Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом теория Майбо Т. 13-02 А.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

                                                                                                                

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3                                                                

1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5                                                             

1.2 Виды и типы  конкуренции…………………………………………………….10 

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

……………………………………………………………………………………….26                                          

2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26

2.2 Антимонопольная  политика в РК……………………………………………..29 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36                                                                         

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………38                                                                                     

  
 

 

Введение 

     Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

     Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

      В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

      Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю, право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

      В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

     Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны. Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

     ►она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

     ►она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

     ►в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

     К числу негативных сторон можно отнести:

     ►придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

     ►ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

     ►ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

     В данной работе раскрыто общее понятие конкуренции; монополистической конкуренции, совершенной конкуренции,  чистой конкуренции, монополии и олигополии.

    Цель  данной работы определить содержание наиболее острых и важных проблем развития конкуренции и ее видов, а также значимость конкуренции в Казахстане, а также всестороннего анализа конкурентоспособности нашей страны.

    Задачами  данной курсовой работы являются:

    ♦ определить теоретические основы конкуренции;

    ♦ рассмотреть сущность конкуренции;

    ♦ дать общую характеристику монополистической и чистой конкуренции;

       ♦ показать различие олигополии и монополии на рынке;

       ♦ рассмотреть конкуренцию на примере Казахстана;

    ♦ дать оценку конкурентоспособности нашей страны; 

     Несомненно, что рыночная конкуренция в Казахстане не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. По уровню конкурентной среды можно судить о привлекательности того или иного товарного рынка либо для потенциальных инвесторов, либо для новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, оценка конкурентной среды является одним из важнейших процессов развития рыночных отношений в Казахстане. 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Условия возникновения конкуренции 

     Самостоятельность, независимость, экономическая свобода  субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции – основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция [20, с. 91-92].

     Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. [19, с. 110].

     Конкуренция создает механизм стимулирования, который  называется механизмом кнута и пряника. Общество дразнит предпринимателя  прибылью. Идет борьба между рабочими и предпринимателями в том, что  предприниматели стремятся сохранить себя как предпринимателей, а рабочие стремятся их вытеснить и самому стать предпринимателями. В поведение каждого борца есть две составляющие или противоположные стороны:

     1) борец старается максимально  эффективно использовать ресурсы, чтобы победить;

     2) действия борца, которыми он  старается не допустить соперника  до финиша или оттеснить конкурента. Первая составляющая - положительная  сторона, вторая - отрицательная.  Эти стороны есть в каждом  виде конкуренции, но доля их  различна. Можно обнаружить их  взаимопревращение [22, с. 41].

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. [27, с. 6].

     Конкуренция есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

     Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса. [2, с. 179].

     Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами:

     1) угрозой появления новых конкурентов;

     2) угрозой появления товаров или  услуг-заменителей;

     3) способностью поставщиков комплектующих  изделий и т. д. торговаться;

     4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой» (рис. 8.1) [14, с. 179].

       
 
 
 

                                  ← ↓

       

                                                                            

        

                                       

                                        
 
 
 

Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)

Источник: [14, с. 179].

     Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

     • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

     • организация производства, снабжение  его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;

Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане