Структурный кризис в российской экономике и спад производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание

Структурные кризисы вызываются тем, что возможности старой экономической структуры в целом не соответствуют запросам новой техники и технологии, она не готова к изменениям. Инертность старой структуры затягивает перестройку, делая выход из кризиса более продолжительным и болезненным. В это время общие темпы роста резко падают, ведя к застою общественного производства, нарушается нормальное функционирование денежной сферы, ухудшаются общие условия хозяйствования.

Содержание

Введение 3
1Структурный кризис и особенности его проявления
1.1Понятие структурного кризиса 5
1.2Особенности структурного кризиса 7
2.Структурный кризис в экономике России: причины, проблемы, следствия.
2.1Причины структурного кризиса 14 2.2Проблемы связанные с структурным кризисам в российской
экономике 16
2.3.Выбор российского варианта стратегии структурного
регулирования 26
3.Спад производства
3.1. Оптимистический и пессимистический настрой 34
Заключение 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 80.72 Кб (Скачать документ)

По словам  замглавы минэкономразвития Андрея  Клепача  в  российской экономике начался спад, и сколько он продлится - неизвестно. Минфин уже предлагает новые меры для поддержки регионов в кризисной ситуации и призывает их пересмотреть свои бюджеты, рассказал замглавы минфина Антон Силуанов. В прочем, точных прогнозов, насколько затормозит экономика в этом и в следующем годах, пока нет. Но Клепач первым из чиновников произнес слово "рецессия" применительно к России. "Рецессия началась", - сказал он журналистам. Напомним, что рецессией называется ситуация в экономике, когда в течение двух кварталов отмечается спад производства. И еще неизвестно, ограничится ли дело двумя кварталами, признает замминистра. Заявление Клепача о начале рецессии, по сути, является лишь констатацией факта. Замминистра  подтвердил, что по итогам года рост промышленного производства составит всего 1,9 процента вместо планировавшихся ранее 5,2 процента. Вчера же глава правительства сообщил, что рост ВВП будет шесть процентов. Окончательные цифры прогноза минэкономразвития готово будет представить в конце декабря.

      Сейчас анализируется,  какой эффект дают антикризисные  меры. Заметим, что если прогнозы  сбудутся, то темпы роста промышленного  производства окажутся самыми низкими за последние 10 лет. При этом больше всего "проседают" металлургия, химическая промышленность и строительство. По темпам роста ВВП страна "откатится" в 2005 год. Следующий год может быть еще более трудным. Ранее Клепач прогнозировал, что в 2009 году рост ВВП составит 3-3,5 процента. При этом общемировой рост ВВП, по оценкам Всемирного банка, в следующем году не достигнет и процента.

  Между тем падение темпов роста производства уже негативно сказывается на российских регионах. Ожидается, что в следующем году сборы от налога на прибыль усохнут на 25-30 процентов, и еще на 5-10 процентов упадут поступления по налогу на доходы физлиц, подсчитал замглавы минфина Антон Силуанов. В целом по стране падение налоговых доходов федерального и региональных бюджетов составит 700-800 миллиардов рублей, сказал он. Но сколько из этих потерь придется на региональные и местные бюджеты, он не пояснил. В 2009 году большинство региональных бюджетов из профицитных могут снова перейти в дефицитные. Им попытается помочь федеральный центр.  Правительство уже одобрило выделение дотаций, которые получат территории, чтобы сбалансировать свои бюджеты - на это будет направлено 19,6 миллиарда рублей. Почти 6 миллиардов рублей минфин предлагает выделить регионам, которым угрожает дефицит бюджета. 3,3 миллиарда рублей уже перечислено в девять регионов для того, чтобы они могли проиндексировать зарплаты бюджетников. В следующем году объем помощи из центра будет увеличен. Для сбалансированности бюджетов планируется увеличить до 25 миллиардов рублей, ссылаются на Силуанова информагентства. Причем основной упор минфин предлагает делать не на дотации, а на бюджетные кредиты. Министерство готовит поправки в Бюджетный кодекс, по которым такие кредиты будут выдаваться на срок до трех лет. Пользоваться ими сможет любой субъект, в том числе и Москва. И если сейчас лимит по кредитам на следующий год составляет 20 миллиардов рублей, то минфин готов увеличить его в пять раз. Облегчат для регионов и обязанности по софинансированию ими федеральных субсидий. Сейчас они обязаны "докладывать" к субсидиям из центра 50 процентов, минфин предлагает установить эту долю на уровне 5-10 процентов.

        Однако регионам  придется "поджаться" в расходах. Уже принятые бюджеты должны  быть пересмотрены до конца  этого или в начале следующего года, настоятельно рекомендовал Силуанов. При этом минфин предлагает регионам отказаться от финансирования в начале года своей доли федеральных целевых программ, а также технических расходов, которые не относятся к первоочередным. А по итогам первого квартала станет ясно, на что можно тратить деньги, а от чего отказаться, надеется Силуанов. Такой же модели замминистра советовал придерживаться и местным властям.

        Такое мнение  у замглавы минэкономразвития Андрея  Клепача, также я рассмотрела статью, которую нашла в интернете где спад производства сравнивается с «катастрофой».

       Декабрь 2008 года, оказался шестым месяцем подряд промышленного спада. Шесть месяцев или два квартала подряд сокращения выпуска – это классическое условие наступления рецессии. Темпы спада, зафиксированные в ноябре и особенно в декабре, не имеют аналогов в современной российской экономической истории. До нынешнего кризиса рекордсменом по месячным темпам промышленного спада был декабрь 1993 года – тогда производство сократилось на 4,7%. В ноябре прошлого года этот рекорд был побит и промышленный спад оказался на четверть более резким – 6,0%. Декабрь 2008 года установил новый рекорд спада: сокращение промышленного производства на 8% (по отношению к ноябрю 2008 г.) является беспрецедентным. Такой спад, происходящий в течение года, считается – и небезосновательно – характеристикой острейшего экономического кризиса. В декабре такой спад произошел в течение месяца.

Среднемесячные темпы  спада в течение последних  шести месяцев оказались равными 3,6% – такие темпы спада характеризуют  острую промышленную рецессию, если они накоплены в течение года. В пересчете же на годовые темпы сокращение производства в России в последние полгода составило невиданные 35,5%. Cокращение промышленного производства за последние 6 месяцев – с июля по декабрь 2008 года – составило 19,7%. Таких темпов сокращения производства в последние два десятилетия не было – ни в 1992-м, ни в 1994-м, ни в 1998-м. Подобные темпы падения производства, возможно, наблюдались на территории России лишь во время Великой Отечественной войны – в конце 1941 года и весной – летом 1942-го.

Индекс промышленного  производства, зафиксированный в  декабре 2008 года, последний раз находился  на таком уровне в октябре 2003 года. За последние полгода рецессия уничтожила результаты весьма приличного роста российской промышленности в течение последних пяти лет, или почти 45% из кумулятивного прироста российской индустрии со времени августовского кризиса 1998 года.

Несмотря на заметный рост после августа 1998-го, объем промышленного производства в России даже к лету 2008-го так и не достиг уровня производственной активности на излете существования СССР в 1989 году.

В июне 2008-го, месяце максимальной индустриальной экспансии последнего десятилетия, объем промышленного производства в России все еще оставался ниже уровня 1989 года примерно на 15%.

С падением почти на 20% за последние 6 месяцев объем промышленного производства в декабре 2008 года оказался примерно на уровне (оставляя в стороне структуру производства и качество производившейся продукции), на котором он находился в ноябре 1993 года, а до этого – в 1977-м.

Иными словами, в результате нынешнего кризиса российская промышленность по индексу физического объема уже оказалась отброшенной более чем на три десятилетия назад.

Но по мнению Е. А. Пантелеева это руководитель Департамента науки  и промышленной политики г. Москвы не всё так плохо, «За спадом начнётся развитие производства». В рамках работы Информационного центра Правительства Москвы состоялась пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелеева Евгения Алексеевича на тему: «Промышленность Москвы: можно ли избежать второй фазы кризиса?*.                      

 Он сообщил, что  за период январь-март 2009 года  индекс промышленного производства в Москве составил 76,4%. Несмотря на имеющий место спад производства, вызванный кризисом, появились «оптимистические нотки». Основания для осторожного оптимизма дают показатели последних месяцев. Производство продукции в натуральном выражении в марте по сравнению с февралем увеличилось (в целом по промышленности - 179,5% к уровню февраля). В апреле также отмечен рост этого показателя по отношению  к марту.   Наиболее низкие значения ИПП отмечены по двум видам деятельности: производство машин и оборудования - 43,1% (в январе-феврале т.г. - 42,6%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 39,5% (в январе-феврале т.г. - 37,0%).              Если выпуск промышленной продукции продолжитсятакими же темпами, следует ожидать спада по итогам года, но этот спад будет в пределах 10% - примерно 5-7% от объемов производства 2008 года, прогнозирует министр. В 2010 году Департамент науки и промышленной политики ставит задачу превысить уровень 2009 года примерно на 3% и дальше развивать производство более высокими темпами. Для этого уже сегодня проводится очень большая работа. В числе главных проблем сегодняшнего дня Е.А. Пантелеев назвал недостаток оборотных средств, в том числе для закупки сырья и материалов, снижение спроса на продукцию предприятий легкой и пищевой промышленности вследствие замедляющейся платежеспособности населения, снижение доступности получения кредитных ресурсов в банках из-за увеличения процентных ставок до 20-25%, а для предприятий с нестабильным финансовым положением - до 28-30%, негативное влияние роста тарифов на услуги естественных монополий (по отдельным организациям рост тарифов за электроэнергию доходит до 70%), а также снижение курса национальной валюты (увеличение цен на импортное сырье).

      В целях поддержки столичных промышленных предприятий Правительством Москвы предприняты конкретные действия. В частности, из городского бюджета выделен 1 млрд. руб. на субсидирование предприятий - покрытие части процентной ставки по привлекаемым кредитам, прямые субсидии на сохранение производственного, кадрового потенциала.

         Важнейшая задача, поставленная Правительством Москвы перед всеми структурами, - сохранить рабочие места, избежать массовых увольнений сотрудников, В городе выстроена целая система, позволяющая отслеживать и влиять на процессы занятости. Активно проводится работа по созданию центров по подготовке и переподготовке рабочих кадров, проводится мониторинг ликвидации задолженности по зарплате на предприятиях, организованы постоянно действующие городские ярмарки вакансий. Путем переговоров с руководством предприятий удается избежать обвального высвобождения работников и сохранять рабочие места, сказал Е. А. Пантелеев.

        Правительство  города стремится максимально  поддержать научные организации и инновационные предприятия. Приняты программы по их финансовой поддержке, на что будет выделено более 3,5 млрд.руб. В полном объеме будут профинансированы программы, связанные с медициной и экологией, созданием альтернативных источников энергии, развитием транспортного и муниципального хозяйства.

         Однако собственных ресурсов  и возможностей для преодоления кризиса в промышленном комплексе Москвы у городских властей недостаточно. В этой работе крайне необходимо более активное участие федерального центра, в том числе и потому, что существенная часть предприятий, расположенных в столице, решает задачи обеспечения государственной безопасности РФ. Одним из важнейших шагов в такой работе должно стать снижение ставки рефинансирования Центробанка РФ в целях удешевления коммерческих кредитов для промышленных предприятий.

Рассмотрев несколько  статей по спаду производства, я  могу сделать вывод, что в настоящее  время в российской экономике  идёт спад производства, и сколько он продлится ещё ни кому не известно. Многие учёные, прогнозисты пытаются определить рамки, когда же всё таки закончится кризис и за ним спад производства .Но по-моему мнению когда всё закончится ещё ни кому не известно. Остаётся лишь ждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы хотелось бы обобщить всё вышеизложенное.              Таким образом, одной из разновидностей экономических кризисов являются структурные кризисы.                                                                                                                              

Структурные кризисы вызываются тем, что возможности старой экономической структуры в целом не соответствуют запросам новой техники и технологии, она не готова к изменениям. Инертность старой структуры затягивает перестройку, делая выход из кризиса более продолжительным и болезненным. В это время общие темпы роста резко падают, ведя к застою общественного производства, нарушается нормальное функционирование денежной сферы, ухудшаются общие условия хозяйствования.

Структурный кризис преодолевается, когда прежняя структура экономика начинает уступать место новым отраслям, формам организации и регулирования.

Россия находится на этапе  переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран  с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике.

Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения.

Каковы же должны быть регулируемые структурные сдвиги, какая структура  экономики нужна России? Здесь  существует несколько вариантов:

а) ориентация на развитие сырьевых отраслей, прежде всего нефти и  газодобычи, которые уже сейчас могут  приносить государству приличные  экспортные доходы;

б) развитие наукоемкого  производства, ориентация экономики  на переход к новейшему технологическому укладу, задействование пока еще не до конца деградировавшего уникального интеллектуального потенциала;

в) активное освоение внутреннего  рынка, за счет развития отраслей, производящих потребительские товары, развития сельского  хозяйства и обслуживающих отраслей машиностроения, химии, нефтехимии, строительства.

На мой взгляд, представляется целесообразным реализация экономической стратегии одновременно по всем трем вариантам с учетом конкретных региональных особенностей. Остается надеяться, что государственная власть, наученная ошибками предыдущих реформ, выберет наиболее перспективное для будущего страны направление регулируемой реструктуризации экономики.

Информация о работе Структурный кризис в российской экономике и спад производства