Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования в индустрии гостепримства и туризма, различные стратегии установления цены на туристический продукт, поскольку туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Введение
I. Понятие цены и ценообразование в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………….1-10
1. Сущность и функции цены как экономической категории……………………………1-7
2. Постановка целей и выбор методов ценообразования в ИГ и Т………………………7-10
II. Формирование цены на услуги в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...11-21
1. Ценообразование и себестоимость гостиничных услуг………………………………11-15
2. Ценообразование на туристические услуги……………………………………………15-21
III. Анализ политики ценообразования в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...22-24
Заключение
Список использованной литературы
Однако, действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», потеряли силу и принятые на его основе отраслевые методические рекомендации.
И теперь для
определения себестоимости
13
положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99).
ПБУ 10/99 – это бухгалтерский стандарт, устанавливающий общие правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Однако, себестоимость продукции (работ, услуг) в значительной степени зависит от отраслевых особенностей. Не является исключением и себестоимость гостиничной услуги. Мы знаем, что гостиницы делятся на определенные категории по уровню обслуживания и требования, предназначенные для гостиниц различных категорий также разные.
Поэтому для гостиниц дополнительным нормативным документом, используемым для определения себестоимости гостиничной услуги, будет являться Приказ Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 21 июня 2003 года №197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» (далее - Приказ №197), ведь именно этим документом установлены требования, предъявляемые к гостиницам разных категорий.
Согласно ПБУ 10/99:
«Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».
В бухгалтерском учете расходы организации в зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации делятся на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы, которые в свою очередь можно разделить на:
С точки зрения формирования себестоимости интерес, конечно же, представляют именно расходы по обычным видам деятельности, так как именно они участвуют в процессе формирования таковой.
И если при определении себестоимости гостиничной услуги, например, в гостинице категории «без звезд» бухгалтер не сможет учесть расходы на ковровое покрытие в коридорах, то бухгалтер гостиницы категории «три звезды» сможет сделать это свободно, так как такое требование выдвигается Приказом №197.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, перечисленным в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Для целей управления
в бухгалтерском учете
Правильность формирования
себестоимости продукции (работ, услуг)
любого отчетного периода определяется
моментом признания в бухгалтерском учете
каждого вида понесенных расходов и их
величиной.
14
Согласно пункту 9 ПБУ 10/99:
«Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров».
Иначе говоря, себестоимость реализованной в отчетном периоде продукции (работы, услуги) складывается из расходов отчетного периода, части переходящего остатка незавершенного производства, доли расходов будущих периодов, приходящейся на данный отчетный период.
При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, исходя из этого затраты отчетного месяца по оказанию гостиничных услуг включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении себестоимости реализованных в этом же месяце услуг.
Расходы признаются в бухгалтерском учете, если выполняются следующие условия:
- расход производится
в соответствии с конкретным
договором, требованиями
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из вышеназванных условий, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается
в качестве расхода исходя из величины
амортизационных отчислений, определяемой
на основе стоимости амортизируемых
активов, срока полезного использования
и принятых организацией способов начисления
амортизации.
2.Ценообразование на туристические услуги
Ценообразование
в сфере туризма имеет
Высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка.
Разрыв во времени между моментами установления цены и купли-продажи турпродукта.
Услуги туризма,
как и услуги вообще, представляют
собой конечный продукт, предназначенный
непосредственно для
Неспособность туристских услуг к хранению, вследствие чего розничные торговцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов.
Высокая степень влияния конкурентов. На одни и те же туристские услуги действуют два уровня цен – внутренние и внешнеторговые, например тарифы на транспорт, гостиничные услуги, обслуживание туристов. Поэтому, с учетом международных требований, цены для иностранных туристов устанавливаются на более высоком уровне, чем для отечественных.
Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому
в сфере услуг
применяется сезонная дифференциация
цен и тарифов. В связи с
сезонными
15
колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристические зоны (более и менее дорогие).
Значительная стоимость операций с туристскими услугами. Для устойчивости спроса на туристские услуги цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций, т. е. уровень цен рассматривается потребителями как вполне допустимый. Хорошо, если цена на определенный пакет услуг, предоставленный туристской организацией, ниже затрат самостоятельно путешествующего туриста на аналогичный пакет.
Сфера услуг
непосредственно связана с
Цены на турпродукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности туристской организации.
Значительная степень государственного регулирования в сфере транспорта, которое часто включает элементы контроля цен.
На процесс формирования цен на туристские услуги оказывает влияние туристская рента. Цены на турпродукт тесно связаны с его рекламой. Так, снижение цены оказывает рекламное воздействие на потребителя и ведет к росту спроса. В свою очередь хорошо организованная реклама может позволить повысить уровень цен на турпродукт.
Цена одной
туристской путевки зависит от вида
тура (групповой или индивидуальный)
Цена турпакета на одного туриста, т.е. стоимость туристической путевки, определяется по формуле:
Ц= (И+Н+П-С+/-К)/(Ч+Р)
где Ц - цена турпакета на одного туриста (руб.); И - себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором; Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма; П - прибыль туроператора; С - скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет; К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак "+" означает надбавку к цене турпакета; знак "-" означает скидки с цены туроператора в пользу турагента); Ч - количество туристов в группе, чел.; Р - количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.
Указанные особенности предопределяют ценообразование туристских организаций на двух уровнях.
Первый –
соответствует стратегии
Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация туристских услуг исходя из конкретной ситуации.
Методика калькулирования
полной себестоимости турпродукта.
16
Калькулирование полной себестоимости турпродукта – это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Данный метод позволяет получить представление обо всех затратах организации при формировании и реализации единицы турпродукта. В его основе лежит ряд затрат по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.
Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который и формирует стоимость турпродукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания нескольких туристов (при групповом типе тура) и одного туриста (при индивидуальном типе тура).
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляются скидки для массовой оптовой сделки: в зависимости от объема операции – до 10%, от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии – до 10%, а также по срокам и продолжительности – до 5%. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной (для разовых сделок) в среднем на 10-20%.
Туристу, по его выбору, могут быть предоставлены как определенные виды, так и полный комплекс услуг. Последний может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).
В инклюзив-турах,
применяемых при
Пэкидж-туры организуются
по определенной, заранее рекламируемой
программе. Они предлагают предоставление
клиенту полного комплекса