Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа состоит из  1 файл

эконом теория Майбо Т. 13-02 А.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)

     В последние годы факты концентрации экономической власти и формирование крупных вертикально интегрированных  структур, а также согласованных действий компаний на рынке, недобросовестной конкуренции и извлечение монопольных выгод стали носить устойчивый характер. Это обусловлено, как нарастанием конкурентной борьбы, так и отсутствием у субъектов рыночных отношений знаний в этой сфере. Пропаганда конкуренции и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил - важнейшие элементы антимонопольной политики, основная цель которых обеспечить равные правовые возможности на конкурентном поле всем субъектам рынка [30, с. 5-6].

     Стоит заметить, что Казахстан обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими  природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности Казахстана в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны [33, с. 5].

      На  сегодняшний день отсутствует эффективная система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом вопросов защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции). Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении. Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может являться рост нарушений антимонопольного законодательства. Не на должном уровне находится антимонопольная нормативная правовая база. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для антимонопольного ведомства. [29, с. 5].

     Президентом Республики Казахстан Назарбаевым  Н.А. в последних выступлениях поставлена задача по вхождению Казахстана в  число пятидесяти конкурентоспособных  стран мира. Одним из приоритетов  в данной деятельности отмечено развитие конкуренции, как основного двигателя рыночной экономики; поставлены задачи по совершенствованию антимонопольного законодательства, которое должно отвечать требованиям международного конкурентного права. [30, с. 6].

     В настоящее время для выявления и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется  комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3% [29, с. 5].

     2.2 Антимонопольная политика в РК  

     Для развития внутренней конкуренции республики, необходимы не только усиление антимонопольного законодательства и инструментов его  применения, но и сильный антимонопольный  орган [30, с. 6].

   Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 

     Решением  Президента Республики Казахстан в  августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

     В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

     Во  исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании  структуры органов государственной  власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.) [36, с. 2].

     В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной  политики и социальной сферы, Департамент  регулирования цен. Департамент  защиты прав потребителей, Департамент  поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [36, с. 2].

      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора [35, ст. 2].

     Основная  работа антимонопольного органа строится на проведении анализов товарных рынков, результаты которых позволяют судить о состоянии и уровне развития конкуренции (выявлять субъектов доминантов монополистов, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность). Своевременный и оперативный анализ товарных рынков является необходимым условием эффективного контроля экономической концентрации и своевременного выявления нарушений антимонопольного законодательства. По результатам проводимых анализов выявляются барьеры для “входа” на рынки новых компаний (аффилиированность субъектов и др.), а также разрабатываются меры для демонополизации и развития конкуренции [32, с. 1].

       Антимонопольное правовое регулирование в той  или иной форме имеет место практически во  всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю. В отраслях,  где монополистическая власть может возникнуть в результате  создания  объединений фирм,  государство при желании способно предупредить  ее формирование или,  если уже  монополистическая  власть  сформировалась -   ликвидировать   ее [37, с. 7].

     Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Оно регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции [38, с. 11].

     В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство  Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

     В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства [36, с. 4].

     Антимонопольное Агентство имеет территориальные  органы - департаменты по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции  и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

          Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между  моделями. В мире практически нет государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом развитии, которые бы не имели специального антимонопольного законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение.

       Не  случайно одной из первых рекомендаций Всемирного банка и Валютного фонда Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан было принятие антимонопольного закона и организация государственного органа, обеспечивающего его выполнение [37, с. 15].

     Агентство является юридическим лицом, имеет  расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на казахском  и русском языках.

     Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства [36, с. 4].

      Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений [38, с. 11].

       Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан  имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах  экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую  основу антимонопольного законодательства составляют:

  1. Конституция Республики Казахстан;
  2. Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.;
  3. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;
  4. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;
  5. Закон  Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.;
  6. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
  7. Указы Президента Республики Казахстан;

     Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного  характера [37, с. 15-16].

     Антимонопольное регулирование имеет следующие  признаки:

       1) осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;

      2) установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;

      3) завершается вынесением индивидуального  юридического акта – предписания  или решения.

       Формы и методы государственного  антимонопольного и ценового  регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику. [38, с. 12].

     Антимонопольный орган создан по поручению Главы  государства в конце 2008 года в результате разделения функции по тарифному регулированию естественной монополии от функции по защите конкуренции. Вновь, как и при первоначальном создании антимонопольных органов республики, функция по защите конкуренции институционально стала независимой от тарифного регулирования естественной монополии, что соответствует международным стандартам. Данное разделение и независимость антимонопольного органа от тарифного регулирования характерно для большинства развитых стран мира [30, с. 6].

Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане