Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиций в человеческий капитал.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
5
1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала
5
1.2 Методы оценки человеческого капитала
12
1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций
14
1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом
16
1.5 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности
19
2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
22
2.1 Сущность инвестиций в человеческий капитал
22
2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
24
2.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
29
3. ИНВЕСТИЦИИ ОАО «ДИОНИС» В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
34
3.1 Кадровая политика и уровень человеческого капитала ОАО «ДИОНИС»
34
3.2 Ивистиции в человеческий капитал в ОАО «ДИОНИС»
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
41
2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
– расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
– расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
– расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Существует
также деление инвестиций в человеческий
капитал на вещественные и невещественные.
К первым относятся все затраты,
необходимые для физического
формирования и развития человека (издержки
рождения и воспитания детей); ко вторым
– накопленные затраты на общее
образование и специальную
Из всех видов
инвестиций в человеческий капитал
наиболее важными являются вложения
в здоровье и в образование. Общее
и специальное образование
Сегодня одним
из важнейших компонентов вложений
в человеческий капитал во всех странах
являются расходы на обучение на производстве.
В любом обучающем проекте
до 80% знаний приходится на самостоятельное
обучение. Особенно это относится
к профессиям специалистов – исследователей,
учителей, инженеров, экспертам по компьютерам
и т.д., которые призваны непрерывно
обновлять квалификацию через индивидуальное
изучение литературы, использование
независимых обучающих
Инвестиции
в образование по содержательному
признаку обычно разделяют на формальные
и неформальные[9]. Формальные инвестиции
– это получение среднего, специального
и высшего образования, а также
получение другого образования,
профессиональная подготовка на производстве,
различные курсы, обучение в магистратуре,
аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные
– это самообразование
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, подливанию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
1. Отдача от
инвестиций в человеческий
2. Человеческий
капитал не только подвержен
физическому и моральному
3. По мере
накопления человеческого
4. Не всякие
инвестиции в человека могут
быть призваны вложениями в
человеческий капитал.
5. Характер
и виды вложений в человека
обусловлены историческими,
6. По сравнению
с инвестициями в иные
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее
время роль государства в этой
области достаточно велика. Государство
прибегает как к
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).
Накопление
интеллектуальных и психофизиологических
способностей человека в семье является
фундаментом для дальнейшего
развития и постоянного
На основе сказанного можно сделать вывод, что существует несколько видов инвестиций в человеческий капитал, наиболее важными из которых являются инвестиции в здоровье и в образование, так как благодаря этим факторам повышается эффективность труда человека и увеличивается его трудоспособность, то есть инвестиции в эти сферы жизни человека с большой вероятностью в дальнейшем окупятся и принесут доход.
Рисунок 1− График зависимости среднегодовых доходов от образования в Америке на 2009г.
2.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
При инвестировании
финансовых ресурсов в человеческий
капитал у руководства
– окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);
– в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
– в каких объёмах потребуется вложить средства;
– каковы возможные варианты инвестиций;
– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.
Одним из показателей
экономической эффективности
УИ
= ФО / ВНП
где, ВНП – валовой национальный продукт
ФО – денежная оценка общего фонда образования.
По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.
Ваганян О.Г.
предлагает следующую методику оценки
эффективности инвестиций в интеллектуальный
капитал коммерческих организаций.
В связи с тем, что взаимодействие
отдельных элементов
Z =
Х2-Х1 / Y
где, Z – коэффициент эффективности инвестиций;
X2 – величина интеллектуального капитала в конце периода;
X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y – инвестиции
в интеллектуальный капитал
Для подсчета
величины Y рекомендуется учитывать
следующие составляющие: затраты
на исследования и разработки (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Yn
= X0 + RCn
где, Yn – заработки человека, имеющего n лет образования;
Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;
R – текущая
норма отдачи вложений в
Сn – объем инвестиций в течение n лет обучения.
После процедуры
определения издержек образования
и выгод от его получения производят
сравнение величин выгод с
величиной издержек, приведенных
к одному моменту времени путем
дисконтирования. Разность между дисконтированными
величинами выгод и издержек дает
чистую приведенную стоимость
Здесь необходимо
учитывать то, что величина приведенной
стоимости пожизненных
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек.
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал