможенная система;

     12) профсоюзы, работающие по найму;

     13) коммерческо-выставочные комплексы;

     14) система высшего и среднего  экономического образования;

     15) аудиторские компании;

     16) консультативные (консалтинговые) компании;

     17) общественные и государственные  фонды, предназначенные для стимулирования  деловой активности;

     18) специальные зоны свободного  предпринимательства. Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный  характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка