Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиций в человеческий капитал.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ


5

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала
5

1.2 Методы оценки человеческого капитала
12

1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций
14

1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом
16

1.5 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности
19

2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
22

2.1 Сущность инвестиций в человеческий капитал
22

2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
24

2.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
29

3. ИНВЕСТИЦИИ ОАО «ДИОНИС» В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
34

3.1 Кадровая политика и уровень человеческого капитала ОАО «ДИОНИС»


34

3.2 Ивистиции в человеческий капитал в ОАО «ДИОНИС»
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Микроэкономика.docx

— 103.17 Кб (Скачать документ)

 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал   МЭСИ

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Микроэкономика

Тема 

«Сущность, виды и эффективность инвестиций

в человеческий  капитал»

 
 
 

 

 

 

 

Студент 

Станкевич Т.А.№2289

 ЗОЭЭ-1

     
   

Ф.И.О., № зачетки, группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

 ГерасимовЕ.Л. 

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

 

 

Минск  2011 г.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА  И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ

 

5

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

5

1.2 Методы оценки человеческого капитала

12

1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций

14

1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом

16

1.5 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности

19

2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

22

2.1 Сущность инвестиций в человеческий  капитал

22

2.2 Основные виды инвестиций в  человеческий капитал

24

2.3 Показатели эффективности инвестиций  в человеческий капитал

29

3. ИНВЕСТИЦИИ ОАО «ДИОНИС»  В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

34

3.1 Кадровая политика и уровень человеческого капитала ОАО «ДИОНИС»

 

34

3.2 Ивистиции в человеческий капитал  в ОАО «ДИОНИС»

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные условия деятельности предприятий требуют создания эффективной  системы управления персоналом предприятия, развития его кадрового потенциала.

В этой ситуации возникает  необходимость в теоретическом  переосмыслении кадровых процессов, разработке методологии формирования стратегии  и тактики эффективного использования  персонала 

 предприятий,  способствующих подъему и развитию  предприятий, обеспечению их конкурентоспособности как на внутренних, так и на мировых рынках.

Понятие "человеческий капитал" приобретает в настоящее  время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко  возрос интерес экономической науки  к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого  капитала является инвестирование в  человека, в его здоровье и образование.

Сегодня изучение проблем повышения эффективности  использования производительных сил  людей, реализующихся в современных  условиях в форме человеческого  капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально  – экономических исследований. Это  предполагает проведение глубоких научных  исследований данной проблемы.

Главной отличительной  чертой нашей страны является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер.

Учёные –  демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни  напрямую зависит от уровня образования  и интеллекта человека. Граждане с  высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру  инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в  человеческий капитал – это инвестиции в долголетие и качество жизни. В  возрасте до тридцати лет приоритетными  инвестициями в человеческий капитал  должны стать инвестиции в качественное образование.

Цель данной курсовой работы: показать особенности  инвестиций в человеческий капитал.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и  эффективности вложений в человеческий капитал.

В первой главе  данной курсовой работы рассматривается  сущность человеческого капитала, его  виды и особенности, рассматривается  понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого  капитала

Во второй главе рассматриваются инвестиции в человеческий капитали их виды и  эффективность инвестиций в человеческий капитал.

В третьей  главе рассматривается инвестиции в человеческий капитали на предприятие ОАО «ДИОНИС».

 

 

 

 

 

 

1 Концепция человеческого капитала  и его роль в экономическом  процессе

1.1 Современный  подход к изучению человеческого  капитала

 

Теория человеческого  капитала изучает процесс качественного  совершенствования человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения  труда. С ее выдвижением связан настоящий  переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение  "капитальных", инвестиционных  аспектов в поведении агентов  на рынке труда;

2) переход  от текущих показателей к показателям,  охватывающим весь жизненный  цикл работников (таким, как пожизненные  заработки);

3) признание  человеческого времени в качестве  ключевого экономического ресурса.

Идея человеческого  капитала имеет давние корни в  истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У. Петти. Позднее она нашла отражение  в "Богатстве народов" А. Смита, "Принципах" А. Маршалла, и работах  многих других ученых. Однако как самостоятельный  раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит  известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. [2]

Т. Щульц внес огромный вклад в становление  теории человеческого капитала на начальном  этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие  человеческого капитала как производительного  фактора. И сделал многое для понимания  роли человеческого капитала как  главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к  труду, их эффективную созидательную  деятельность в обществе, поддержание  здоровья и т.д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого  в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало  из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия  он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в  основном затраты на образование  и обучение. Беккер оценил экономическую  эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования  он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним  общим образованием. Издержками образования  считались как прямые затраты, так  и альтернативные издержки - упущенный  доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов  к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли. [13]

Особый вклад  Беккер внес в теории конкуренции, стратегии  и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных  знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и  значимые особенности ее продукции  и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и  корпорации, и они финансируют  ее. Эти работы Беккера стали основой  создания современной теории фирмы  и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они  соглашаются на более низкую в  период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих  инвестиций. Напротив, специальная  подготовка финансируется по большей  части самими фирмами, которым поступает  и основной доход от нее. Понятие  специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди  работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте  текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вклад Г. Беккера в теорию человеческого капитала оказался особенно весом - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный  им аппарат кривых спроса и предложения  инвестиций в человеческий капитал, Г. Беккер сформулировал универсальную  модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал  отражает неравенство в природных  способностях учащихся, тогда как  неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей  к финансовым ресурсам.

Предложенная  Г. Беккером модель объясняет неравенство  доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и  от собственности (от полученных в дар  или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем  выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого  капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в  случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или  вообще не меняется. Поэтому стратегия  рациональных семей такова: инвестировать  сначала в человеческий капитал  детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном  размере, тогда как семьи, не оставляющие  наследства, чаще всего недоинвестируют  в их образование. [13]

Развитие  теории человеческого капитала шло  в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего  поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной  деятельности человека. Понятия и  методы экономического анализа стали  применяться для изучения таких  социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать  как одно из проявлений этой общей  тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом понимается воплощенный  в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического  или финансового капитала, требует  отвлечения средств от текущего потребления  ради получения дополнительных доходов  в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Центральное место в теории человеческого  капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал  и позволяют оценивать эффективность  человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого  капитала исходят из представления, что при вложении средств в  подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью  альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами  по ценным бумагам и т.д.). В зависимости  от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении  учебы, либо о ее прекращении. Нормы  отдачи выступают, следовательно, как  регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной  экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостаточном  инвестировании, низкие - об избыточном инвестировании. Различают частные  и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с  точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего  общества.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал