Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является оценка современного состояния отечественного фондового рынка, разработка и обоснование основных направлений его совершенствования и развития.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:
- уточнить сущность и функции фондового рынка;
- изучить виды ценных бумаг, их функции и отличительные черты;
- оценить современное состояние отечественного фондового рынка и проявления его новых качеств
ФСФР считает, что уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень развития рынка позволяют сделать вывод о возможности формирования одного из мировых финансовых центров на базе существующего российского рынка ценных бумаг.
Создание в России мирового финансового центра рассматривается ФСФР как важнейший приоритет долгосрочной экономической политики России, обеспечивающая в долгосрочном периоде конкурентоспособность российского финансового рынка.
Практически в докладе все изложенные направления развития фондового рынка напрямую связываются с созданием российского международного финансового центра.
Для того чтобы стать к 2012 г. таким центром, по мнению ФСФР, необходимо выполнение в России ряда важнейших условий как административных, так и экономических. [13, c. 3]
До окончания 2010 г. ФСФР планировал разработать и представить в Правительство Российской Федерации Кодекс (но не закон) поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, который будет носить рекомендательный характер.
В целом же новые меры, которые необходимы для создания финансового центра можно разделить на организационные меры и экономические.
К организационным мерам относится упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; дальнейшее совершенствование регулирования рынка и внедрение механизмов, обеспечивающих привлечение на фондовый рынок частных инвесторов и защиту их инвестиций и др.[19]
К 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить ёмкость финансового рынка за счёт привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. Увеличение ёмкости рынка предполагается проводить за счёт обязательного публичного размещения ценных бумаг каждого АО, проработавшего три года.
Предполагается выпустить методические материалы по осуществлению размещений, как на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости таких размещений.
Также для массового привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок.[3, c. 349]
Следующее важное условие создания финансового центра – это повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации инвестиционных рисков инвесторов. Для этого ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым ими будет более детально раскрываться структура собственности российских АО, прежде всего, информации о конечных бенефициарах акций. Повышение прозрачности сделок будет способствовать защите прав мино ритарных акционеров. Такая мера сможет повысить привлекательность российских бумаг, а эмитентам привлечь боль шее количество инвесторов, в т.ч. иностранных. Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные акционеры захотят раскрывать структуру своих активов и будут искать способы сокрытия информации. Необходима также и прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов. На такую объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих сферах. Прежде всего, рейтинговые и страховые компании. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 г. – начало 2008 г. финансового кризиса на мировых финансовых рынков, наличие мегарегуляторов не всегда защищает финансовую систему от сбоев и скандалов.
Для инвесторов же в 2009 г. в рамках построения единой информационной системы российского финансового рынка предполагается создать вневедомственный Интернет-портал, в котором должна присутствовать оперативная информация о состоянии фондового рынка, о доходности отдельных финансовых инструментов, о возможных инвестиционных рисках при коррекции рынка, рейтинги компаний, размещающих свои ценные бумаги на фондовом рынке и другая важная информация для частных инвесторов. [3, c. 350]
Предполагается создание единого информационно-биржевого пространства, путём объединения фондовых бирж через телекоммуникационные системы.
ФСФР планирует увеличение количества ценных бумаг в свободном обращении (free floated). Сейчас в РФ этот показатель находится в пределах 20–30 %. «Необходимо стремиться к тому, чтобы в ближайшие два–три года свобод ное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40–50 %. Предполагается, что в законодательно будет введено понятие free floated и установлено его количественные и качественные значения, что поможет частично решить проблему манипулирования ценами. В случае установления количественного диапазона free floated российские эмитенты, чьи ценные бумаги низко ликвидны, не смогут легко манипулировать ценами на эти бумаги. Э та мера позволит увеличить ёмкость рынка и снизить риски у инвесторов. Если будет оп ределено понятие free floated, то бумаги, не удовлетворяющие этому понятию, будут исключаться из расчётов фондовых индексов.
Такая либерализация рынка должна привести к инвестиционному всплеску внутри страны.
Крайне актуальной остаётся задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Предполагается, что только к 2011 г. в России может быть сформирована законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. А принятие закона об инсайдерской информации и другие нормативные и законодательные акты, защищающих частных инвесторов о мошенничества опять отложены на неопределенный срок, хотя в ФСФР проект такого закона разработан, но остался на стадии согласования с заинтересованными органами исполнительной власти уже долгий период. Во всех развитых странах такие законы есть и они применяются. В России постоянно выявляются факты использования инсайдерской информации и манипулированием ценами. Так в 2006 –2007 гг. ФСФР было проведено два громких расследований в случае манипулирования с акциями «Полюс – Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Максимальный штраф за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг, предусмотренных в Кодексе об административных нарушениях, составляет всего 10 тыс. руб. А закона не было и нет. Видимо многие чиновники не заинтересованы в его выходе. А функционирование международного финансового центра без такого закона будет затруднено.[22]
Также необходимо выработать меры по регулированию конфликта интересов управляющего и инвестора. Менеджеры общества, работая в АО и не являясь акционерами данного АО отвечают только за эффективную работу организации. Они заинтересованы в получении высокого вознаграждения и могут, в связи с этим, чрезмерно рисковать имуществом АО (акциями, денежными средствами и др.). Средства контроля в таких компаниях не всегда могут уследить за такими менеджерами. А страдают от этого акционеры. А такие случаи всегда могут произойти. Наглядный пример недавний случай во Франции, когда скромный сотрудник Socie te Generale Жером Кервиль чуть не погубил второй по капитализации банк Франции Socie te Generale. Превышать лимиты на операции с ценными бумагами он смог из-за слабого внутреннего контроля за операциями сотрудников на рынке ценных бумаг.
Поэтому для российского фондового рынка необходимо разработать требования к организации системы внутреннего контроля АО и к внутренним правилам и процедурам управляющего, которые позволяли бы исключить возможность мошенничества и увеличения личного дохода их сотрудников за счёт недобросовестных операций со средствами акционеров.[13, c.4]
Если государство хочет, чтобы частный инвестор активно пошёл на фондовый рынок, то надо либо снизить возможные риски, выпустив нужные законы, ограждающие их от мошенничества или же предоставить налоговые послабления, позволяющие при повышенных рисках и получать повышенный доход. У нас же пока многие нужные законы по фондовому рынку так и не приняты Государственной думой, как и нет налоговых льгот. Например, в США есть и законы и налоговые льготы. В США и в странах Запада большинство семей держит часть своих денежные средства в различных ценных бумагах, т.к. государство путём предоставления налоговых льгот стимулирует участие населения в покупке ценных бумаг, а сами частные инвесторы обучаясь на специальных курсах для начинающих приобретают практические навыки по работе с ценными бумагами и используют различные методы и средства для контроля за своими вложениями. В США основная масса инвесторов это так называемые «бабушки» (так называют частных американских инвесторов), которые всегда считали акции стоимостью выше 50 долл. дорогими. Ценность таких акционеров в том, что они держат бумаги порядка 3–4 лет и на которых не влияют рыночные настроения и новости.[23]
К экономическим мерам, позволяющим обеспечить эффективную работу финансового центра, ФСФР считает совершенствование налогового законодательства. Для привлечения большего количества инвесторов на фондовый рынок ФСФР надеется, что до 2012 г. будет пересмотрено налоговое законодательство в части предоставления налоговых льгот определённой части инвесторов. В 2009 г. предполагается уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки. На первом этапе указанные преимущества будут распространены, прежде всего, на физических лиц и на институцио нальных инвесторов (кредитные организации, страховые компании, дилеров на рынке ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды), совершающих опе рации за свой счёт. В последующем приведенный ре жим налогообложения может быть распространён и на иные юридические лица.
К экономическим мерам относятся также использование методов секьюритизации, расширение спектра производных финансовых инструментов, развитие коллективных инвестиций, привлечение частных инвесторов через «народные» IPO.[22]
Все вышеперечисленные направления по дальнейшему развитию фондового рынка в России являются по моему мнению первоочередными мероприятиями, реализация которых создаст возможности для работы международного финансового центра.
Заключение
В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:
Рынок ценных бумаг является основным финансовым инструментом, с помощью которого регулируются финансовые рынки. В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом своем качестве является составляющей частью финансового рынка.
Рынок ценных бумаг играет существенную роль в экономике. Он регулируется по двум направлениям:
- государственное регулирование;
- саморегулирование.
Цель данной работы достигнута, так как более подробно рассмотрена российская фондовая биржа, ее проблемы и перспективы.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были решены следующие задачи:
- Рассмотрены сущность и функции фондового рынка;
- Изучены виды ценных бумаг их характеристики и отличительные черты;
- Проведён анализ современного состояния отечественного фондового рынка;
- Выявлены тенденции развития фондового рынка России;
- Обоснована необходимость государственного фондового рынка;
- Предложены основные направления совершенствования и развития фондового рынка нашей страны.
В России постепенно формируется смешанная форма управления рынком ценных бумаг. С одной стороны осуществляется государственное регулирование через ФСФР – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) С другой стороны, на российском фондовом рынке действуют две такие некоммерческие организации:
НАУФОР – Национальная
Ассоциация Участников Фондового Рынка
ПАРТАД – Профессиональная Ассоциация Регистраторов,
Трансфер - Агентов и Депозитариев.
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ[Текст] (в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ).
2. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг[Текст]: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М,
2008. - 144 с.
3. Булатов В. В. Экономический рост и фондовый рынок. [Текст] – М.: Наука, 2009. - 353 с.
4. Жуков Е.Ф. Ценные
бумаги и фондовые биржи[Текст]
5. Тертышный С. А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа.[Текст]: – СПб. 2009. – 220 с.
6. Трегуб А. Я. Российский фондовый рынок 2009. События и факты.[Текст]: – СПб. 2009. – 81 с.
7. Бухгалтерский учет. [Текст]: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 719 с.
8. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. [Текст]: Курс лекций. – М.: Инофра-М, 2009. –280 с.
9. Рынок ценных бумаг: [Текст]: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 448 с.
10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. [Текст]: Учебник для вузов. –М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2008. - 456 с.
11. Самоучитель по бухгалтерскому учету [Текст]: / Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. – М.: ООО «ТК Велби», 2008. – 520 с.
12. Экономика. [Текст]: Учебник. Издание 2-е, переработанное. и дополненное. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009г. – 848 с.