Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом теория Майбо Т. 13-02 А.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

      Антимонопольное Агентство РК создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». Действующая структура Агентства состоит из пяти департаментов и  семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач. Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального уровня кадрового состава органа. На постоянной основе проводятся семинары с привлечением международных экспертов Европейского союза, Европейского Банка Реконструкции и Развития, проходят курсы повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Проводится работа по гармонизации, совершенствованию антимонопольного законодательства.  Разработан проект Закона Республики Казахстан прямого действия  «О конкуренции», внесение которого в Парламент планируется в 2008-2012 году [29, с. 8].

     Агентство в установленном законодательством  порядке осуществляет следующие  функции:

      1) формирование и ведение Государственного  регистра хозяйствующих субъектов  - естественных монополистов Республики Казахстан,

       Государственного реестра хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение на рынке, Государственного  регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами;

      2) установление цен (тарифов) или  их предельного уровня на продукцию субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управление;

      3) осуществление контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства  во всех сферах экономики;

      4) анализ рынка и выявление  хозяйствующих субъектов, занимающих  доминирующее положение, определение  границ, доступных для потребителей  рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;

      5) организация и координация выполнения  государственных программ поддержки  и развития малого бизнеса  (предпринимательства);

      6) анализ состояния малого бизнеса  (предпринимательства) и эффективности  государственной поддержки, осуществление контроля за эффективностью использования государственных финансовых средств, направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);

      7) разработка и реализация мер  по развитию конкуренции на  товарных и финансовых рынках;

      8) организация взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции Агентства [38, с. 16].

     В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер для применения норм антимонопольного законодательства.

       В силу признанных Казахстаном  норм международного права международные  договоры, участником которых является  Республика Казахстан, имеют приоритет  перед антимонопольным законодательством.  В случаях противоречия между  международным договором и антимонопольным законодательством применяется норма международного договора. Согласно императивным нормам, международный договор должен быть ратифицирован [38, с. 17].

     11 июня 1991г. в Казахстане принят  Закон «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической деятельности». Данный закон принят в целях поддержания и развития конкуренции, защиты интересов потребителей.

     Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это  обусловлено  спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы в Западной Европе,  решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее близок к  моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства  предполагается  противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [37, с. 17].

     Правительством  проводится большая работа по координации деятельности и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики. Верховным Советом Республики Казахстан  22 июня 1994 года  ратифицирован Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

     Задачами  настоящего Договора являются:

     ►координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

     ►сближение антимонопольного законодательства стран-участников Договора;

     ►создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;

     ►согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создание на этой основе механизма сотрудничества.

     Для реализации данного Договора его участники учредили Межгосударственный совет по антимонопольной политике, который призван вырабатывать критерии и способы оценки монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, процедуры расследования дел по нарушению правил конкуренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции в общем экономическом пространстве, и согласование их между странами-участниками [37, с.27].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В заключение необходимо сделать некоторые  общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной  экономической категории.

      Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

      Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

      Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

      Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

      В зависимости от того, каким образом  конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Итак в первую очередь конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

      Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех"*. Эта война выглядит так:

      Первый  фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может  без ущерба для своего бизнеса, продать  товар дешевле.

      Второй  фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся  приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

      Третий  фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей  цены  на  однородные   продукты. Конкуренция   в   данном  случае

выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

      Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

      С другой стороны рынок сигнализирует  о состоянии и потенциальных  возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ. В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

      Что касается свободной конкуренции, то она свойственна существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

     Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

     Вместе  с тем, в Республике Казахстан  еще не созданы достаточные условия  для развития конкуренции. Но наша страна обладает достаточным потенциалом для достижения этого

     В своей курсовой работе мы охватили обширное понятие конкуренции. Дали анализ типов рынков, совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции. Выяснили отличие Монополии от Олигополии. Также существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция. Что касается нашей республики, то в последнее время большое значение уделяется развитию именно конкуренции, созданию антимонопольных агентств и ведомств, защите прав потребителей и производителей на рынках совершенной и несовершенной конкуренции. И попытка Казахстана войти в 50 развитых стран экономики возможно когда-нибудь станет реальностью. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Экономическая теория: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям / под ред. И.П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
  2. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003 . - 496 с.
  3. Экономика / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалезни; Перевод с англ.языка, Общая редакция и предисловие: Г.Г. Сапова; Академия народного хозяйства при правительстве РФ, М.:«Дело ЛТД», 1995. -  868 с.
  4. Учебник XXI века / Мэнкью Н.Г: М97 Принципы экономики – СПб: «Питер Ком», 1999. – 784 с. – ил.
  5. Микроэкономика / Лукин М.Ю., Емцов Р.Г: Учебник – 2-е изд. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова – Изд. «Дело и сервис», 1999. – 320 с.
  6. Микроэкономика / Тарасевич Л.С., Гребешников П.И., Леусский А.И.: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2006. — 374 с.
  7. Е.В. Савицкая: Курс лекций по микроэкономике – М.:2002. – 282 с.
  8. «Микроэкономика» / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов: 8-е изд. – 208 с.
  9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  10. Методы микроэкономического анализа - Фиаско рынка - Бусыгин-Коковин-Цыплаков – 2000. – 73 с.
  11. Тюрина А. Д. / Микроэкономика Конспект лекций; Зав.ред. менеджмента и маркетинга: Хаймульдинова Д. И.,  Гарнитура: «Ньютон», 2008. – 160 с.
  12. Ивашковский С.Н. / Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр.и доп. — М.: Дело, 2001. —416с.
  13. Максимова, В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 204 с.
  14. Селищев А. С.  Микроэкономика. Учебн. для вузов — СПб:. Питер, 2002. — 448 с : ил.
  15. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко и др.; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с.
  16. Экономическая теория / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. СПб ГУЭф, Изд. «Питер», 2004. – 544 с.
  17. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. «Юрайт», 2005. — 399 с.
  18. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 2004. 140 с.
  19. Экономика. Курс лекций: Учебн. пособие для вузов / В.В. Янова. – М: Изд. «Экзамен», 2005. – 384 с.
  20. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
  21. Экономическая теория: М. А. Сажина,   Г. Г. Чибриков, Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА(Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 456 с.
  22. Лекционные материалы по экономике - Бондин – 2004. – 44 с.
  23. Учебник для вузов Мочерный С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. / Учебник, Под. ред. Е. Г. Гежа; Изд. «ПРИОР», М.: 2004.
  24. Крымова, схемы.
  25. Экономика: 3-е изд., пер. и дополн.: Учебник; Под. ред. А.С. Булатова, М.: Изд. «ЮРИСТЪ» , 1999. – 557 с.
  26. http://yandex/kz/yandsearchtext.
  27. http://yandex.kz/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%D0%.
  28. Закон РК о конкуренции  на 19.03.2010г.
  29. Стратегический план Агенства РК по защите конкуренции.
  30. Постановление правительства РК «О защите конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.
  31. Концепция поддержки предпринимательства и развитие конкуренции в Республике Казахстан (2 часть).
  32. http://azk.gov.kz/rus/tm/news/pressabout/?cid=0&rid=1535
  33. http://tonapo.sytes.net/index.php?doc=file&url=rar/ekonomicheskaya_teoriya/148981277191891.html
  34. Формы недобросовестной конкуренции по Закону РК «О конкуренции».
  35. Закон Республики Казахстан «О конкуренции».
  36. Антимонопольная политика РКHTT. OTHERREFERATS. ALLBEST.RU. ECONOMY.HTML.
  37. http.www.bestreferat.ru.referat-64331.html
  38. http.www.neuch.ru

Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане