Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Содержание
вВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения
конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы
конкуренции…………………………………………………
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
………………………………………………………………………………
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная
политика в РК……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………………38
Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно
это способствует прогрессу экономики:
эффективность производства повышается,
создаются условия для
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны. Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
►она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
►она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
►в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
►придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
►ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
►ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
В данной работе раскрыто общее понятие конкуренции; монополистической конкуренции, совершенной конкуренции, чистой конкуренции, монополии и олигополии.
Цель данной работы определить содержание наиболее острых и важных проблем развития конкуренции и ее видов, а также значимость конкуренции в Казахстане, а также всестороннего анализа конкурентоспособности нашей страны.
Задачами данной курсовой работы являются:
♦ определить теоретические основы конкуренции;
♦ рассмотреть сущность конкуренции;
♦ дать общую характеристику монополистической и чистой конкуренции;
♦ показать различие олигополии и монополии на рынке;
♦ рассмотреть конкуренцию на примере Казахстана;
♦ дать оценку конкурентоспособности нашей страны;
Несомненно,
что рыночная конкуренция в Казахстане
не только весьма интенсивна, но и с каждым
годом обостряется. Компания должна постоянно
сравнивать свои товары, цены, каналы распределения,
мероприятия по продвижению и рекламные
компании с продукцией и маркетинговой
политикой конкурентов и определять свои
конкурентные преимущества и недостатки.
По уровню конкурентной среды можно судить
о привлекательности того или иного товарного
рынка либо для потенциальных инвесторов,
либо для новых хозяйствующих субъектов.
Таким образом, оценка конкурентной среды
является одним из важнейших процессов
развития рыночных отношений в Казахстане.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
1.1
Условия возникновения
конкуренции
Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции – основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция [20, с. 91-92].
Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. [19, с. 110].
Конкуренция
создает механизм стимулирования, который
называется механизмом кнута и пряника.
Общество дразнит предпринимателя
прибылью. Идет борьба между рабочими
и предпринимателями в том, что
предприниматели стремятся
1)
борец старается максимально
эффективно использовать
2)
действия борца, которыми он
старается не допустить
Конкуренция
выполняет в рыночной экономике
важнейшую функцию – она
Конкуренция есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса. [2, с. 179].
Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами:
1) угрозой появления новых конкурентов;
2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей;
3)
способностью поставщиков
4)
способностью покупателей
← ↓
→ ←
Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)
Источник: [14, с. 179].
Конкуренция
как экономический процесс
• формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
• организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане