Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом теория Майбо Т. 13-02 А.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

     Цель  монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

     Основные  черты чистой монополии:

     1) единственный продавец-производитель;

     2) товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;

     3) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

     4) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями [19,с. 115-116]. 

     Различают несколько видов монополии.

     Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

     Естественная  монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

     Открытая  монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий [8,с. 100].  

     Государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.

     Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом.

     Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;

     Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется. [20,с. 96] 

     Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии — такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газа и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие — естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п. [1,с. 148] 

     В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

     Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно — может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти. [2,с. 126].  

     Монополия это, по сути, захват рынка одним производителем. Если монополия охватывает весь рынок, то есть 100%, то конкуренция исчезает, если только отрасль или отдельный рынок, то она сохраняется. Монополия создает препятствия для конкурентов. Монополия обладает различными патентами, лицензиями на производство и никто другой не имеет права производить тот же товар, что и она. Монополия контролирует источники сырья, применяет приемы нечестной борьбы [22,с. 42].  

        Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

      На  олигополистическом рынке конкурируют  между собой несколько крупных  фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили) [26,с. 12].  

     Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.). Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например, в автомобильной или сталелитейной промышленности). Вступление в отрасль может быть существенно ограничено путем выдачи лицензий (например, чтобы заниматься оптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штате фармацевта с высшим образованием, площадь под склад более 100 м2 и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности мелких фирм).

     Патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока (так, в США — в течение 17 лет). [1,с. 152].  

      Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них   необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т.д. [26,с. 12].  

     Олигополии присущи следующие черты:

     ♥ наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

          ♥ контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре

          ♥ наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

          ♥ взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

          ♥ неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен [2,с. 192]. 

      Суть проблемы олигополии сводится к взаимозависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе конкуренции может давать результат, сравнимый с ситуаций «чистой» монополии, результат, близкий равновесию в условиях совершенной конкуренции и, естественно, все промежуточные варианты [5,с. 255].  

     Существуют  два вида олигополии. Первый вид  предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Однако и в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что по крайней мере некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и, принимая то или иное решение, обязана считаться с этим обстоятельством [12,с. 265].   
 
 
 
 
 
 

 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 2 -  Основные принципы построения олигополистической формы рыночной власти [11,с. 64].

 

      Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами - олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо [26,с. 14].

     Рынком  монополистической конкуренции  называют такой тип рынка, на котором большое число производителей предлагает многим покупателям определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий [6,с. 147].

     Основные  характеристики монополистической конкуренции:

     1) относительно большое число некрупных  (мелких) фирм;

     2) эти фирмы производят разнообразную  продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

     3) сохраняются возможности относительно  легкого вступления в отрасль  новых производителей. Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. [19,с. 114].

     Монополистическая конкуренция охватывает не всех производителей, а только относительно большое число  небольших производителей. Под относительно большим числом понимают от 25 до 70 (Макконел и Брю). Монополистическую конкуренцию характеризует: 1) каждая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка, следовательно, ее контроль над ценами ограничен, 2) сравнительно большое число фирм не позволяет согласовывать действия, 3) в отрасли нет взаимозависимости между фирмами [22,с.42].

     Рисунок 3 - Классификация основных рыночных структур [9,с. 224]. 

 

     Монополистическая конкуренция имеет сходство с  совершенной (чистой)

конкуренцией. Для обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз [21,с. 114].

     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты [9,с.232].

     В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли [16,с.159].

     Внешне  монополистическая конкуренция  схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной  власти ведет к тому, что производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства [20,с. 99].

Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане