Сущность цены как экономической категории, цели и задачи ценообразования в ИГ и Т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования в индустрии гостепримства и туризма, различные стратегии установления цены на туристический продукт, поскольку туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание

Введение
I. Понятие цены и ценообразование в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………….1-10
1. Сущность и функции цены как экономической категории……………………………1-7
2. Постановка целей и выбор методов ценообразования в ИГ и Т………………………7-10
II. Формирование цены на услуги в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...11-21
1. Ценообразование и себестоимость гостиничных услуг………………………………11-15
2. Ценообразование на туристические услуги……………………………………………15-21
III. Анализ политики ценообразования в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...22-24
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Экономике ГРиТ предприятия.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Структура туров  варьируется в зависимости от страны, состава туристов, покупательной  способности, а также ассортимента и качества услуг.

Калькуляция –  это документ, в котором рассчитывается и оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования.

В зависимости  от целей калькулирования различают  плановую (нормативную), фактическую (отчетную) и сметную калькуляции. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Фактическая калькуляция отражает совокупность всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых видов продукции (работ, услуг) при отсутствии норм  расхода.

Дополнительные  услуги.Обычно турфирмы включают в стоимость путевки страховые полисы и берут со страховой компании комиссию в размере 10-15%. Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга.

Визы. Стоимость  виз, как и страховки, рассматривается  исходя из количества человек в группе. Их оформление осуществляется на основании  приглашения, полученного от зарубежной фирмы на определенное количество туристов. После рассмотрения, консульство выдает визу, общую для всей группы или предназначенную для отдельных туристов.

Транспортные  расходы. Эта калькуляционная статья включает стоимость проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки  

17

туристов (от места  сборов до аэропорта вылета, от аэропорта  прилета до гостиницы или иного  места проживания), транспортных расходов на экскурсионное обслуживание (при  автобусных экскурсиях) и т. д. В калькуляцию  включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура. Стоимость авиаперелета, например, как и иного средства транспортировки, определяется исходя из стоимости билета на одного человека и численности группы. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Ее процент зависит от компании перевозчика, наличия и условий договоров, заключенных между ним и туроператором. Размер скидки при этом составляет от 5 до 30%. Расчет усложняется, если туроператор занимается и чартерными рейсами, а также при сложной схеме движения группы или использовании несколько видов транспорта.

Расходы на проживание. Данная статья рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит  от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе, предоставляемых групповых скидок и времени проживания.

Расходы на питание  рассчитываются в зависимости от вида туризма. При въездном туризме (т. е. калькулировании туров на прием  иностранных туристов в России) их рассчитать достаточно сложно. При  выездном – стоимость питания зависит от условий тура (завтрак, полупансион, полный пансион). Как правило, она включается в стоимость проживания. В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки. В других случаях завтрак, обед и ужин указываются отдельно от стоимости номера.

Расходы на экскурсионную  программу. Эта статья включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу  тура (обычно 2-3 экскурсии). При желании  турист может оплатить дополнительные экскурсии на месте. Их стоимость зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо результат умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов.

Стоимость услуг гида-переводчика либо выделяется в самостоятельную калькуляционную статью, либо включается в косвенные (накладные – общехозяйственные) расходы фирмы.

Косвенные расходы  туроператора. Это затраты по управлению и содержанию туристской организации. Они включают расходы на организацию набора групп, амортизацию основных средств и нематериальных активов, арендные платежи, оплату услуг банков и предприятий связи, содержание офиса, заработную плату с обязательными отчислениями управленческого персонала, агентов и т. д.

Косвенные расходы  включают в себестоимость с использованием различных методов. В данном случае они включены в виде процентного  соотношения к итоговой величине прямых затрат. Нормативный уровень  накладных затрат берется из анализа  фактических данных за предыдущие периоды. Полная себестоимость определяется сложением прямых и косвенных затрат.

 Продажная  цена и скидки .Продажная цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли для туристских организаций составляет 20%, ее величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровнем конкуренции на рынке туристских услуг.

Туристские организации  применяют скидки со стоимости турпродукта, например:

  • сезонные скидки;
  • скидки для детей и школьников;
  • специальные скидки, предоставляемые авиакомпаниями и гостиницами для людей в возрасте 50 – 65 лет;
 

    18

  • скидки для постоянных клиентов;
  • скидки в случае если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха.

Комиссия.При разработке продажных цен на туристские продукты учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:

комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);

розничная комиссия для турагентов, которые перепродают  программы туроператорам или  сами бронируют гостиничные номера;

комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

При заключении договора между туроператором и  турагентом возможны следующие варианты.

  • туроператор продает турагенту турпакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает в свою пользу надбавку на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки;
  • в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

Распределение косвенных расходов. B многопрофильных организациях, где действует несколько видов деятельности (туроператорская и турагентская), косвенные расходы предварительно подлежат распределению по этим видам пропорционально выбранной базе:

  • сумме всех прямых затрат по видам деятельности;
  • стоимости продукции по ценам реализации, т. е. пропорционально размеру выручки от реализации, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации, без НДС.

Косвенные затраты  распределяются и по объектам калькулирования, т. е. по отдельным видам продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе распределения:

по одному виду прямых затрат, например пропорционально  фонду оплаты труда;

пропорционально общей величине прямых затрат (чаще других вариантов применяется в  туристских организациях). В среднем  уровень накладных расходов у  туроператора составляет от 5 до 20% от общей суммы всех прямых затрат. Нормативная величина косвенных расходов берется из анализа фактических косвенных расходов за предшествующий отчетный период, например за три месяца, а при условии равномерного объема реализации туристских услуг – по месяцам либо по сезонам;

по методу прямого  счета. Предположим, косвенные расходы  туроператора за отчетный период составили 30 тыс. рублей. Если за отчетный период планируется сформировать и отправить  только одну группу, то вся сумма (30 тыс. руб.) при калькулировании данного тура отразится по калькуляционной статье, которая так и называется «Накладные (косвенные) расходы туроператора»; дифференцированным способом с использованием процента;применяя систему функционального учета. Использование единой базы распределения (носителя издержек) представляется неправильным, так как применение  

19

исключительно обьемозависимых баз распределения  приводит к тому, что производство

одного вида продукции (работ, услуг) субсидирует  производство другого. В системе функционального учета, применяются несколько баз распределения, поэтому показатели себестоимости адекватно отражают степень поглощения затрат и являются самыми точными.

Много времени  и сил может уйти на распределение  накладных расходов. Тем не менее, их фактическая величина редко совпадает с предварительной оценкой, и поэтому почти всегда оказывается, что приходится иметь дело либо с не полностью распределенными, либо с излишне распределенными накладными расходами. То есть сумма накладных расходов, отнесенных на турпродукцию, будет меньше или больше фактически понесенных накладных затрат. И перед бухгалтером возникает задача их ежеквартальной или ежегодной корректировки. Если из бухгалтерских счетов видно, что в течение года накладные расходы были не полностью распределены (т. е. фактические превысили сумму плановых), то их нормативный коэффициент при прогнозировании был немного занижен. Поэтому к накладным расходам отчетного периода необходимо добавить определенную сумму и повысить их нормативный коэффициент.

Затраты по продвижению  турпродукта включают все коммерческие расходы, к которым относятся  комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, расходы  на рекламу, участие в выставках  и ярмарках и др.

Коммерческие  расходы подлежат распределению между стоимостью реализованных и нереализованных туров в доле, относящейся к реализованным турам.

Каждый метод  ценообразования, как и способ распределения  косвенных расходов, имеет свои преимущества и недостатки. Зная возможности каждого с учетом всех факторов, особенностей конкретной финансово-хозяйственной ситуации, управляющему турфирмой остается самому принимать верные управленческие решения.

Исходя из вышесказанного приведу пример расчета стоимости  группового тура Москва-Санкт-Петербург без учета стоимости авиаперелета.

Пример  расчета стоимости  тура (без стоимости  авиаперелета)

1. Общие условия.

1.1. Сроки: Москва 4 дня - 3 ночи; Санкт-Петербург 6 дней -5 ночей.

1.2. Количество  туристов в группе, включая переводчика, - 21 человек.

1.3. Питание - полный пансион (завтрак, обед, ужин).

1.4. Проживание - двухместные номера со всеми  удобствами.

1.5. Транспорт  - комфортабельный автобус.

1.6. Трансферт  - аэропорт - гостиница - аэропорт.

1.7. При расчете  применяют цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека, за 1 ч аренды автобуса. 

2. Смета расходов  турфирмы по приему туристов.

2.1. МОСКВА

Проживание - гостиница  «Измайлово»:

30 долл. • 3 ночлега  • 21 чел. = 1890 долл.

Питание - трехразовое:

20 долл. • 4 дня  • 21 чел. = 1680 долл.

Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия  по городу на автобусе, экскурсии в  Кремль, на Красную площадь, посещение  музеев, Большого театра):

45 долл. • 21 чел. = 945 долл. 

20

2.2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Проживание - гостиница  «Нева»:

20 долл. • 5 ночлегов -21 чел. = 2100 долл.

Питание - трехразовое:

20 долл. • 6 дней  • 21 чел. = 2520 долл.

Экскурсионная и культурная программа: обзорная экскурсия  по городу на автобусе, экскурсии в  Эрмитаж, Петродворец, Мариинский театр, посещение музеев Царского села (г.Пушкин):

55 долл. • 21 чел. =1155 долл.

Информация о работе Сущность цены как экономической категории, цели и задачи ценообразования в ИГ и Т