Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры. Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики.
Введение
1.Теоретические аспекты сущности рынка и его структуры
1.1. Рынок: сущность, функции и структура
1.2. Основные типы рыночных структур
1.3. Инфраструктура рынка и её элементы
2. Анализ инфраструктуры рынка в России
2.1. Состояние инфраструктуры рынка в России
2.2. Проблемы инфраструктуры рынка в России
2.3. Направления совершенствования инфраструктуры рынка в России
Заключение
Список использованных источников
Естественная монополия – это отрасль, где товар может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм.
Простая монополия – это монополия, продающая всем свой товар по одной цене.
Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию.
Барьеры для входа в отрасль:
1.Действие эффекта масштаба производства;
2.Финансовые барьеры;
3.Контроль над ресурсами;
4.Наличие лицензии или патента;
5.Прямое вмешательство государства;
6.Нечестная конкуренция.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Черты монополистической конкуренции:
1.Относительно большое число фирм;
2.Товар, которым они торгуют дифференцирован:
а) дифференцирование по качеству продукта;
б) дифференцирование по сервису;
в) размещение фирмы продавца.
3.Основной упор на не ценовую конкуренцию;
4.Лёгкое вступление в отрасль.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска.
Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Не многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок.
Естественная олигополия существует,
когда несколько фирм могут поставлять
продукцию для всего рынка при более низких
долгосрочных средних издержках, чем были
бы у множества фирм. Существование естественных
случаев олигополии является предметом
споров среди экономистов. Утвердилось
мнение, что отрасли, в которых существует
олигополия, включают в себя нефтепереработку,
выплавку стали и производство пива.
1.3.Инфраструктура рынка и её элементы
Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.
"Infra" в переводе с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.
"Несмотря
на широкое использование
Одни
понимают под инфраструктурой только
систему производственного
Известна
и такая точка зрения, согласно
которой инфраструктура составляет
накопленное материальное богатство,
как совокупность объектов и сооружений,
обеспечивающих необходимые материально-
Рыночная инфраструктура - это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором - к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую.
В западной экономической теории не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.
Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансформационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура".
Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. "Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний - производителей в специализированные фирмы".
Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
-
облегчение участникам
-
повышение оперативности и
-
организационное оформление
- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга - это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.
В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации, не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3)
кредитная система и
4)
эмиссионная система и
5)
система регулирования
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8)
система страхования
9)
специальные рекламные
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12)
профсоюзы, работающие по
13)
коммерческо-выставочные
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16)
консультативные (
17)
общественные и
18)
специальные зоны свободного
предпринимательства.