Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:46, курсовая работа
Структурные кризисы вызываются тем, что возможности старой экономической структуры в целом не соответствуют запросам новой техники и технологии, она не готова к изменениям. Инертность старой структуры затягивает перестройку, делая выход из кризиса более продолжительным и болезненным. В это время общие темпы роста резко падают, ведя к застою общественного производства, нарушается нормальное функционирование денежной сферы, ухудшаются общие условия хозяйствования.
Введение 3
1Структурный кризис и особенности его проявления
1.1Понятие структурного кризиса 5
1.2Особенности структурного кризиса 7
2.Структурный кризис в экономике России: причины, проблемы, следствия.
2.1Причины структурного кризиса 14 2.2Проблемы связанные с структурным кризисам в российской
экономике 16
2.3.Выбор российского варианта стратегии структурного
регулирования 26
3.Спад производства
3.1. Оптимистический и пессимистический настрой 34
Заключение 41
Выход просматривается лишь на пути такого реформирования системы экономических отношений, в результате которого конкурентные отношения переходили бы к предприятиям-новаторам, т.е. риски любых неинновационных методов извлечения прибыли существенно превышали бы риски поведения собственно инновационного. Причем представляется целесообразным не столько снижать вторые (без наличия коих реальная рыночная конкуренция невозможна), сколько повышать первые.
Одновременно необходимы глубокие реформы в системе институтов, формирующих адекватный потребностям инновационного роста «человеческий капитал». Базовое же условие здесь — обеспечение уровня доходов, гарантирующего расширенное (в количественном и качественном отношениях) воспроизводство наемных работников. Между тем реальных сдвигов в этой области не наблюдается, да они и невозможны при нынешней фактической консервации многократно критиковавшейся идеологии «экономики дешевого работника».
2.3
Выбор российского варианта
К сожалению, до сих пор не выработано общегосударственной политики, направленной на преодоление многочисленных структурных деформаций экономики.
В настоящее время в
экономической науке
Правительство неоднократно провозглашало начало серьезной структуризации экономики. Но реальных сдвигов пока нет. И причина не только в отсутствии инвестиций. Нет четко обозначенной стратегической концепции развития экономики и ясности в таких вопросах, как принципы социально-экономического устройства и создаваемый тип хозяйства, определение места страны в международном разделении труда, поиск источников и факторов экономического роста. Следовательно, неясны цели и задачи структурной перестройки, что не позволяет сформировать структурную политику.
В настоящее время существует
явная необходимость
В наиболее общем виде, структурная политика есть обоснование и выбор приоритетных направлений общественного производства или отдельных его звеньев (отраслей, сфер и т.п.), соотношения между ними. На каждом историческом этапе структурная политика призвана обеспечить сбалансированное развитие страны и ее регионов, возможно полнее учесть достижения научно-технического прогресса, задачи повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. Структурная политика неразрывно связана с инвестиционной политикой и в решающей мере определяется ею.
Неразработанность реальной
стратегии структурной политики
в первую очередь связана с
неопределенностью в постановке
самих целей структурных
К настоящему моменту среди
специалистов сложился определенный консенсус
в отношении самих
Крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. Применительно к российской экономике на первый план, по мнению ряда специалистов, выдвигаются цели обеспечения необходимых стабилизационных уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения, преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных, постиндустриальных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах, повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающее кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому социально ориентированному постиндустриальному рынку.
Вне всякого сомнения, очень привлекательной представляется количественная оценка промежуточных целей структурного реформирования, прежде всего через абсолютные или относительные показатели производственного выпуска по отдельным секторам. Однако в условиях рыночной неопределенности вместе с малопредсказуемым влиянием внеэкономических факторов на хозяйственную практику непосредственное задание целей в таком виде представляется едва ли успешным. Предполагаемая вариация соотношений валовых выпусков и цен очень велика, не говоря уже о вариации прогнозируемых финансовых показателей (доходов, прибыли).
Вместе с тем серьезная разработка долгосрочных целевых прогнозов структуры народного хозяйства представляется очень своевременной. Разрабатываемые в настоящее время в ряде научно-исследовательских организаций структурные модели, основанные, прежде всего, на народнохозяйственном и межотраслевом балансах, в принципе позволяют в первом приближении выявить траектории изменения секторных (отраслевых) выпусков в рамках реальных временных сроков. Таким путем оказывается возможным получить проектировки различных вариантов достижения обозначенных промежуточных целей структурного реформирования. Их сопоставление даст возможность наиболее всесторонне обосновать рекомендации по принятию конкретных решений, прежде всего касающиеся государственной поддержки инвестиций.
Особенностью структурного регулирования в России является необходимость совмещения адаптации экономической структуры к требованиям рынка и придания ей социальной направленности. Причем оба названных процесса совпадают по времени и источниковой базе.
Таким образом, целью реформ должно стать создание социально-структурированного общества с адекватной экономикой, качественные характеристики которой определяются критериями целенаправленных структурных преобразований общественных отношений, форм собственности, инвестирования воспроизводства, хозяйственной и коммерческой деятельности. Следовательно, требуются конкретные концепции, программы и формы преобразования общества, систем управления, правового обеспечения процессов реформирования. При их создании необходимо учесть культурные традиции народов нашей страны, особенности исторического пути, пройденного Россией, менталитета многонационального российского населения.
Основными направлениями
структурных сдвигов в
1) Решение широкого круга
оптимизационных задач,
2) Вторым ведущим направлением
структурных сдвигов в
3) Государство пытается
сконцентрировать свои усилия
на поддержке «точек роста», проектов,
которые обеспечивают
Таким образом, основой качественной направленности структурных сдвигов должна стать их инновационность. Движение по этому пути предполагает использование имеющихся в стране научно-технических заделов. Исходя из этого, при разработке стратегии структурной перестройки экономики необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений:
- отказ от сугубо отраслевого
подхода при осуществлении
- определение в каждый
конкретный период направления
инноваций, эффективного с
Из зарубежного опыта следуют два вывода: значительная роль государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительный период их проведения. Государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи для устранения распыления ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо на федеральном уровне сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде долгосрочной стратегии структурной политики государства на период 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.
Долгосрочную стратегию целесообразно разбить на ряд этапов - в виде государственных программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующие законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий и начала их свертывания. Далее может последовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств.
Программы могут реализоваться
и параллельно. В их основе должен
быть новый подход к проблеме формирования
социально ориентированной
3.Спад производства
3.1Аптимистиеский и пессимистический настрой
Одним из следствий
Информация о работе Структурный кризис в российской экономике и спад производства