Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:11, курсовая работа
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5
1.2 Виды и типы конкуренции…………………………………………………….10
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная политика в РК……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
В
последние годы факты концентрации
экономической власти и формирование
крупных вертикально
Стоит
заметить, что Казахстан обладает
достаточным научно-
На сегодняшний день отсутствует эффективная система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом вопросов защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции). Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении. Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может являться рост нарушений антимонопольного законодательства. Не на должном уровне находится антимонопольная нормативная правовая база. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для антимонопольного ведомства. [29, с. 5].
Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в последних выступлениях поставлена задача по вхождению Казахстана в число пятидесяти конкурентоспособных стран мира. Одним из приоритетов в данной деятельности отмечено развитие конкуренции, как основного двигателя рыночной экономики; поставлены задачи по совершенствованию антимонопольного законодательства, которое должно отвечать требованиям международного конкурентного права. [30, с. 6].
В настоящее время для выявления и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3% [29, с. 5].
2.2
Антимонопольная политика
в РК
Для развития внутренней конкуренции республики, необходимы не только усиление антимонопольного законодательства и инструментов его применения, но и сильный антимонопольный орган [30, с. 6].
Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Во
исполнение Указа Президента Республики
Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании
структуры органов
В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [36, с. 2].
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора [35, ст. 2].
Основная работа антимонопольного органа строится на проведении анализов товарных рынков, результаты которых позволяют судить о состоянии и уровне развития конкуренции (выявлять субъектов доминантов монополистов, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность). Своевременный и оперативный анализ товарных рынков является необходимым условием эффективного контроля экономической концентрации и своевременного выявления нарушений антимонопольного законодательства. По результатам проводимых анализов выявляются барьеры для “входа” на рынки новых компаний (аффилиированность субъектов и др.), а также разрабатываются меры для демонополизации и развития конкуренции [32, с. 1].
Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю. В отраслях, где монополистическая власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая власть сформировалась - ликвидировать ее [37, с. 7].
Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Оно регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции [38, с. 11].
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства [36, с. 4].
Антимонопольное
Агентство имеет
Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между моделями. В мире практически нет государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом развитии, которые бы не имели специального антимонопольного законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение.
Не случайно одной из первых рекомендаций Всемирного банка и Валютного фонда Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан было принятие антимонопольного закона и организация государственного органа, обеспечивающего его выполнение [37, с. 15].
Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства [36, с. 4].
Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений [38, с. 11].
Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют:
Постановления
Правительства Республики Казахстан,
нормативные документы
Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:
1) осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;
2) установлением конкретных
3) завершается вынесением
Формы и методы
Антимонопольный орган создан по поручению Главы государства в конце 2008 года в результате разделения функции по тарифному регулированию естественной монополии от функции по защите конкуренции. Вновь, как и при первоначальном создании антимонопольных органов республики, функция по защите конкуренции институционально стала независимой от тарифного регулирования естественной монополии, что соответствует международным стандартам. Данное разделение и независимость антимонопольного органа от тарифного регулирования характерно для большинства развитых стран мира [30, с. 6].
Информация о работе Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане