Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Антимонопольное Агентство РК создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». Действующая структура Агентства состоит из пяти департаментов и семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач. Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального уровня кадрового состава органа. На постоянной основе проводятся семинары с привлечением международных экспертов Европейского союза, Европейского Банка Реконструкции и Развития, проходят курсы повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Проводится работа по гармонизации, совершенствованию антимонопольного законодательства. Разработан проект Закона Республики Казахстан прямого действия «О конкуренции», внесение которого в Парламент планируется в 2008-2012 году [29, с. 8].
Агентство
в установленном
1) формирование и ведение
Государственного реестра
2) установление цен (тарифов)
3) осуществление контроля за
4) анализ рынка и выявление
хозяйствующих субъектов,
5) организация и координация
6) анализ состояния малого
7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках;
8) организация взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции Агентства [38, с. 16].
В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер для применения норм антимонопольного законодательства.
В силу признанных Казахстаном
норм международного права
11 июня 1991г. в Казахстане принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Данный закон принят в целях поддержания и развития конкуренции, защиты интересов потребителей.
Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это обусловлено спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы в Западной Европе, решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее близок к моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства предполагается противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [37, с. 17].
Правительством проводится большая работа по координации деятельности и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики. Верховным Советом Республики Казахстан 22 июня 1994 года ратифицирован Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.
Задачами настоящего Договора являются:
►координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
►сближение антимонопольного законодательства стран-участников Договора;
►создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
►согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создание на этой основе механизма сотрудничества.
Для
реализации данного Договора его участники
учредили Межгосударственный совет по
антимонопольной политике, который призван
вырабатывать критерии и способы оценки
монополистической деятельности, недобросовестной
конкуренции, процедуры расследования
дел по нарушению правил конкуренции,
Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие
субъекты, органы власти и управления,
нарушающие правила конкуренции в общем
экономическом пространстве, и согласование
их между странами-участниками [37, с.27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Итак в первую очередь конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех"*. Эта война выглядит так:
Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.
Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.
Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае
выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.
Конкуренция
при всех ее положительных и отрицательных
сторонах, является важным элементом
рыночного механизма
С
другой стороны рынок сигнализирует
о состоянии и потенциальных
возможностях общественного производства
в созидании необходимых
Что касается свободной конкуренции, то она свойственна существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Вместе с тем, в Республике Казахстан еще не созданы достаточные условия для развития конкуренции. Но наша страна обладает достаточным потенциалом для достижения этого
В своей курсовой работе мы охватили обширное понятие конкуренции. Дали анализ типов рынков, совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции. Выяснили отличие Монополии от Олигополии. Также существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция. Что касается нашей республики, то в последнее время большое значение уделяется развитию именно конкуренции, созданию антимонопольных агентств и ведомств, защите прав потребителей и производителей на рынках совершенной и несовершенной конкуренции. И попытка Казахстана войти в 50 развитых стран экономики возможно когда-нибудь станет реальностью.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане